Именно при новом главе МИД Украине придется определиться, куда она идет
«Бологое, Бологое – это где-то между Ленинградом и Москвой» – этот хит советских времен как нельзя лучше характеризует нынешнюю внешнюю политику Украины. Чем ближе так называемый «час Х», когда Украина, наконец, должна пристать то ли к западному, то ли к восточному берегу, тем туманнее становятся заявления ее дипломатов. И как одно из логичных тому объяснений – они сами не совсем понимают, что происходит в голове у геополитического главнокомандующего. Виктор Федорович то заявляет о приверженности до гроба евроинтеграции, то вдруг заводит разговор о гармонизации законодательств Украины и Таможенного союза и лишь в последний момент откладывает визит в Москву для подписания соглашения с ТС.
МИД вынужден лавировать вслед за Януковичем. Леонид Кожара, еще не будучи главой международного ведомства, в ночь перед так и несостоявшимся вояжем «биг босса» в Кремль на одном из ток-шоу доказывал чуть ли не необратимость вступления в Таможенный союз, а на следующий день после отмены визита так же усердно уверял, что ТС противоречит украинскому законодательству.
В таком шпагате Кожара, судя по всему, продолжает находиться и сейчас – когда уже стал главным украинским дипломатом и должен осторожно взвешивать каждое слово. Кстати, не стоит сомневаться, что он будет куда корректнее своего импульсивного предшественника, который запомнился массой резких высказываний.
На недавней встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым в Черновцах Кожара заверил, что с Россией Украина рвать не собирается: «Ориентация Украины на европейские нормы общественной жизни ни в коем случае не означает геополитический, экономический или культурный отрыв от наших друзей, в том числе и от Российской Федерации. Знаем, что именно так преподносится европейская политика Украины, именно в таком аспекте она иногда беспокоит и наших российских друзей. Но на самом деле это совершенно не так».
Интересно, что мантры о многовекторности глава украинского МИД повторяет вслед за российским коллегой. Жесткую риторику «или-или» официальный Кремль сменил на более размытую – так Лавров повторяет, что не видит противоречий между сближением Украины с ЕС и углублением разнообразной интеграции на пространстве СНГ. Мол, мир глобализируется, границы размываются… Фактически Кожара поддержал мечты Лаврова о «единой Европе», рассказывая о том, что «единой Европе необходимо объединение ресурсов и промышленности Востока, а также финансового и технологического потенциала Запада».
«С практической точки зрения речь должна идти о взаимодействии между Таможенным союзом, с одной стороны, и внутренним европейским рынком с другой, – напускает дипломатического тумана Кожара. – Эти два рынка, уверен, не являются абсолютно несовместимыми друг с другом. Движение между ними рано или поздно должно стать одной из общеевропейских задач. Сегодня этот конкретный вопрос экономической политики и для Украины».
-- Затяжка времени
Конечно, в словах украинского дипломата можно увидеть очередную попытку уйти от конкретных ответов о, как его окрестили острословы-недоброжелатели, «Таежном союзе» и в то же время что-то сказать высокому гостю. Однако поле для маневра Киев таким образом все еще сохраняет, и у патрона Кожары еще остается время определиться с вектором движения страны. Пусть его остается все меньше и меньше.
«Взгляды Кожары не особо отличаются от того, что он говорил раньше и в качестве политика, и в качестве эксперта, – говорит заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. – Это политика многовекторности, выжидания, надежды, что может быть создано большое пространство от Ванкувера до Владивостока… Возможно для дипломатов такая тактика и приемлема с точки зрения формирования позитивного климата взаимодействия, но не считаю, что эта модель осуществима. Интеграционный выбор нужно будет делать. Если речь идет о Зоне свободной торговли и с ЕС, и с СНГ – это нормальная модель, если же речь о более глубоких интеграционных планах, то работать на два фронта будет сложно».
Чалый считает, что смена недавняя смена главы внешнеполитического ведомства (Грищенко на Кожару) – одна из возможностей выиграть время в переговорах:
«У нас сегодня кризис доверия и в диалоге с ЕС, и с российскими партнерами. И личный фактор условно нового человека дает некие надежды на исправление ситуации – несколько месяцев в этом плане выиграны. Но где-то до середины года нужно будет принимать окончательное решение по направлению интеграции. В любом случае, интеграционная позиция сегодня формируется не в МИДе».
У экс-посла Украины в США Олега Шамшура направление интеграции не вызывает сомнений и он ожидает принятия украинским парламентом общего постановления всех фракции о безальтернативности евроинтеграционного курса: «Текст этого постановления очень важен. И, конечно, трудно переоценить важность саммита Украина – ЕС. Нужно понимать, что членство в Таможенном союзе и Соглашение об Ассоциации с ЕС несовместимы. Россияне неоднократно говорили, что их интересует полноценное участие Украины в ТС – они рассматривают его, как альтернативу нашей евроинтеграции. А исходя из национальных интересов Украины, это неприемлемо».
-- «Обидеть» придется
Все идет к тому, что наступивший год станет последним, когда Украина пытается угодить одновременно и Брюсселю, и Москве. И именно Кожаре выпадет объявить об однозначном решении, куда же мы идем – в Евразию или Европу.
«Технически страна может находиться только в одном таможенном союзе, – говорит первый заместитель директора Института мировой политики Сергей Солодкий. – Украина не сможет в Москве определять формат экономического сотрудничества с Евросоюзом, а в Брюсселе – в отношении России, Казахстана и Беларуси. Позиция нового министра иностранных дел вполне соответствует его стратегии выстраивать прагматические отношения с разными игроками. Он стремится найти такую модель сотрудничества с ЕС и Россией, которая бы минимизировала возможность конфликта с одним из игроков. Грубо говоря – чтобы никого не обидеть. Но «обидеть» все же придется».
Кто же в итоге останется обиженным? Россияне считают, что точно не они. Так бывший депутат Госдумы, специализировавшийся на «украинском направлении», а ныне член Общественной палаты Сергей Марков не сомневается, что как только кризис полностью возьмет Украину в свои объятия, ей не останется ничего иного, кроме как идти в другие объятия – восточного соседа. Причем на условиях гораздо худших, чем она могла бы сделать это раньше.
«Вас 100 % никогда не примут в ЕС, – предрекает Марков. – Мы, как и вы, хотим жить, как в Европе, и построить европейские институты, но самостоятельно – и вместе с вами мы можем это сделать. Вы сами никогда не выпросите безвизового режима с ЕС, а вместе нам заключить договор будет быстрее и реалистичней».
Российский политолог считает, что Украине приходится с каждым месяцем платить все более высокую цену за неприсоединение ни к ЕС, ни к ТС. И не скрывает, что, вступив в Таможенный союз, Украине придется заплатить за это частью суверенитета:
«Тут иллюзий быть не может. Сейчас Янукович, и Кожара, как его министр, придерживаются такой логики – если они будут по-настоящему интегрироваться с Россией, то потеряют контроль над Украиной, а так как с ЕС интеграции не будет никогда, то они этот контроль сохранят. Ведь реально интегрироваться в ЕС можно будет, только выпустив Тимошенко и дав ей возможность победить на выборах, – а это означает потерять власть и сесть вместо нее. Вот цена евроинтеграции для Януковича. России же вовсе не нужна свобода женщины, которая пыталась заставить школьников на переменах говорить по-украински».
Не исключено, что на Банковой руководствуются именно такой «арифметикой», и в идеале Киев хотел бы бесконечно играть на взаимных ревностях России и ЕС. Но, похоже, эти «благие» времена для Украины остались в прошлом, поэтому и в речах главы МИД будет чем дальше, тем больше конкретики. Конкретики, которая кого-то воодушевит, а для кого-то будет означать крах надежд.
Коментарі — 0