В дилемме «честные выборы или нужный результат» власть делает выбор в пользу последнего
Власти на этих выборах придется бороться с изрядным раздвоением личности. С одной стороны, Президент поставил подчиненным задачу провести максимально чистые выборы, дабы не дать шансов оппозиции заявить о фальсификациях и не навлечь на себя дополнительный гнев Запада. Для этих целей уже выделена несусветная сумма на веб-камеры, что, впрочем, стало большим сюрпризом для ЦИК. С другой – с руководителей штабов будут спрашивать конкретный процент и в дилемме «чистота выборов – результат» они наверняка сделают выбор в пользу последнего. То же самое касается губернаторов: на Банковой жалуются, что главы ОГА на своем уровне уже договорились о «взаимопомощи» с мажоритарщиками и на пожелания центра смотрят сквозь пальцы. Для обеспечения нужных результатов у местных властей есть давно опробованная машина админресурса, без задействования которой у нас не обходятся ни одни выборы. Другой вопрос – как именно воспользуются старым добрым «админом» на этих парламентских выборах. Сам факт, что они проходят по смешанной системе, позволяет подойти к этому более творчески. Например, для мажоритарки важны границы округов, и есть мнение, что ЦИК вместе с губернаторами нарезали несколько округов в пользу конкретных кандидатов. Но это даже мелкой шалостью нельзя назвать по сравнению с иными методами, которые власть берет на вооружение.
-- Народ и партия – едины
То, что власть будет помогать родной партии и ее выдвиженцам, в некоторых областях даже особо не скрывается. Например, в «ядерной» для «регионалов» Донецкой области губернатор Андрей Шишацкий прямо заявил, что «Партия регионов – это партия власти и они тождественны», а результатом конференции облорганизации ПР стало решение «обеспечить взаимодействие местных органов власти, кандидатов-мажоритарщиков, партийных организаций по решению социально-экономических проблем в городах и районах Донецкой области».
Не гнушаются подобным «взаимодействием» освященных в Киеве мажоритарщиков и местных органов власти и в других областях. Наиболее резонансным в этом отношении стал Харьков, где мажоритарщики от ПР ведут централизованную кампанию при максимальной поддержке мэра Геннадия Кернеса. Доходит до курьезов – например, до табличек «Ремонтные работы проводятся при поддержке народного депутата Ирины Гориной» или переодеванием рабочих в футболки с фамилией «тушки» Валерия Писаренко. Причем оплачиваются такие работы за счет городского бюджета. «Спарку» власти и кандидатов как нельзя лучше демонстрирует сюжет местного телеканала, когда Писаренко с Кернес чуть ли не под ручку посещают местный роддом.
Конечно, агитацию за счет самих агитируемых вряд ли можно назвать таким уж ноу-хау этих выборов. Но размах впечатляет: например, в Одессе широко разрекламирована губернаторская инициатива «Народный бюджет», когда в городе ведутся работы за счет народного же бюджета, хотя правящая партия ненароком приписывает все заслуги за это себе любимой. Опять же за счет бюджета пиарится в Славянске позиционирующий себя как благодетель города сын Николая Азарова – Алексей.
«Бютовец» Владимир Бондаренко, которого объединенная оппозиция выдвинула на округ в Киеве, может привести массу примеров «нечестной игры» со стороны власти:
«Специальным решением Киевсовета были выделены средства на ремонт асфальта, подъездов, детских площадок. А сейчас ставленники власти рассказывают, будто они повыбивали эти средства. И никакой подкуп тут не инкриминируешь.
В штабах Партии регионов через райадминистрации собраны огромные массивы информации насчет того, кому конкретно будет установлен телетюнер, кто будет подписан на газету «Вечерний Киев»… У кого-то просто берут обязательства голосовать за Партию регионов. И главное – сегодня предлагается перекидывать людей с других территорий на нужные округа, так как закон позволяет голосовать там, где захочешь».
«В любой цивилизованной стране любая партия, которая вздумала бы так шутить с предвыборными технологиями, была бы немедленно списана в политический утиль, – уверен политтехнолог Андрей Золотарев. – Но регионалы действуют по праву сильного и их меньше всего волнует мнение общественности. Совершенно тупой каток, ни на что не оглядывающийся, – это тоже определенное ноу-хау этой кампании».
Относительно обещаний власти устроить внешне честные выборы Золотарев призывает не строить иллюзий:
«Никогда не верьте женщинам и представителям Партии регионов. «Регионалы» давно освоили язык Оруэлла: «Правда – это ложь». Была масса примеров и поводов усомниться в их искренности. С точки зрения стратегии не в их интересах обгадиться с этими выборами, поскольку если их нигде, кроме Банковой, не признают, это вызовет кризис и внутри страны. Но дурь административной машины часто оказывается сильнее предупреждений экспертов и стратегов».
-- «Кошерно и гламурно»
Тем не менее, эксперты и стратеги Банковой свое дело знают. Уже давно в поддержку слабеющего рейтинга «бело-голубых» в масштабах страны запущена кампания «Витина тысяча». А главной особенностью нынешней избирательной кампании глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко называет инициативу ведомства Сергея Тигипко – увеличение количества социальных работников на 12 тысяч человек. Помимо того, что был увеличен штаб работников, на период выборов им положены неплохие по «нестоличным» меркам оклады – 2 – 2,5 тысячи гривен.
«Эти соцработники ходят по домам, помогают бабушкам, инвалидам, а это – агитация среди целевой аудитории за бюджетные деньги», – говорит Черненко.
В Крыму отряды бюджетников ходят по квартирам с анкетами о поддержке социальных инициатив Януковича и кандидатур от партии власти в округе. Также правительство АРК выделило 750 тысяч гривен на проект льготных карт, по которым малообеспеченные граждане могут получать скидки в некоторых магазинах и аптеках. Используются и чисто «совковые» методы сомнительной эффективности вроде требования от местных советов составления списка сторонников ПР в госучреждениях.
Оппозиции, понятное дело, такие возможности могут только сниться. Максимум, о чем могут мечтать оппозиционные кандидаты – чтобы власть им не мешала, но и это малореально.
«Понятно, что оппозиции не будут давать ставить палатки, – перечисляет чинимые препоны близкий к штабу объединенной оппозиции политолог Игорь Жданов. – Будут задерживать людей, которые раздают листовки. Владельцы рекламных щитов под разными предлогами будут отказывать оппозиции, а те борды, которые удастся разместить, будут ежедневно срываться, что ведет к лишним тратам. Такой прецедент, кстати, был в Вышгороде, где борд с изображением Яценюка и Тимошенко стоял на пути Виктора Федоровича».
А ведь бигборды, листовки, партийная пресса – чуть ли не единственный для оппозиции способ достучаться до избирателя. На всеукраинские каналы представителей оппозиции пускают очень дозировано (если они, конечно, не Наталья Королевская), а в регионах дело обстоит еще хуже.
«Идет зачистка информполя – если Киев более-менее свободен, тут есть плюрализм мнений, то на региональных каналах картина меняется на диаметрально противоположную, – говорит Андрей Золотарев. – С помощью контроля над СМИ регионалы конструируют виртуальную реальность и формируют ощущение «тотального покращення».
Координатор движения «Честно» Олег Рыбачук, находившийся в момент разговора в Харькове, подтверждает, что альтернативы телевизионному «покращенню» в провинции практически не существует:
«В Харькове сейчас нет практически ни одного канала, где можно услышать какую-то альтернативную точку зрения. Отличие этой кампании от других состоит еще и в том, что телевизионное пространство практически стерилизовано».
Совсем недавно Рыбачук уверял, что админресурса на этих выборах будет меньше, но уточняет, что он просто примет несколько иные формы:
«Я имел в виду, что ПР дала установку всем своим структурам, чтоб все было кошерно и гламурно – чтобы никаких бандюков, которые бы что-то громили, как в 2004-м году. На самом деле, власть делает те же вещи, только иначе их упаковывает. Кстати, когда оппозиция голосовала за закон о выборах, говорила, что они минимизирует использование админресурса, а сейчас они все, как один, кричат, что против них этот ресурс работает».
Близкий к Партии регионов социолог Евгений Копатько вовсе считает, что к админресурсу на этих выборах может прибегать как власть, так и оппозиция – в зависимости от региона.
«Во Львове и Донецке может использоваться местный ресурс, – говорит Копатько. – Местные элиты могут поддерживать человека, который им ближе и понятней, и это не обязательно должен быть представитель власти. И вообще сомневаюсь, что во время этой кампании будет использоваться «админресурс» в чистом виде, потому что на многих округах есть несколько сильных кандидатов, которые будут взаимно уравновешивать друг друга».
Услышав версию о том, что оппозиции тоже будет помогать админресурс, Игорь Жданов не может сдержать смеха: «Если какой-нибудь мэр начнет помогать оппозиции, то у власти всегда есть адекватный ответный ход – подключение правоохранительных органов. Уже начали арестовывать людей на уровне замов руководителей штабов либо пытаются их подкупить, чтобы они начали тихо сотрудничать с властью».
Правоохранительная дубинка – действительно, один из действенных инструментов политической борьбы. Чтобы устранить неприятного конкурента, бывает достаточно припугнуть его уголовным делом или напомнить ему о старом, как, например, было в случае с довольно известным днепропетровским политиком Загидом Красновым, явно не вписывавшемся в планы «регионалов». Так Краснов был задержан в мае этого года по поводу ДТП четырехлетней давности. После этого у его депутатских амбициях ничего не слыхать. И это – достаточно резонансный случай, а сколько таких проблем с «неугодными» решается, не доводя дело до задержания…
«Если кто-то потеряет разум и захочет использовать админресурс, об этом узнает весь мир», – напугал ушедший из правительства на выборы Виктор Балога. Насколько таким «мягким» админресурсом, а не тупым вбрасыванием бюллетеней можно запудрить мозги иностранным наблюдателям? И достаточно ли будет на этот раз Западу демократической ширмы, тем более с изрядным количеством прорех? Пока что миссия ОБСЕ в Украину не прибыла, поэтому ее реакцию на игры украинской власти можно лишь предугадывать. Но очевидно, что главные нарушения этих выборов останутся вне зоны объективов веб-камер.
Коментарі — 0