Банковая сознательно или нет сделала то, чего так долго не могла оппозиция – определила единого кандидата
Думал ли Виталий Кличко, когда принимал решение идти в президенты, во что реально выльется эта его карьерная ставка. Наверняка окружение держало его в «теплой ванне» и убеждало: «чуть-чуть подрихтуем, говорить научим, искусство грозно хмурить брови доведем до идеала плюс народная любовь к выдающемуся боксеру настолько велика, что победа в 2015-м – дело техники». На деле же он получил нудные переговоры в парламенте, необходимость вместо привычных зарубежных поездок участвовать в различных вече, взлом
электронной почты, катастрофическое падение популярности в России и как апофеоз – маты в свой адрес от недовольных протестующих и обливание пеной из огнетушителя.
Кто знает, жалеет ли сейчас Кличко о том, что ввязался в эту большую политику, но во время событий на Грушевского он, наверно, единственный из тех, кто претендует на лидерскую роль в оппозиции, поступил адекватно. До этого он ограничивался воззваниями о «досрочных президентских выборах», «всеукраинской забастовке» и даже «референдуме б отставке Януковича».
Конечно, сначала его план поехать в Межигорье, в то время как на Европейской площади вовсю шла бойня, выглядел странно, но это был хоть какой-то поступок в этой ситуации, как и имевшая место с его стороны попытка эту бойню остановить. Показательно, что это был самостоятельный шаг Кличко – «айда за мной» он двум своим заклятым единомышленникам не крикнул. Есть большие сомнения, что Виталий Владимирович пустился в президентское логово наугад, без предварительного согласования, но это не так важно – именно с ним власть захотела вести переговоры. Яценюк вдогонку крикнул, что его тоже зовут – и Янукович, и Клюев, но инициатива уже была за Кличко. Как ни парадоксально, именно Банковая сознательно или нет сделало то, чего так долго не могла оппозиция – определила единого кандидата, который будет противостоять Януковичу на президентских выборах. С поддержкой Виталия как «единого лидера сопротивления» уже выступил и Автомайдан, во всяком случае, это следует из слов одного из лидеров движения Дмитрия Булатова.
Кличко надо не упустить момент, когда он обрел этот и ранее многим очевидный «особый статус» в оппозиции и нарастить успех. В дальнейшем от него можно ожидать куда больше автономных действий, поскольку очевидно, что компания Яценюка и Тягнибока их нежелание «короновать» его единым кандидатом стали его все больше тяготить. Более того, сейчас у него есть шанс «подтянуть» к себе часть оппозиции, в том числе, из «Батькивщины», которая давно считает его более перспективным кандидатом, чем Яценюк, но пока не может об этом заявлять открыто.
Кстати, Яценюк возможно совершил ошибку, затягивая вопрос с поддержкой Кличко, – если бы они заранее договорились о распределении ролей (а-ля Ющенко – Тимошенко в 2004-м), то политическое будущее Арсения Петровича могло быть более внятным. А так если «паровоз» Кличко действительно самостоятельно попрет вперед, остальным просто некуда будет деваться, кроме как действовать у него на вторых ролях с непонятными перспективами. Конечно, Яценюк был скован позицией Тимошенко о нежелательности единого кандидата, и в идеале для Кличко – чтобы единым кандидатом его увидела и объявила также Юлия Владимировна.
«Де-факто вчерашние события вывели Кличко на первый план. Но он сейчас – самый опасный соперник для Януковича во втором туре, поэтому я не думаю, что Президент умышленно хотел назначить его своей «любимой женой» в оппозиции, – смеется политолог Владимир Фесенко. – Хотя то, что он встретился только с одним из оппозиционных лидеров, могло быть вызвано мотивом сыграть на противоречиях. Юридически оппозиционный триумвират сохранится, поскольку должны быть согласованные действия, но, конечно, политический статус Кличко в свете последних событий существенно вырос».
Не спешит говорить о распаде оппозиционной тройки и Вадим Карасев.
«Говорить, что тройки нет, еще рано, потому что по одному действовать трудно – это сразу только ослабит каждого из них, – говорит политолог. – Тем более власть сама будет работать над тем, чтобы сделать из этой тройки единицу. Но то, что Кличко проявил субъектность и взял в решающий момент ответственность на себя, выглядело поступком политика, а не просто рейтингового кандидата. Дальше же оппозиции нужно будет действовать солидарно – «один за всех и все за одного». А тактика Кличко должна быть как «первого среди равных», памятуя, что без поддержки другой оппозиции и Майдана ему будет трудно быть субъектным».
Упомянутое расширение количества сторонников за счет как общественных организаций, так и сторонников других оппозиционных сил может привести и к реструктуризации партийного проекта Кличко. Из нынешней именной ширмы он должен превратиться в нечто куда более действенное и динамичное. Не факт, что все в «Ударе» будут в восторге от этого, но тут уже не до мелкопартийных дрязг.
Конечно, ситуация меняется на глазах и все эти расклады могут полететь в тартарары в любой момент – равно как и временно вознесшийся Кличко может совершить какую-то фатальную для себя ошибку. В частности, важно, как он и другие лидеры оппозиции поведут себя во время переговоров с властью, которых, собственно, по легенде и добился Виталий.
«Если из Межигорья действительно подается сигнал о переговорах, то надо этим пользоваться, а не заниматься бравадой, – уверен Фесенко. – Но Кличко (как и другим лидерам оппозиции) надо сейчас думать не о конвертации своих личных шансов в рейтинги, а о политическом выживании. Если кризис будет продолжаться, а власть пойдет на силовой сценарий, то президентских выборов не будет, а все эти рейтинги можно будет выбросить в одно место. Главное – выйти из кризиса и обеспечить хотя бы относительные гарантии демократичности следующих президентских выборов. А думать о конвертации действий в рейтинги можно будет уже ближе к выборам».
Еще недавно казалось, что стать полноценным «полевым командиром» у Кличко при всем его политическом прогрессе вряд ли получится, но практика показала, что он куда убедительней выглядит в условиях «некабинетной» политики. Призыв к всеобщей мобилизации как раз и является попыткой закрепиться в этой роли.
Те, кто наблюдал за освещением событий в Киеве последних двух месяцев иностранной прессой, давно заметил, что для Запада именно Кличко был символом этого Майдана. Такое видение происходящего оттуда казалось несколько странным, но объяснимым, поскольку Запад, в отличие от оппозиции, уже фактически определился со своим кандидатом в президенты. События последних дней могут привести к появлению на Майдане реального лидера, который сможет себя зарекомендовать, как главная альтернатива Януковичу. Но тут уже вопрос в самом Виталии и том, на какие жертвы он готов ради этого пойти.
Коментарі — 0