Попов vs Кличко. Результаты последних социсследований по Киеву
Дата выборов нового мэра Киева пока еще – загадка, но уже очевидно, что основная борьба развернется между действующим главой КГГА Александром Поповым и оппонирующим ему Виталием Кличко, для которого это будет третья попытка занять пост киевского градоначальника. Уже сейчас, в принципе, видны многие сильные и слабые стороны каждого из них, которые в общих чертах отразились в таких сложившихся стереотипах: Попов –аполитичный хозяйственник, Кличко – не очень опытный, но амбициозный политик без малейших навыков работы в городском хозяйстве и с неизвестной командой.
Штабы обоих кандидатов наверняка ознакомлены со свежайшей социологией, показывающей, чего же именно ждут от них потенциальные избиратели. В распоряжении «Главкома» оказалось два исследования, в которых сделан упор именно на электоральную ситуацию в столице – «Мониторинг общественного мнения населения г. Киева» и «Образ и имидж мэра Киева». Оба исследования проводились в феврале и неплохо фиксируют текущие настроения и ожидания киевлян.
-- Уровни поддержки
Дабы лучше эти настроения понять, отметим сразу основные черты симпатиков главных кандидатов. Предварительные замеры показывают, что готовность горожан принимать участие в голосовании постепенно уменьшается – на 10 % по сравнению с летом минувшего года. Причем, авторы исследования констатируют, что активность уменьшается среди молодежи, зато остается стабильной среди пенсионеров, что, по идее, должно играть на руку Попову.
Ведь среди симпатиков лидирующего пока что в виртуальной гонке Кличко предсказуемо преобладает молодежь. Среди 18–29-летних и студентов его рейтинг – соответственно 36,5 % и 37,9 %, а вот среди избирателей старшего возраста картина противоположная – 19,8 % поддержки у 50–59-летних и 14,6 % – у тех, кому за 60. В социальном срезе Кличко более всего может рассчитывать на поддержку частных предпринимателей (почти 40 %) и меньше всего на сочувствие малообеспеченных киевлян (22,2 %).
У Попова же уровень поддержки среди молодежи такой же, как у Кличко среди стариков, – 14,5 %, а электоральное ядро состоит из тех, кому под 60, – 31,4 % и неработающих пенсионеров – 29,3 %.
С привлекательными для избирателей чертами главы КГГА все более-менее понятно: респонденты отмечают, что Попов – хороший управленец, хозяйственник с заметными результатами деятельности и человек, который помогает простым киевлянам. Положительный же образ Кличко более размыт, и каждый видит в нем что-то свое.
Главное позитивное качество Кличко в глазах киевлян – он вызывает доверие (12,3 %), далее идут такие характеристики как «гордость страны» (7,5 %), «амбициозный, инициативный, сам всего добился» (6,6 %), «оппозиционер, борется с коррупцией» (4,7 %), «молодой» (4,2 %), «помогает киевлянам, сам киевлянин» (2,8 %) и т.д.
-- «Патриот» против «управленца»
Теперь собственно о том, какого же мэра хотят видеть киевляне. Первая пятерка требований горожан к будущему градоначальнику выглядит так: «заботится об архитектурном облике столицы» (4,22 балла по 5-балльной системе), «патриот, любит Украину» (4,15), «есть команда единомышленников» (4,13), «опытный хозяйственник» (3,97), «хороший семьянин» (3,66). На последних позициях – политическая принадлежность мэра, его возраст и происхождение. Причем среди поклонников Попова больше всего баллов набрали хозяйственные качества и опыт работы на госслужбе, а для сторонников Кличко эти факторы, понятное дело, не так важны – тут на первые позиции выходят молодость, популярность в городе и занятие благотворительностью. Показательно, что качества, которыми в большей степени владеет Попов, в основном, привлекательны для людей с небольшим достатком, а избиратель Кличко с его «молодостью» и «благотворительностью» более финансово независим.
Также респондентам были предложены на выбор антонимичные пары качеств будущего мэра вроде «имеет опыт руководства городом» – «не имеет такового», «склонен к компромиссам» – «не ищет компромиссов», «сторонник эволюционных преобразований» – «сторонник быстрых преобразований» и т.д.
Первая семерка характеристик-фаворитов: «уравновешенный человек» (88,9 % при 10,3% любителей «импульсивности»), «настроен на усовершенствование (носитель позитива)» (85,3 %), «пытается найти общий язык с представителями всех сил ради интересов киевлян» (81,2 %), «пытается постепенно изменить ситуацию» (78,9 %), «в первую очередь, рассчитывает на поддержку громады города, а не политических сил» (77,1 %), «опытный управленец» (75,8 %), «имеет опыт управления городом» (72 %). Также большинство респондентов отмечают как позитивные качества наличие у мэра склонности к компромиссам и умения оперативно управлять командой, а не возлагать на нее всю хозяйственную деятельность.
Среди профессиональных качеств первое место с приличным отрывом занимает «опытный управленец» (56,2 %), потом идет «склонность решать все исключительно на основе законности» (48,9 %), «активный общественный деятель, который борется с проблемами Киева» (46,9 %) и «профессионал, менеджер высокого уровня» (43,8 %). Пункт «известный спортсмен, который приносит славу Украине» набрал лишь 10 %.
Если в рейтинге личных качеств все выглядит достаточно классически и электорат кандидатов не сильно различается в своем стремлении к порядочности, надежности, рассудительности и принципиальности, то среди характеристик общественной позиции мэра сторонники Попова больше ценят «возможность сотрудничать со всеми политическими силами» (41,7 %) и «ориентацию на диалог между властью, бизнесом и гражданами» (35,6 %). В то время как будущему избирателю Кличко ближе всего такое достаточно размытое понятие как «патриотизм» (41,4 %).
В целом же, по мнению большинства киевлян, раз уж мэр должен идти на компромиссы ради громады, то на второй план уходит его политическая принадлежность. Собственно, Попов сегодня не является носителем партийной идеологии, он демонстративно подчеркивает свою аполитичность. Хотя среди поклонников Кличко все-таки больше тех, кто хотел бы видеть мэром столицы представителя одной из партий «посторанжевого» лагеря. Более обеспеченные сторонники мэра-боксера отличаются и большей политизированностью, в отличие от избирателей Попова, для которых важны более прикладные качества.
-- Кто нырнет в «болото»?
Интересно, что в исследовании «Образ и имидж мэра Киева» при выборе из антонимичных пар утверждений большинство респондентов подавляющим большинством выбрали как раз те характеристики, с которыми, как правило, ассоциируется Попов. Так 89 % считают, что мэр должен быть хорошим хозяйственником, а не политиком, 78,5 % – управленцем, а не популярным человеком, 76 % – направлять усилия на решение текущих проблем города, а не заботиться о его международном имидже, 60 % – считают необходимым опыт на руководящих постах разного уровня. Такие приоритеты, в общем-то, логичны, учитывая, что среди наиболее беспокоящих киевлян проблем – это состояние жилых домов и коммуникаций, высокие цены на аренду и покупку жилья, экологические проблемы, бродячие животные, качество водопроводной воды и т.п.
Исходя из последних исследований, можно подытожить, что, в целом, у Попова больше шансов привлечь на свою сторону многих неопределившихся избирателей, особенно если он сделает ставку на своей аполитичности и умении договариваться с различными политическими игроками. На руку главе КГГА могут сыграть и нескончаемые «объединительные процессы» в оппозиционном лагере, в ходе которых наружу вылазят давно надоевшие (особенно в Киеве) внутренние разборки и взаимные обвинения.
Но главные задачи, которые станут перед обоими кандидатами – мобилизация собственного электората, что всегда было актуально для Кличко, и перетягивание на свою сторону «болота» – неопределившихся, а также тех, кто пока решил не ходить на выборы (а таких в совокупности почти 20 %), за счет чего может переломить ситуацию в свою пользу Попов.
К тому же, не стоит забывать, у кого в руках оказалась карта с датой выборов. Очевидно, что команда Попова наверняка воспользуется ею тогда, когда перспективы ее кандидата будут выглядеть наиболее оптимистично.
Коллаж: «Главком»
Коментарі — 0