У оппозиции остались считанные дни, чтобы согласовать с «Ударом» единых кандидатов в округах
Чем ближе дата выборов, тем большее напряжение витает между штабами Объединенной оппозиции и «Удара». Усугубляется оно тем, что оппозиция явно не получила ожидаемой синергии от объединения, а Кличко, которого активно зазывали в «братскую могилу», ненавязчиво демонстрирует свою прозорливость.
Но если с тем несостоявшимся альянсом давно все понятно, то с мажоритаркой вопрос пока открыт. У сторон еще есть возможность договориться о снятии своих кандидатов с гонки в пользу партнеров, чтобы не распылять голоса. Понятно, что в этом процессе больше заинтересована «Батькивщина», поскольку у нее куда больше рейтинговых мажоритарщиков. В то время как выставление кандидатов «Ударом» по 222-м округам чем-то иначе кроме как площадкой для торгов и демонстрацией мускулов назвать сложно. Изначально Кличко в беседах с представителями Комитета сопротивления диктатуре и в различных интервью как мантру повторял слово «праймериз» – мол, выберем из нас самого сильного и популярного и выставим его в пику представителю власти. В итоге, правда, непонятно какой праймериз проходили кандидаты от самого «Удара», но очевидно, что реально проходных там единицы, а силы бренда партии не хватит, чтобы их «вытянуть». Видят это все – и Кличко в том числе.
-- Как меряться?
В конце лета «Батькивщина» заявила, что готова согласовать с «Ударом» кандидатов в депутаты, выдвинутых в Киеве и области. Любопытно, что сделано это было якобы по призыву общественных активистов – Вахтанга Кипиани, Виктории Сюмар и политтехнолога самой «Батькивщины» Игоря Жданова. В заявлении говорилось, что Объединенная оппозиция даже готова пойти на столь милый для Кличко праймериз.
У Кличко думали неделю, а потом разразились заявлением зампреда избирательного штаба «Удара» Владимира Куренного, что партия не получала от оппозиции предложения определять единых кандидатов. Все свелось к необходимости разработать какие-то критерии и механизмы, и вопрос опять подвис в воздухе.
На этой неделе Кличко в Варшаве, заявил, что партия «Удар» сама определила округа, где готова снять своих кандидатов и поддержать выдвиженцев от «Батькивщины» и оппозиционно настроенных кандидатов-самовыдвиженцев. Сделать то же самое было предложено «Батькивщине». В ряде же округов «Удар» предлагает в течение первой недели октября совместно с другими оппозиционными партиями провести социсследования для определения единого кандидата.
«Срочность» связана с тем, что решить этот вопрос нужно до середины месяца – по новому закону о выборах снять кандидата можно не позднее чем за 12 дней до голосования, которое, напомним, состоится 28 октября. Кандидат от Объединенной оппозиции Владимир Арьев даже без обиняков заявил, что как раз за пару недель до выборов и станет ясно, реально ли оппозиционный Кличко кандидат.
Теперь проблема в том, где взять те самые социисследования, о которых говорят в штабе Кличко. «Ударница» Ирина Геращенко в недавнем интервью «Главкому» логично рассудила, что это должны быть не штабные замеры, а социология независимых центров, которой все будут доверять. В «Батькивщине» говорят, что предложили «Удару» пул социологов, но пока ситуация остается неопределенной. Еще немного – и проблема социсследования отпадет сама собой.
«Провести исследования на всех округах – абсолютно нереально, – категорична директор Фонда «Демократические инициатива» Ирина Бекешкина. – Сейчас социологические службы работают на пределе возможностей и даже за их пределом. Люди, похоже, просто не представляют объемов этой работы. К нам обращались с такими предложениями, и я объясняла, что надо было это делать раньше».
Тем не менее, Бекешкина допускает, что на каких-то критических округах или исключительно по Киеву исследования провести еще можно.
«Тем более что в Киеве такая тактика реально может принести победы единым кандидатам», – считает социолог.
-- Старые обиды
Еще одно условие, которое озвучила Геращенко, весьма субъективно: «Удар» будет требовательным к тем кандидатам от других оппозиционных партий, кто сеял раздор в оппозиционном лагере в течение кампании, позволяя себе клевету на нашу команду. Ибо они работали на общее поражение оппозиции такими своими действиями».
Например, «ударник» Александр Сергиенко который баллотируется по 218-му столичному округу, припоминает историю с газетой, которая якобы раздавалась от имени кандидата от «Батькивщины» Арьева, с не самой корректной подачей кандидата от «Удара».
«Этот плакат был квалифицирован как нечестная борьба, – вспоминает Сергиенко. – И я лично этому человеку не хотел бы передавать свои голоса. Люди сами должны решить, кто лучше, – это оптимальный путь решения проблемы. Но это мое личное мнение – понятно, что все решается на высших этажах партии».
Сергиенко говорит, что, в отличие от многих конкурентов, не позиционирует себя как оппозиционный кандидат, и считает, что изначально с «Ударом» хотели поступить не совсем красиво: «Не очень честная игра была в момент, когда одна сила взяла себе в Киеве 9 округов, а другой с примерно таким же рейтингом в столице предложила 4».
Но если шансы Сергиенко на округе более чем призрачны, то другой представитель «Удара» Кирилл Куликов всерьез рассчитывает на победу по 212-му округу. Куликов уверен, что общих договоренностей с «Батькивщиной» его партии достичь удастся.
«Думаю, в большинстве случаев договорятся, но будет ряд исключений – например, там, где нет кандидата от единой оппозиции, – рассуждает Куликов. – Надо будет проводить съезды и принимать соответствующие решения. От «Удара», кстати, нет ни одного негативного комментария в их адрес. А Объединенная оппозиция несколько забыла о своем главном сопернике и развернула деятельность против «УДАРа». Например, на моем округе 38 из 39 кандидатов – против Куликова».
На вопрос, кто еще из «ударников» может рассчитывать на победу по мажоритарке, Куликов пространно ответил, что есть «сильные ребята», но, дабы никого не обидеть, фамилии предпочел не называть.
Кандидаты от Объединенной оппозиции не так оптимистичны по поводу договороспособности лидеров. «Бютовец» Юрий Ганущак, которого руководство бросило на округ, по которому баллотируется экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий, говорит, что согласится с любым решением партии, хотя полон сил для борьбы.
«Неспособность договариваться там, наверху, будет означать, что разговоры об оппозиционности Кличка – не более чем ширма, – говорит Ганущак. – Объединенная оппозиция – сама по себе оппозиционна, поэтому договариваться должен именно он. Если положительное решение будет принято, появится синергетический эффект. Люди поверят, что Кличко действительно оппозиционен и что разумные люди могут договариваться».
Штурмующий 211-й округ Сергей Терехин тоже считает, что в вопросе согласования кандидатов вопрос упирается именно в Кличко: «Сейчас идут какие-то вялые переговоры, чтобы принять решение хотя бы по Киеву, поскольку это – знаковый город. Мы готовы и даже предложили пул социологов, чтобы провести соцопросы, но пока со стороны Кличко – ничего».
Полон пессимизма и Владимир Яворивский (214-й округ): «Я в своих выступлениях никогда не ругал «Удар», а наоборот говорил, что это наши союзники. Но, честно говоря, я уже просто не верю в согласование кандидатов. Боюсь, произойдет повторение Обухова или выборов мэра Киева, пусть и в несколько ином виде».
А самовыдвиженец Владимир Вьязивский, оппозиционер оказавшийся вне объединенного списка, считает, что причину неспособности оппозиционных лидеров договориться следует искать в 2015-м году: «Позиции так сложно согласовать из-за того, что каждому хочется до конца показать свои мускулы перед президентскими выборами… Не про Украину ребята думают, а про свое место в Украине».
-- Лучше не надо
Есть, впрочем, в «Батькивщине» и кандидаты, которые весьма прохладно относятся к идее согласования кандидатов. Более того, считают, снятие с выборов представителя «Удара» невыгодным для себя.
«У меня на округе «ударовец» Крикунов конкурирует больше не со мной, а с другим «спортивным кандидатом» – Денисом Силантьевым, – говорит Александр Бригинец (217-й округ). – Вообще не хочу, чтоб снимались многочисленные кандидаты от власти, потому что каждый из них ослабляет другого. Снятие же кандидатуры Крикунова только ухудшает ситуацию для меня, а снятие меня – не помогает ему. Что касается избирателя «Удара» и «Батькивщины», то на моем округе они не пересекаются. Мои избиратели негативно относятся к «Удару», поскольку не считают его оппозиционной силой».
Бригинец считает, что сама идея договоренностей между партийными лидерами и перманентное ожидание объединения нанесли оппозиции вред.
«Ведь в тех случаях, когда нужно было критиковать Кличко за конкретные вещи, мы все лояльно к нему относились, – сетует Бригинец. – То есть не боролись за тех людей, которые не определились, а Кличко за них боролся. Перед выборами он радикализируется как оппозиционер, но я бы советовал обратить внимание на его позицию месяца два-три назад. И очевидно, что большинство кандидатов, которые представляют его партию как минимум в Киеве, не имеют оппозиционного прошлого. Можно ли на них рассчитывать? Ведь никто не знает, что будет после выборов – может, придется кидаться под танки?»
В любом случае, ждать какого-либо решения проблемы Кличко – «Батькивщина» по объективным причинам осталось недолго. Представитель «Удара» в ЦИК Валерий Карпунцов подтвердил, что сейчас идут переговоры не только о согласовании кандидатов, но и о совместной деятельности в комиссиях: «Конечно, на первом месте стоит политическая составляющая, а уже от нее зависит и координация действий. Ждем решения».
Коментарі — 0