Какие из многочисленных угроз России в адрес уходящей в Европу Украины являются наиболее реальными
Градус угроз и апокалиптических прогнозов со стороны России в адрес Украины перед Вильнюсским саммитом не падает. Не только второстепенные чиновники вроде Сергея Глазьева, но и непосредственно высшее руководство Российской Федерации повторяет, что вынужденно будет прибегнуть к защитным мерам на границе, если вдруг в Украине заработает Зона свободной торговли с Евросоюзом. Причем причины такого шага объясняются по-разному: сначала в России уверяли, что через украинскую границу в страну хлынет поток европейских товаров, потом – что европейские товары вытеснят с украинского рынка местную продукцию и та в свою очередь будет вытеснена в Россию. Готовиться к работе в «новых условиях» Москва начала загодя: «день закрытых дверей» на российской таможне, активизация санврача Онищенко, запрет на экспорт продукции «Рошен», вагонов Крюковского завода, отмена квот на украинские трубы… То ли еще будет – пугают в Кремле.
На недавнем заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане, куда отправился налаживать подпорченные отношения украинский премьер Николай Азаров, его российский коллега Дмитрий Медведев выражался уже более дипломатично, уверяя, что после Вильнюсского саммита «катастрофы не будет»:
«Мы дальше будем работать, дальше будем сотрудничать. Украина – наш очень крупный торговый партнер, но, к сожалению, я боюсь, что объем торгового сотрудничества и объем экономического взаимодействия будет сужаться».
Несмотря на дипломатическую риторику Медведев пригрозил «в случае угроз экономического характера» со стороны Украины применить к ней приложение № 6 Договора о зоне свободной торговли СНГ, подразумевающее введение защитных мер. Какие из многочисленных угроз России в адрес выскользающей из братских объятий Украины являются наиболее реальными к исполнению, попробовал разобраться «Главком».
-- Граница на замке
Тарифные и нетарифные ограничения – пока что самая очевидная мера воздействия, которая уже активно применяется в отношении некоторых украинских товаров.
«Если страны Таможенного союза решат, что Украина каким-то образом нарушила условия Зоны свободной торговли с СНГ, конечно, могут быть введены тарифные ограничения, – говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. – К нетарифным же ограничениям, которые сложнее оговорить торговыми соглашениями, прибегают все страны в мире, не только Россия, но и европейцы».
Один из ярчайших примеров нетарифных ограничений – закрытие рынка для определенных иностранных товаров под предлогом их несоответствия санитарным нормам. Россия активно использует этот инструмент – особенно в моменты, когда у нее портятся отношения с теми или иными странами. Латвийские шпроты, грузинская «боржоми», молдавские вина, «мясо-молочная» война с Украиной. Даже союзники из Беларуси не застрахованы в случае чего от пристального внимания г-на Онищенко.
Такие нетарифные ограничения весьма удобны тем, что формально они не нарушают правил ВТО. Правда, в Европе без труда рассматривают в них политическую составляющую, чему свидетельство – открытие европейского рынка для молдавских вин, как ответный ход на запреты со стороны России. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что именно такого характера ограничения и будут использоваться в отношении украинской продукции в краткосрочной перспективе: «Если же говорить о среднесрочном периоде, то независимо от того, будет ли Украина вступать в ЗСТ с ЕС, Россия и так уже много лет проводит политику импортозамещения, в том числе, производит аналоги украинских товаров – это касается и сыров с шоколадками, и труб, металлопроката».
Старший экономист «CASE Украина» и старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский считает высказываемые российскими официальными лицами опасения о неконтролируемом потоке товаров со стороны Украины несостоятельными.
«Европейские товары точно так же могут и сейчас следовать из Украины в Россию как транзитные, – говорит эксперт. – Как возможна сейчас и контрабанда. Если же украинские товары благодаря ЗСТ с Европой станут более конкурентоспособными, это пойдет на пользу российским потребителям и, естественно, создаст определенный вызов тамошним производителям. Но это опять же пойдет им только на пользу. Конечно, в Таможенном союзе есть свои пошлины, которыми они успешно закрываются от хороших товаров со всего мира. И точно так же могут закрыться от таких украинских товаров».
-- Денонсация Зоны свободной торговли с СНГ
Российский политолог Владимир Жарихин заявлял в интервью «Главкому», что не видит, как можно совместить участие Украины в двух Зонах свободной торговли: «Надо или объединять эти зоны, или этой стране выходить из одной из них. А насчет стремления бесконечно сидеть на двух стульях давно было сказано – ребята, этого не будет».
В то же время украинский МИД подчеркнул, что не видит оснований для прекращения действия Зоны свободной торговли в рамках СНГ после подписания Украиной Ассоциации с ЕС. Представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов заявил, что Украину никто не может исключить из Соглашения ЗСТ с СНГ, зато из соглашения могут выйти другие его члены.
Надо признать, что количество изъятий в существующей ЗСТ с СНГ и в рамках Таможенного союза зашкаливает, причем как раз в сферах, жизненно необходимых для Украины, и эксперты не раз обращали внимание на ее низкую эффективность. Еще меньшее значение ЗСТ будет иметь, если в отношении Украины после подписания Ассоциации с ЕС будет применено вышеупомянутое приложение № 6. Показательно, что никакая ЗСТ с СНГ не помешала России провести тренировочную «торговую блокаду», хотя соответствующее соглашение с ЕС еще даже не подписано.
-- Тяжелые времена для «заробитчан»
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин предрекает ужесточение отношения к нашим гастарбайтерам: «Начнутся требования разного сорта по оседлости, времени пребывания на территории России, денежным переводам из России в Украину».
Российская Федерация давно задекларировала въезд граждан стран СНГ по заграничным паспортам с 2015-го года. Владимир Путин даже пообещал в этом случае взять на себя финансирование печати таких паспортов, в том числе, для украинских граждан. Теперь же, особенно на фоне последних облав на нелегалов в России, нашим «заробитчанам» могут серьезно усложнить жизнь куда раньше. По данным миграционных служб, до 3 млн украинцев совершают в Россию по несколько поездок в год и многие из них нелегально там работают. Во время нашумевшего заседания Госдумы по «украинской резолюции» депутат от ЛДПР Ярослав Нилов прямо посоветовал обратиться к Федеральной миграционной службе и главному санврачу (куда же без него!), чтобы «проинспектировать иммигрантов из Украины, нелегально находящихся».
-- Проблемы украинского бизнеса в России
Депутат Борис Колесников порекомендовал своим коллегам-бизнесменам, предприятия которых пострадают от подписания Ассоциации и ЗСТ с ЕС, переносить производство в Россию. Но эксперт Василий Юрчишин считает, что это не облегчит жизнь нашим производителям: «Мне представляется, что к украинским представительствам, филиалам, или даже к российским предприятиям, которые активно работают с Украиной, теперь будет более пристальное внимание российских таможенных, налоговых, административных органов».
Вероятность же ответных аналогичных мер украинской стороны эксперт считает маловероятной: «Исторический опыт показывает, что Украина не применяет ответных мер, а ведь эпизоды торговых войн у нас идут, по крайней мере, с 2006-го. Пока Украина удерживает некоторые цивилизованные рамки, причем иногда даже слишком, не обращаясь в ответ на санкции в ВТО. А нужно как раз активно готовиться, чтобы обращаться к мировому сообществу в случае явно недружественных и непартнерских действий».
Украинской стороной неоднократно высказывалось мнение, что после подписания ЗСТ с ЕС российские инвесторы будут заинтересованы открывать предприятия в Украине, чтобы поставлять на огромный рынок Евросоюза продукцию без пошлин. Считает реальной такую возможность и Владимир Дубровский: «Создание Украиной ЗСТ с ЕС станет для России больше преимуществом – российский бизнес сможет производить товары для экспорта в Европу на территории Украины. Так поступает, например, наш «Рошен», открывая предприятия в странах Балтии». Но экономист Александр Жолудь сомневается в будущем инвестиционном буме: «Нельзя сказать, что россияне в свое время активно строились в той же Центральной Европе. К тому же, для продвижения своих товаров на европейских рынках российскому бизнесу лучше строить предприятия в существующих членах Евросоюза, чем у нас».
-- Большой договор под угрозой?
Разрыв Большого договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной - самый радикальный вариант, о котором завуалировано высказывался все тот же Сергей Глазьев. Гипотетически реализация такого сценария может привести к пересмотру всего спектра украино-российских отношений, в частности, откроет путь к территориальным претензиям. Но практически в это мало кто верит как в Украине, так и в России, поскольку разрыв договора ударит, в том числе, по нашему соседу. Разговоры о непродлении Большого договора на уровне допущений велись еще в 2008-м году, когда в Украине правил «оранжевый» Ющенко, но тогда обошлось.
Коментарі — 0