Минобороны сворачивает загранкомандировки и изучения английского языка в армии
На минувших выходных митингующие устроили самый массовый пикет здания Министерства обороны и Генерального штаба. Порядка 7 тысяч активистов требовали от министра Павла Лебедева не использовать вверенную ему армию для выполнения полицейских функций, а именно – давления на собравшихся на Майдане. В отличие от своего коллеги Захарченко, который в свое время принял делегацию протестующих после событий во Врадиевке, Лебедев посчитал, что общаться с народом в такой обстановке – себе дороже и к шумной толпе не вышел, ограничившись заявлением на сайте, что информация о вмешательстве Вооруженных сил в политические акции не соответствует действительности.
Пока что вмешательство армии в протесты действительно основано лишь на фактах использования армейских полевых кухонь на Антимайдане. Но сводки о том, что вооруженные силы в числе остальных силовиков приведены в полную боевую готовность и передислоцируются, не могут не нервировать Майдан. Так в конце прошлой недели депутаты от оппозиции начали распространять информацию о том, что в Дом офицеров, который находится в пределах правительственного квартала, свозят и размещают титушек. МВД опровергло это информацию, заявив, что в здании и на его территории находятся сотрудники милиции.
Но кто бы что ни говорил, для армии нынешняя ситуация – внештатная. Свидетельством тому может быть поручение за подписью министра, данное руководящим сотрудникам Минобороны и Генштаба. В нем прямо указано приостановить любые заграничные командировки кроме тех, которые непосредственно связаны с проведением мероприятий по боевой подготовке войск.
И если этот документ можно объяснить напряженной ситуацией в стране и задачей мобилизировать вооруженные силы. То еще один факт, о котором стало известно «Главкому», позволяет предположить, что в армии начались процессы, которые не могут не настораживать.
По информации наших источников, кроме загранкомандировок (а это стажировки, конференции, обмен опытом) Минобороны параллельно сворачивает программу обучения английскому языку. Только в прошлом году благодаря ней около 6 тысяч офицеров получили сертификаты о владении языком. Также с недавних пор ограничен круг получающих специальные выплаты за знание иностранных языков –15 % за знание одного языка, 20 % – нескольких.
При этом делается это все без огласки. В публичной плоскости руководство украинской армии делает абсолютно противоположные своим действиям заявления.
Например, еще в июле сайт Министерства обороны рапортовал: «Многие выпускники курсов иностранных языков сегодня уже активно используют полученные знания на практике, участвуют в миротворческих миссиях и операциях. Стоит отметить, что обучение проходило по американскому языковому курсу, который был предоставлен посольством США по программе ІМЕТ.»
Экс-министр обороны, а сейчас депутат от Партии регионов Александр Кузьмук также не в курсе ни отмены языковых курсов, ни сворачивания заграничных командировок, но, тем не менее, он предполагает причины, которые могли подвигнуть министерство на такие шаги:
«И версия недостаточного финансирования, и ситуации в стране могут иметь место. Я не знаю, какие основания были, чтобы принять решение приостановить командировки, если оно действительно принято. Но когда финансовая и политическая ситуация сложные, некоторые вещи, например, визиты и тому подобное, можно отложить. И к этому с пониманием относятся наши иностранные партнеры. Но могу сказать, что в Минобороны и вооруженных силах вся деятельность проводится в штатном режиме и никаких ограничений, тем более на подготовку военнослужащих, нет».
Оппозиционные коллеги Кузьмука по профильному парламентскому комитету национальной безопасности и обороны жалуются на то, что ни Минобороны, ни Генштаб не идут на контакт с комитетом, а потому всю информацию о происходящем в армии депутатам приходится узнавать по крупицам и через личные связи со средним звеном.
«Никто в мобилизованных силовых структурах сейчас не собирается идти в отпуска и, возможно, с этим связан и запрет на выезд за границу, – считает «свободовец» Юрий Сиротюк. – Армия ведь приведена в полную боевую готовность – знаю, что в военную часть Озерное, под Житомиром, где около недели находился министр обороны, перекидывались вся действующая в Украине военная техника. При этом армия недофинансирована в 4 раза от необходимого – сейчас есть деньги только для того, чтобы выплачивать мизерные зарплаты. Когда денег нет ни на что, но при этом перекидываются войска, гоняют технику, подгоняют к Киеву вертолеты, эти средства где-то должны забираться».
Правда, наши источники в Минобороны утверждают, что дело на самом деле не в деньгах – средства, затраченные на совместные мероприятия с западными партнерами, позже ими же компенсируются.
Сиротюк же намекает, что многое в работе Минобороны зависит от бэкграунда его нынешнего руководителя: «Министр (Павел Лебедев, - «Главком») –выходец из России, который не является сторонником евроинтеграции. И он понимает, что возможность изучать иностранные языки гарантирует то, что человек рано или поздно осознает преимущества европейского вектора».
Впрочем, на словах, министр обороны, как и многие другие члены правительства, поет оды евроинтгерационному курсу. Вот недавняя цитата с сайта министерства о встрече Лебедева с личным составом Военного института телекоммуникаций и информатизации Государственного университета телекоммуникаций: «Во время встречи глава оборонного ведомства проинформировал курсантов, а также командный и профессорско-преподавательский состав о приоритетности евроинтеграционного курса Украины, достигнутым результатам в этом направлении, а также о перспективах, связанных с внедрением Государственной комплексной программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2017 года. Павел Лебедев обратил внимание присутствующих на то, что в своем обращении к украинскому народу 25 ноября этого года Президент Украины – Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Виктор Янукович подчеркнул, что альтернативы построению общества по европейским стандартам в Украине нет».
И заметок, выдержанных в таком ключе, на сайте оборонного ведомства хватает. Вот только пока что дела министерские свидетельствуют совсем об обратном – «железный занавес» для военных, которые теперь не смогут перенимать опыт зарубежных коллег, вряд ли поспособствует евроинтеграционным устремлениям Украины. Благо, резкое свертывание активности на европейском направлении сейчас легко можно объяснить отсутствием средств и «революционной ситуацией».
Коментарі — 0