Дабы не стать «дембелями» на будущих парламентских выборах, «регионалы» прибегают к испробованному методу.
Дабы не стать «дембелями» на будущих парламентских выборах, «регионалы» прибегают к испробованному методу.
«Армия – не просто доброе слово, а очень быстрое дело. Так мы выигрывали все войны. Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия». Эта цитата из фильма «ДМБ» как нельзя лучше демонстрирует тактику, которой придерживается нынешняя власть в политической борьбе. Дабы, несмотря на впечатляющие потери рейтингов, не стать «дембелями» на будущих парламентских выборах, «регионалы» прибегают к испробованному методу – не приспосабливаться к обстоятельствам, а их создавать. Для этого у них имеются в наличии все необходимые инструменты. Пусть руки с этими инструментами и подрагивают, но все равно – где хирург всадит скальпель, там шрам и останется. То есть, какой закон о выборах «регионалы» сочтут для себя оптимальным – так выборы и пройдут, сколько бы ни кичился Владимир Литвин своей облупившейся «золотой акцией».
С сегодняшнего дня парламент начал рассматривать оппозиционные законопроекты о выборах, но представители правящей партии даже не скрывают, что делается это для того, чтобы благополучно их завалить и расчистить путь для главного проекта, который придет с Банковой. С этим проектом власть носится давно, его положения активно дискутируются, но никто не может точно сказать, что за блюдо будет вынесено в сессионный зал. Куратор избирательной темы глава Минюста Александр Лавринович уверял, что законопроект вынесут в зал лишь после того, как будет получен вердикт Венецианской комиссии. Но как только комиссия передала свои замечания, основные из которых касались самых спорных норм – избирательной системы и проходного барьера – тот же Лавринович сказал, что именно они-то по различным причинам учтены не будут. Впрочем, нынешний министр юстиции – несравненный мастер казуистики, который на голубом глазу может юридически аргументировать все что угодно. Поэтому, несомненно, на выходе мы получим тот вариант, который будет выгоден не только Партии регионов, а власти вообще. С косметическими изменениями для успокоения европейских товарищей – к тому же часто в законопроекты закладываются заведомо одиозные моменты, чтобы в дальнейшем от них показательно отказаться.
Впрочем, так или иначе дискредитирующие остальных участников процесса нормы – это полбеды. Хуже состояние неопределенности, когда до последнего момента неясно, по какому закону будут проходить выборы и какую тактику выбирать их потенциальным участникам. Например, Президент вроде бы публично произнес, что он за смешанную систему, и некоторые «одиночки» даже стали заранее раскручиваться с расчетом на мажоритарку. Но потом власть начала темнить и распространять слухи (через того же Андрея Клюева, отстаивающего сохранение нынешней системы), что на смешанную систему голосов может не найтись. Хотя, казалось бы, даже без противящихся мажоритарке коммунистов ее могло бы поддержать значительное число «нунсовцев» и «рыбаковцев» (при надлежащем торге). Конечно, свою роль играет и то, что в самой власти нет единства относительно избирательного закона, но как бы то ни было именно она поставит всех остальных перед фактом.
Так уже было во время местных выборов 2010-го, когда «регионалы» установили сдерживающий барьер для «Фронта змин» Яценюка (требование регистрации местных организаций партий не позднее 365 дней до дня выборов) и сняли его в последний момент, когда для подготовки к полноценной кампании уже практически не оставалось времени. Тогда же под благовидным предлогом «деперсонализации» политики было запрещено участвовать в выборах блокам, что ударило в первую очередь по главному конкуренту партии власти, с которым сейчас разбираются иными методами в Печерском суде. Рейдерские атаки на областные ячейки «Батькивщины» – несколько из другой оперы, но и они стали возможными благодаря лояльности к захватчикам судов.
Перед парламентскими выборами помимо уже перечисленных норм власть выразила желание поиграться в своих целях ликвидацией строки «против всех». И главное – без принятия закона непонятно, как будут нарезаться округа. Это создает дополнительные сложности для оппозиции, заявившей о намерении подавать на мажоритарные округа единых кандидатов. Справедливости ради, надо заметить, что в такой же растерянности находятся многие «регионалы», которые уже сейчас понимают, что места в партийном списке им не найдется, а на округах ожидается немалая конкуренция среди своих же.
«Пока что задержка с принятием закона о выборах связана с внутренними дебатами во власти, – считает политолог Владимир Фесенко. – Сейчас проект Лавриновича будет подчищен по рекомендациям Венецианской комиссии и проходной барьер будет в итоге, скорее всего, не 3 и не 5, а 4%. Но сама политтехнологическая готовность к проведению выборов – кто пойдет по списку, как работать с округами – у «регионалов» сейчас уже есть. А дальше будут разбираться».
Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко, считает, что законопроект Лавриновича все-таки будет продавлен – «если его внесут в парламент до конца октября, то 80% вероятности, что он будет принят». Хотя и замечает, что те, кто заранее начал демонстрировать активность в виртуальных пока что мажоритарных округах, сейчас затих в ожидании конкретики. Также Черненко говорит, что уже видел в некоторых обладминистрациях карту нарезанных округов, хотя тот же Лавринович заявлял, что они будут сформированы сразу после вступления в силу закона о выборах.
Собирающийся идти по мажоритарке на Житомирщине «нунсовец» Павел Жебривский уверяет, что именно отсутствие округов больше всего мешает ему и другим мажоритарщикам определяться с дальнейшими действиями: «Свои»-то уже наверняка все знают, а нам никто ничего не говорит. Это, а также принципы формирования участковых и территориальных комиссий – главные загадки этой кампании».
Также «нунсовцы» сетуют на то, что власть искусственно тормозит смену главы фракции – новоиспеченного «фронтовика» Николая Мартыненко, который, по идее, и будет подавать представителей в комиссии не столько от фракции, сколько от своей новой партии.
Все участники процесса, которые вынуждены сесть за избирательный «карточный стол» с партией власти, заведомо понимают, что играют с шулером, который мало того, что сдал себе на руки все козыри, так еще и меняет правила игры на ходу. И даже в случае если планы дадут сбой, всегда можно отыграть ситуацию назад «постфактум», как это произошло после неудачных для представителя ПР выборов сельского головы в Одесской области.
А если вспомнить, что нынешнюю дата парламентских выборов «регионалы» продавили, просто потому что им так захотелось, то нельзя быть в чем-либо уверенным, даже если закон примут в ближайшее время.
Коментарі — 0