Поражения на европейском рынке «Газпром» пытается выместить на «братской» Украине
На ежегодном собрании акционеров «Газпрома» у его президента Алексея Миллера было не так уж много поводов для радости. Буквально накануне газовый монстр проиграл суд в Венском трибунале немецкой энергетической компании RWE, которой должен будет вернуть часть платежей за газ, а это по грубым прикидкам около 400 миллионов долларов. Сумма для «Газпрома» не критическая, но неприятна сама тенденция, поскольку это не первый проигранный суд в последнее время, который, к тому же, негативно сказался на котировках акций компании, упавших до минимальных отметок с января 2009 года.
Поэтому в качестве объекта для битья Миллер, а чуть ранее его пресс-секретарь Куприянов традиционно выбрали «братскую» Украину – эта парочка выдала сразу несколько жестких месседжей, которые стоит расшифровать.
-- Больше никаких авансов – «Нафтогаз» загоняют в угол
В конце июня было принято решение, что «Газпром» предоставит НАК «Нафтогаз» авансовый платеж в 1 миллиард долларов за транзит газа для закачки газа в ПХГ. Такие авансовые платежи выделялись регулярно (общая их сумма с начала 2012 года составила 5,15 миллиарда долларов), особенно когда цены на импортный газ серьезно выросли и дефицит «Нафтогаза» стал расти галопирующими темпами.
Правда, на этот раз это последний платеж из Москвы не только до 1 января 2015-го года, но и вообще. Во всяком случае, на данный момент глава «Газпрома» заявил, что больше авансировать Украину в счет оплаты за транзит не будет. Зачем же «Газпром» грозится закрыть авансовый краник, который часто выручал «Нафтогаз»?
«Видимо, Россия больше не заинтересована заниматься кредитованием НАК «Нафтогаз», – считает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. – Второй момент – они хотят создать ситуацию, когда «Нафтогаза» некуда будет деваться, кроме как начать процедуру приватизации или создания консорциума. Отсутствие кредитования на закачку газа значительно осложняет экономическую ситуацию «Нафтогаза» и Украины в целом. Так что у Кремля появляется дополнительный рычаг влияния».
Конечно, кредитование – дело сугубо добровольное, но в «Газпроме» уже выражали беспокойство снижением Украиной закупок российского газа и соответственно уровнем заполнения хранилищ. При этом в Москве не могут не понимать, что финансовые возможности Киева сейчас очень ограничены, так что этот миллиард – своеобразная страховка от перебоев поставок газа в Европу в холодное время года. «Газпрому», который и так в последнее время терпит репутационные издержки и теряет рынки, лишние неприятности с ЕС ни к чему. Правда, по мнению экспертов, для того, чтобы полностью обезопаситься от неприятных ситуаций, Украине надо найти еще где-то столько же средств.
-- Крест на консорциуме?
«Оснований для ведения переговоров по консорциуму нет. Чтобы вести переговоры предметно, необходимо внести изменения в украинское законодательство, необходимо внести изменения в десяток законодательных и нормативных актов Украины. До сегодняшнего дня этого не сделано».
Эти слова Алексея Миллера многие трактовали так, будто идея с консорциумом окончательно похоронена, хотя после нескольких визитов Виктора Януковича к Владимиру Путину и подготовленного Кабмином законопроекта о возможности приватизации «Нафтогаза» начало казаться, что дело уже на мази. Но в словах Миллера нет четкого признания незаинтересованности в консорциуме – если Украина так его хочет со всеми вытекающими бонусами и рисками, то логично, что она должна законодательно закрепить возможность его создания. Однако внутри власти пока нет четкого понимания о формате такого СП, российская и украинская сторона не сходятся в стоимости «трубы» плюс не следует сбрасывать со счетов фактор оппозиции, которая просто не даст провести законопроект о «сдаче» ГТС через сессионный зал.
«Нет никаких гарантий, чтобы Россия что-то инвестировала в нашу ГТС, хотя бы потому, что Россия давно не модернизирует в свою ГТС, которая во много раз худшем состоянии, – говорит бывший советник Президента Ющенко Богдан Соколовский. – России не интересно идти в нашу ГТС, если она не получит возможности ее полностью приватизировать. Наша же власть испугалась приватизации, поэтому Россия охладела к этому проекту».
Соколовский предлагает пойти еще дальше и не ровен час полностью отказаться от транзита газа: «Мы зарабатываем на транзите не те деньги, ради которых стоит терпеть от России головную боль».
Но этот оригинальный вариант, конечно, пока на повестке дня не стоит.
-- Счет за недобор
Глашатай «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что компания собирается выставить Украине штраф за недобор газа в 2013-м году, как уже делала касаемо газа, недобранного в прошлом году (тогда был не штраф, но предупреждение-письмо). Правда, при этом Куприянов добавил, что в суд «Газпром» пока идти не собирается, потому что не уверен, что украинская сторона сможет оплатить иск.
«Если бы там было все безупречно, они бы давно судились, – уверен руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. – Но на фоне двух проигрышей в Венском арбитраже, которые имели место в октябре прошлого года, и на фоне свежего проигрыша RWE аккурат перед собранием акционеров, они чувствуют, что их позиция очень уязвима. С другой стороны, в Москве питают иллюзии, что удастся договориться по ГТС. И Куприянов как раз намекал, что денег нет, но труба-то есть. Они, очевидно, рассчитывают, что удастся договориться кулуарно, используя виртуальный долг в виде рычага давления».
Владимир Омельченко из Центра Разумкова также считает, что Москва может ждать, чтобы Украина накопила непосильное для себя количество долгов и в этот момент подать иск, чтобы начать уверенно диктовать политические условия.
-- Отказ от использования украинских хранилищ
«Мы для себя поняли, что никогда ни при каких условиях не закачивать газ в ПХГ Украины, мы туда газ не закачиваем и закачивать не будем, какие бы выгодные условия Украина не предлагала», – сказал Миллер.
Собственно, «Газпром» не хранит свой газ в украинских хранилищах с 2005-го года, после одного из первых скандалов с «оранжевой» властью. Разборки с принадлежностью 7,8 млрд. кубов газа из хранилищ вроде бы завершились к всеобщему удовлетворению, но именно с тех пор Украина без помощи «Газпрома» отвечает за наполнение своих хранилищ.
На самом деле, Миллер вспомнил об этом в контексте намерений Украины использовать украинские хранилища для хранения европейского газа. Пока заполнить ПХГ газом перекачанным из-за границы можно лишь теоретически – такая схема имеет смысл, если, условно говоря, «Газпром» согласится продавать газ той же RWE на российско-украинской границе и оттуда его будут закачивать в хранилища. Но зачем это нужно «Газпрому»? Как вариант, возможны новые суды, но до этого еще далеко.
Зато реверсное направление – закупка газа в Польше и Венгрии – уже используется Украиной, вызывая ревностные заявления «Газпрома» о «бумажном реверсе» (тот же Куприянов).
«По нынешним схемам газ действительно покидает границу Украины, попадает в Польшу и Венгрию и возвращается назад, – опровергает версию «Газпрома» источник на рынке. – Там же везде стоят счетчики «Газпрома», которые все фиксируют, и если бы, не дай Бог, был обманный реверс, уже поднялся бы скандал».
Но то, что Украина может заворачивать из Польши и Венгрии – крохи, по сравнению с потенциалом словацкого направления. Правда, у словаков – контракт с «Газпромом» до 2028 года на прокачку 50 миллиардов кубов в год, поэтому они весьма чувствительны к просьбам из Москвы. А там, понятно, настроены против любой диверсификации поставок газа в Украину.
«Со Словакией ситуация неоднозначная – рано или поздно она будет вынуждена предоставить все технические возможности для реверсных поставок, – говорит Михаил Гончар. – Если не будет этого делать, то нарушит газовые директивы ЕС. К тому же, «Газпром» в прошлом году серьезно повысил цены на экспортируемый в Словакию газ».
В основном же, большинство экспертов не ждет для Украины каких-то прорывов на газовом фронте и, тем более, кардинального снижения зависимости от России в ближайшее время. Вплоть до президентских выборов. В таких условиях стороны будут поочередно играть мускулами и решать тактические задачи, а Европа с нарастающей опаской будет следить за развитием событий в преддверии зимы.
Коментарі — 0