Виктор Янукович фактически признал, что рассказывал Западу сказки
Расчет сторонников Тимошенко на то, что приговор Печерского суда был чисто символическим и Западу будет продемонстрирована готовность украинской власти идти на компромисс, тает. Фокус с декриминализацией в парламенте 365-й статьи Уголовного кодекса, похоже, не проходит.
С самого начала текущей сессионной недели из уст Виктора Януковича и поддакивающих ему соратников стали звучать грозные заявления о том, что ни на какие уступки ради главной оппозиционерки власть не пойдет. Показательно, что данный достаточно жесткий месседж был пущен через зарубежные масс-медиа и направлен как раз в сторону Запада. Более того, украинский Президент высказался в том ключе, что если Европа и дальше будет связывать дело Тимошенко с перспективами евроинтеграции Украины, то с подписанием соглашения об ассоциации Киев вполне может подождать. Хотя уже неоднократно отмечалось, что если данное соглашение не будет подписано до конца года, то в дальнейшем Европа будет занята выборами в Европарламент и «подождать» придется очень долго.
Логичным продолжением этих недружелюбных заявлений стал перенос визита Виктора Януковича в Брюссель – это означало, что на декриминализацию статьи до поездки Президента в гости к «писающему мальчику» оппозиция может не рассчитывать. Хотя «бютовцы» пытались помочь Президенту чем могли – глава профильного комитета Виктор Швец зарегистрировал постановление о подготовке ко второму чтению президентского законопроекта с оппозиционными поправками по сокращенной процедуре. В этом случае у парламента была бы возможность проголосовать, а у Президента подписать этот закон еще до поездки в Брюссель, где глава государства мог бы рассчитывать на куда более теплый прием.
Но все «хотелки» оппозиции на декриминализацию во вторник были растоптаны. В принципе, все было понятно еще из заявлений Януковича накануне, а глава фракции ПР Александр Ефремов только повторил мантру о том, что из-за одного человека закон менять негоже, а значит и голосов президентские кнопкодавы за такую возможность власти сохранить лицо не дадут. Оппозиция, понятно, повозмущалась, заблокировав трибуну и потребовав роспуска парламента, а потом просто удалилась из зала, попутно устало посмеиваясь над бесплодными плясками большинства вокруг куда более важного решения – отмены зимнего времени.
Сами «регионалы» либо вообще не хотят комментировать дело Тимошенко, либо отвечают заученными фразами о верховенстве права и ординарности персоны экс-премьера в космическом масштабе. Самые откровенные признаются: «все было решено еще когда не состоялась «ширка» – уже тогда было понятно, что проигравший выборы должен быть готов сесть».
Святослав Пискун, закрывший в бытность Генпрокурором дела Тимошенко, сейчас наблюдает за процессами со стороны и затрудняется сказать, когда ЮВТ выйдет на свободу.
«Прогнозы – вещь неблагодарная, тем более что касается юриспруденции, – щурясь, начинает «регионал». – Каждый судья, прокурор и следователь воспринимает добытые в деле доказательства и оценивает их, основываясь на своем внутреннем убеждении. Делать же декриминализацию в Раде под одного человека не совсем правильно. Я считаю, что этот вопрос – не столько правовой, сколько политический, и мы так можем далеко зайти. По-моему, в год в Украине расследуется 500 тысяч уголовных дел. Так это значит, что 499999 можно расследовать, а одно или два нельзя?»
Комментируя слова Сергея Кивалова о том, что судьба Тимошенко может быть решена после принятия в ноябре нового Уголовно-процессуального кодекса и дальнейшего внесения изменений в Уголовный кодекс (именно в нем, а не в УПК, как почему-то уверен Президент, находится «статья Тимошенко»), экс-Генпрокурор недоумевает:
«Процесс же не влияет на материальную сторону права. Используя процесс, можно доказывать вину или невиновность, но судят по нарушению норм уголовного права. Процесс надо усовершенствовать, но причем здесь Уголовный кодекс?»
«Нунсовцу» Тарасу Стецькиву все эти юридические тонкости явно неинтересны, и он уверен, что Тимошенко должна выходить на свободу именно сейчас, а семь лет она просидит за решеткой или меньше, большого значения уже не имеет:
«Отказ Януковича ее выпустить означает то, что он проходит точку невозврата, и в этой стране уже не будет ни выборов, ни демократии, а скорее всего, ее ждет трагическая развязка. Велика вероятность, что Тимошенко вытянет из тюрьмы народное сопротивление, которое просто сметет Януковича. Ведь уже ясно, что он закрылся, а это означает, что в этой стране дело дойдет до внепарламентской развязки».
Апокалиптические прогнозы Стецькива, конечно же, не разделяет его бывший коллега по фракции, а ныне член «Реформ ради будущего» Александр Бобылев. Экс-начальник УМВД в Днепропетровской области практически один в один повторяет тезисы Януковича:
«Мы живем в своей стране и это наши внутренние проблемы. Ведь мы никогда не лезем ни к Франции, ни к Германии и не диктуем им свои условия».
На замечание, что именно Украина просится в ЕС, а не наоборот, Бобылев лукаво усмехается:
«Я бы не сказал, что мы туда просимся, потому что так поступать нам – довольно богатой, нормальной стране – неправильно».
Что же делать в этой ситуации «правильно» – непонятно. Теряется в догадках о дальнейшем развитии событий «бютовец» Сергей Терехин:
«Ну, я же не психиатр. На этот вопрос можно было бы ответить логически или политологически, но логика сейчас отсутствует. Мне нравится одно из определений шизофрении: когда логическая цепочка абсолютно верная, но проблема в том, что первая посылка – ложная. Вот так и сейчас».
В принципе, придерживается теории о «ложной первой посылке» и коммунист Евгений Царьков, который, впрочем, со своей коммунистической колокольни находит в происходящем свой позитив. Например, он утверждает, что сам прецедент посадки бывшего премьера ему симпатичен, и надеется, что, выйдя на свободу, Тимошенко в свою очередь начнет мстить тем, кто ее посадил, – «а чем больше капиталисты рвут друг друга, тем лучше». Но это, конечно, если выйдет в боевом состоянии.
«Изначально было сделана политическая ошибка, когда они дали Западу новый повод для удавки Украины, чтобы влиять на ее независимость, – говорит Царьков. – Ведь даже если статья будет декриминализирована, для Юлии Владимировны страшнее всего прибытие в ноябре следующего года Лазаренко. Если и будет какой-то период свободы, долго она на ней находиться не будет. Закроют по новым обвинениям – есть российский след, очень темное дело Щербаня… Чтобы управлять Юлией Владимировной, материалов достаточно и у Москвы, и у Вашингтона. Этим она им и выгодна.
Декриминализация статьи казалась мне более последовательным шагом, раз уж допущена такая ошибка, но, скорее всего, ее уже не будет. По нынешней статье Тимошенко может быть амнистирована или выпущена досрочно и, думаю, это будет сделано. Но до окончания следующих президентских выборов ни о какой свободе Тимошенко и ее гастролях по Украине речи быть не может».
Логичным шагом считает декриминализацию преступлений, приписываемых Тимошенко, «нунсовец» Виктор Матчук. Он считает, что это был бы идеальный выход как для одной, так и для другой стороны:
«Могла быть хорошая игра, когда они бы декриминализировали эту статью, учитывая не столько позицию оппозиции, сколько мировой общественности. Это дало бы возможность Апелляционному суду вернуть дело в суд первой инстанции, а тот в свою очередь присудил бы штраф и постановил бы вернуть полтора миллиарда гривен. И дальше спор шел бы вокруг этой суммы. Но главное – когда сменится власть и встанет вопрос о действиях сегодняшних политических лиц, уже не будет статьи, по которой их можно привлечь, даже если для этого будет больше оснований, чем сейчас для Тимошенко. И винить в этом можно будет только нынешнюю оппозицию. Вот такая элегантная картинка маслом могла получиться. И я был уверен, что так и будет, но то ли они не способны на тонкую игру, то ли находятся в плену каких-то комплексов…»
Впрочем, внутренний голос подсказывает Матчуку, что все семь лет Тимошенко не отсидит.
Конечно, способов отпустить Тимошенко на волю остается предостаточно и декриминализация – возможно, не самый удачный. Ведь вместе с «политической» Тимошенко от уголовной ответственности освободится куча народа, явно не преследовавшего в своей деятельности никаких целей, кроме собственного обогащения. Неслучайно сами «бютовцы» говорят, что голосовали бы за декриминализацию 365-й «с отвращением». Но даже такой возможности власть им не спешит предоставлять. Впереди апелляция и кассация, решение Европейского суда… Но кулуарами все активней бродит мнение, что такими методами инициаторы процесса над Тимошенко умышленно толкают Украину толкают в братские объятия северного соседа. Хотя, конечно, полухамские пассажи украинского Президента в адрес европейцев аккурат в преддверии встречи с Дмитрием Медведевым могут быть просто совпадением…
Фото: blogr.dp.ua
Коментарі — 0