Что передала Януковичу Юля в своем новом послании на волю
После затянувшегося молчания Юлия Тимошенко довольно активно стала радовать общественность своими посланиями из харьковской больницы. Свои опусы главная узница страны подписывает «Юлия Тимошенко, Качановская колония, Харьков». После большой программной статьи «День Европы», которая активно обсуждалась в политических и околополитических кругах (а некоторые депутаты «Батькивщины» даже вычитали в ней призыв становиться «тушками»), через месяц Юлия Владимировна выдала новый труд с эмоциональным названием «67 рабочих дней!?».
Если в «Дне Европы» речь больше велась о событиях в Киеве 18 мая и стратегии будущей президентской кампании, то в последней статье Тимошенко максимально расширила один из тезисов, который в предыдущей был озвучен вскользь. А именно – необходимость оппозиции и власти сесть за один круглый стол, чтобы в оставшиеся месяцы сделать все возможное для подписания осенью Соглашения об Ассоциации с ЕС. Также Тимошенко призывает депутатов пожертвовать своим летним отпуском, чтобы успеть проголосовать в Раде все необходимые для евроинтеграции законопроекты.
-- Кроме этого, в статье спрятаны еще несколько любопытных месседжей.
Первый – привычная критика власти и лично Януковича, который не определился с вектором движения, который автор называет «Меживекторье». Тем не менее, Тимошенко, как и в первом письме, воздержалась от жестких выпадов в адрес Виктора Федоровича и Семьи. Это может свидетельствовать о том, что опальная экс-премьер предпочитает лишний раз не злить своего оппонента в преддверии возможного выезда на лечение в Германию.
Второй – она вообще не упомянула других лидеров оппозиции, а само слово «оппозиция» прозвучало всего два раза.
Третий – наверное, самый показательный – сетования на украинский народ, которому стать частью объединенной Европы не так уж интересно. «Очевидно, что никто ни на какие площади не выйдет», «не достигли мы еще духовного единства со своей независимой страной», «мы не умеем болеть за нее, как за свою жизнь», «не выстрадали мы так сложно, как другие народы, право иметь свой кусочек бесценной земли во Вселенной»… В общем, украинский народ, в отличие от тех же турков, по мнению Тимошенко, готов безропотно идти «хоть на стрижку, хоть на бойню». Провести параллели с аналогичными жалобами на «мою нацию» Виктора Ющенко не так уж сложно.
С одной стороны, Тимошенко по пунктам конкретизировала, как и с какой периодичностью должен работать Национальный круглый стол по евроинтеграции, кто туда должен войти, и даже в каком месте его желательно проводить («Украинский дом»). Но в этом есть одно большое «но» – на предложение Тимошенко должна согласиться власть и лично Янукович. Сама автор послания прямо пишет, что веры в это мало, но ее надежда – на «руководящую роль в этом процессе моральных и интеллектуальных лидеров нации», которые должны заставить власть действовать по-государственному. Это уже не первая попытка Тимошенко дистанцироваться от существующих политиков – в свое время она предлагала, чтобы абстрактный «моральный лидер нации» возглавил список «Батькивщины» на парламентских выборов, который, в итоге, возглавила сама.
Конечно, реализация изложенного Тимошенко плана выглядит малореальной – хотя бы потому, что свой уровень коммуникации с властью лидеры оппозиции видят по-разному (недавняя встреча глав оппозиционных фракций с Президентом). Однако, как минимум, своим «примирительным» письмом Юлия Владимировна в очередной раз напомнила о себе как об участнике происходящих в стране процессов.
{1-}
Этот жест должен открыть Тимошенко дорогу в Германию
Вадим Карасев, политолог
Это фактически призыв к примирению, отказ от конфронтации и нацеленность на компромисс. Этот жест должен открыть Тимошенко дорогу в Германию на лечение. Украинская власть, наверно, ждет официального прошения о помиловании, однако Тимошенко вряд ли готова к такому акту публичного покаяния. Но такое письмо от опытного политика, который руководствуется не оппозиционными резонами противостояния власти, а национальными интересами – это то, что Тимошенко может предложить украинскому руководству, чтобы все-таки оно согласилась на то, что предлагает Европа.
Тимошенко часто обвиняют в том, что она вроде бы призывала Европу не подписывать Соглашение об Ассоциации, пока есть так называемые политические узники. Такой жест большого европейского политика призван показать обратное, а ее пассаж о новых лидерах, которые должна выдвинуть Украина, вступая в свое европейское будущее, призван показать, что Тимошенко выше внутривидовой дарвиновской украинской политики. Она думает не о краткосрочных целях, а о полноценном европейском будущем страны.
{2-}
Януковичу надо признать ошибку
Андрей Павловский, народный депутат («Батькивщина»)
Оппозиция давно предлагала власти, чтобы тот же Янукович увидел и услышал, что, кроме Партии регионов и его семейного клана, есть в стране и другие люди, которые иначе видят ее развитие. Мы считаем, что нужно идти в Европу, строя цивилизованные экономические отношения, а не феодализм, как сейчас. Если это не решить в мирный способ, то будет социальная революция. Нужен круглый стол по типу того, который «Солидарность» проводила с военным диктатором Ярузельским. Может, с помощью давления общественности и Запада нужно заставить Януковича сесть за такой стол и расписать план действий на последующие полгода, которые остались до саммита в Вильнюсе.
Если надо работать без каникул, как пишет Тимошенко, – нет вопросов. Если будет добрая воля провластного большинства, мы примем любые евроинтеграционные законы, причем с запасом под 350 голосов. А чтобы снять политическое напряжение в стране, Януковичу надо набраться мужества и признать, что он допустил по отношению к Тимошенко стратегическую ошибку и исправить ее. Отказаться от избирательного правосудия, реформировать органы прокуратуры и правоохранительные органы, как от нас требует ЕС. Тогда и власти, и оппозиции можно будет работать в этой стране на перспективу более спокойно, а не метаться из стороны в сторону.
{3-}
Тимошенко действует по принципу «мы пахали – я и трактор
Владислав Лукьянов, народный депутат (Партия регионов)
Очень странно, что Тимошенко то больна, то политически активна. А если серьезно, она улавливает то, что делает наша партия, и пытается обгонять и бежать впереди паровоза. Но если она такая умная, то почему не делала конкретных шагов, когда была премьером? Понимая, что теряет популярность и влияние в обществе, она пытается предугадывать план действий власти – может, прочитала послание Президента, которое не прочитал никто из ее сторонников? Там наш евроинтеграционный вектор прописан очень четко. И если мы о чем-то говорим, то так и делаем. Конечно, мы должны учитывать внешние факторы, сложности в мировой экономике, но мы идем по определенному пути, с него не сворачивая. Тимошенко это видит, но действует по принципу «мы пахали – я и трактор».
Пусть оппозиция, если хочет, присоединяется к тем действиям, которые делает Партия регионов и голосует за евроинтеграционные законы, а также поддерживает наши шаги для вступления Украины в Евросоюз. Пусть оппозиция соберется на свой круглый стол, где примут решение нам не мешать, а то они же ездят в Европу, где говорят – не принимайте Украину никуда. Это была часть их рабочей стратегии, хотя потом они поджали хвост и сейчас становятся главными евроинтеграторами.
{4-}
Это контригра Тимошенко
Владимир Фесенко, политолог
Фактически это призыв к созданию общественного мини-парламента, но, когда создаются подобные институты, всегда встает проблема, кто и как его формирует, проблема профессиональной компетенции, общественного авторитета. Всегда будут недовольные, которые будут считать, что это манипулятивный формат для конкретных политических интересов. Такие круглые столы могут быть вариантом выхода из крупного политического кризиса, как это было, например, в Польше. В нынешних же украинских условиях, когда страна готовится к президентским выборам, реализовать эту идею практически невозможно.
Для чего ее тогда выдвигают? Это своеобразная контригра Тимошенко, чтобы не было зацикленности на выяснении того, кто будет единым кандидатом от оппозиции. Она предлагает эту идею, надеясь выступить в роли своеобразного идеолога, политического программиста. И в этом плане инициировать какой-то проект гораздо важнее, чем добиться его практической реализации.
Коментарі — 0