Власть перестраховалась и усложнила процедуру отставки Генпрокурора в парламенте
Уходящая в небытие Верховная Рада шестого созыва напоследок напакостила оппозиции. Да и не только оппозиции, а всем, кто хоть как-то планировал сопротивляться Партии регионов в следующем созыве парламента.
-- Ручной референдум и наезд на мажоритарщиков
Чего стоит закон о референдуме, который был протянут через сессионный зал на заседании 6 ноября. Верховная Рада послала более чем теплый привет Януковичу, дав ему инструмент для умножения парламента на ноль через всеукраинский референдум, о чем подробно писал «Главком».
В тот же день депутаты одобрили еще один скандальный документ – изменения в закон о регламенте. Прежде всего, документ бьет по независимым мажоритарщикам, которым закрыли дорогу к созданию собственной фракции. Минимальную численность группы, которую могут создать мажоритарщики, повысили до численности минимальной фракции – а это по нынешним меркам 32 человека. Что, фактически, уничтожило планы Балоги, Порошенко и сотоварищей сыграть в парламенте независимую от Банковой игру.
Но за этими вещами, которые лежат на поверхности, эксперты и журналисты как-то пропустили еще одно немаловажное законодательное художество власти. И притаилось оно все в тех же изменениях в закон о регламенте.
-- Регламент для Пшонки
В подписанном Виктором Януковичем 19 ноября законе о регламенте, среди прочего, есть малозаметный абзац о внесение изменений в 213 статью регламента ВРУ. Касается он процедуры увольнения Верховной Радой Генерального прокурора.
Согласно 85 статьи Конституции, парламент дает согласие на назначение Президентом Генпрокурора, а также имеет полномочие по своей инициативе увольнять неугодного главу ведомства. Увольнение Виктора Пшонки, на которого многие возлагали ответственность за политические репрессии и посадку Тимошенко с Луценко, было чуть ли не единственным реальным обещанием оппозиции накануне выборов.
Для этого в новой Раде надо было собрать подписи 150 депутатов под предложением об отставке Генпрокурора, и чтобы 226 нардепов проголосовали за включения вопроса в повестку дня. Потом еще одним голосованием отправили Виктора Пшонку в отставку. Никакого одобрения Президента не нужно, все принимается в виде постановления.
Сценарий, откровенно говоря, маловероятный, особенно учитывая расклады сил в новом парламенте. Но в том то и дело, что твердого большинства у Партии регионов нет. Учитывая, как насолила прокуратура многим депутатам в последние годы, тому же Петру Порошенко, Виктору Бондарю и прочим, перспектива наскрести 226 голосов за отставку выглядела не такой уж фантастической. По крайней мере, именно так посчитали в Партии регионов, иначе не брались бы за переписывание процедуры увольнения Генпрокурора.
6 ноября провластное большинство внесло в 213 статью регламента маленькую «поправочку». Оставив практически всю процедуру увольнения без изменений, поменяли лишь последнее предложение. Если раньше там было написано, что подписи под предложением об отставке Генпрокурора не отзываются, то в новой редакции записали обратное – подписи под предложением можно отозвать до момента, пока 226 депутатов не внесут этот вопрос в повестку дня.
-- Генпрокурор надавит на семейный бизнес депутатов
Казалось бы, мелочь, но она ставит серьезный барьер для выражения недоверия Генпрокурору, даже если оппозиция наскребет 226 голосов. Схема следующая. Допустим, нынешняя оппозиция, у которой в новой Раде железно будет 178 мандатов, собирает необходимые 150 подписей, да хоть все 178. Дальше по процедуре перечень подписавшихся под предложением передают спикеру. А дальше начинается самое интересное. Спикер передает списочек Генпрокурору, а там уже найдут аргументы, чтобы нужное количество оппозиционеров отозвали свои автографы. Благо, методов влияния в ведомства предостаточно.
Но и тут не все так просто. Что такое отзыв подписи никто толком не может объяснить. Потому не исключено, что отзывать надо не так и много. То есть, Генпрокурору можно будет не гонять десяток депутатов, чтобы подписей стало меньше 150, а всего лишь одного. По одной из версий, если хоть один депутат отзывает свою подпись, то сгорают все остальные, и всю процедуру надо начинать сначала. Достаточно простая, но эффективная схема, как не допустить вопрос отставки Генпрокурора даже до рассмотрения в сессионном зале. А то гляди, там бы нашлись 226 недовольных.
«Возможность отзывать подпись усложнит процедуру увольнения Генерального прокурора. Это будет лазейка для «договоренности» Генпрокурора с депутатами. Представим, что собрали 150 подписей, а потом кому-то объяснили, что у него есть тетя или дядя с бизнесом. Людям по-доброму расскажут, что лучше подпись отозвать, а то у родственников будут проблемы. Могут и арестовать для наглядности. Человек отзовет свой автограф, и все подписи теряют силу», - комментирует нововведение известный знаток регламента, нардеп Юрий Кармазин.
При этом депутат указывает, что процедуры отзыва подписей в практике Верховной Рады вообще не было. «Раньше отозвать подпись было нельзя. Такая процедура вообще не предусматривалась», - резюмировал Кармазин.
Согласен с ним и член регламентного комитета из группы «Реформы ради будущего» Валерий Камчатный. «Эту норму поменяли для лучшей управляемости власти процессами в Верховной Раде. Открывается возможность для некого давления на подписавшихся депутатов. Раньше подпись отозвать нельзя было в принципе, а теперь появляются варианты», - считает Камчатный.
Первый заместитель главы регламентного комитета от «Батькивщины» Сергей Сас указывает, что предложение обезопасить Пшонку вносилось регионалами давно, когда оппозиционеры собирали подписи за его отставку, но команда голосовать поступила только сейчас. «Понятно, что здесь постарался сам Генпрокурор, ведь против Пшонки в свое время уже собрали подписи. Такой лежал в Раде, и вот тут его сумели протащить», - указывает оппозиционер. По его мнению, для того, чтобы все подписи под предложением об отставке потеряли смысл, их должно стать меньше 150, но этот вопрос никак толком не регулируется.
«Возможность отзывать подписи при инициировании выражения недоверия Генпрокурору абсурдна. Такая же процедура сбора подписей необходима при инициировании импичмента, созыва внеочередного заседания парламента и прочих. Законодательство получается рваное и бессистемное», - резюмирует Сас.
-- Партия регионов заметает следы?
В то же время, в Партии регионов не склонны драматизировать ситуацию. «Если народный депутат, имея иммунитет, поставил свою подпись, он имеет право изменить свою точку зрения? Имеет, тогда возникает вопрос, если депутата ввели в заблуждение, и он ошибочно поставил подпись, что делать? Разве демократически запрещать ему отзывать? Не думаю, что тут стоит усматривать какой-то подвох», - сообщил «Главкому» первый заместитель комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, регионал Владимир Олийнык.
Совсем неожиданную позицию по этой ситуации занял глава регламентного комитета ВР, автор скандального законопроекта о внесении изменений в регламент Владимир Макеенко. По его версии, изменить процедуру увольнения Генпрокурора предложила… сама оппозиция. «Комитет принял решение по всем поправкам в законопроект единогласно. Если честно, то поправку по Генпрокуратуре подавали сами оппозиционеры», - сообщил «Главкому» Макеенко.
Кроме того, по словам Макеенко, такую же процедуру отзыва подписей внедрят повсеместно, но уже в новом парламенте. «Такая процедура отзыва будет внедрена по всем случаям, когда собирают подписи. Просто это уже будет делать новый парламент. Это 100% просьба депутатов. Мы упраздняем крепостное право депутатов во фракции», - считает регионал.
В ответ на обвинения в авторстве изменения процедуры оппозиционер Сергей Сас сообщил «Главкому», что полгода назад регионалы Владимир Олийнык и Юлия Ковалевская регистрировали законопроект №10699 аналогичного содержания. К тому же, по его словам, оппозиция бойкотирует работу регламентного комитета, а потому они данную норму не поддерживал. Более того, нардепы Князевич, Кармазин и Сас предлагали сохранить старую процедуру увольнения Генпрокурора, но три подобные поправки отклонил комитет.
После парламентских выборов мечта оппозиции о своем большинстве окончательно развеялась. Но и Партия регионов не сможет похвастаться полным контролем парламента. А что будет чрез год или два ближе к президентским выборам, уверенно говорить никто не берется. А так Пшонка спокойно доработает до ноября 2015 года, обеспечив Президенту прикрытие на президентской гонке. Очевидно, 6 ноября Янукович лишний раз перестраховался и обезопасил своего кума на посту Генерального прокурора от непослушного парламента, а с ним и себя самого. Неужели действительно боялся?
Коментарі — 0