Майдан неожиданно дал возможность вернуться в большую игру подзабытому Сергею Тигипко
Майдан неожиданно дал возможность вернуться в большую политику подзабытому многими Сергею Тигипко. По информации «Главкома», именно его фигура сейчас рассматривается в качестве потенциального компромиссного премьера (при других раскладах - спикера), который может временно устроить и власть, и олигархов, и Запад, и даже оппозицию. Последняя сама отказывается мараться сейчас о премьерство. К тому же, такое назначение урезонит группу недовольных «регионалов», которых перед голосованием за закон об амнистии приезжал воспитывать лично Президент. По информации «Главкома», собственные услуги в этом направлении Сергей Леонидович уже успел предложить Виктору Януковичу. Встреча президента, который раздумывает над внесением кандидатуры нового главы правительства в парламент, с депутатом состоялась в начале этой недели.
Ускорило встречу Тигипко с президентом сообщение о том, что внутри Партии регионов «созрело» демократическое крыло во главе с Сергеем Тигипко. Несколько десятков депутатов из провластной фракции якобы были готовы пойти на соглашение с оппозицией и начать принимать компромиссные решения. Интересно, что о формировании некой демократической платформы внутри ПР первыми заявили именно оппозиционеры – Николай Томенко, а позже Андрей Шевченко. Последний в своем «твиттере» вовсе написал, что как минимум 30 депутатов большинства отказываются следовать за «генеральной линией Януковича–Медведчука». Также, по информации нардепа, демократическую фронду готовы якобы были готовы поддержать несколько губернаторов и глав облорганизаций «регионалов».
Эта новость была растиражирована в прошлую пятницу, как раз в тот момент, когда президент пребывал в Сочи. Сообщение явно застало «регионалов» врасплох. Реагировать на него оказалось некому. И лишь после выходных Анна Герман, которую причисляют к группе Клюева, разразилась заявлением, которое могло лишь подтвердить: в Партии регионов действительно что-то происходит. Вопрос был лишь в том: то ли, о чем заявила оппозиция?
Герман отметила, что «намерение группы депутатов Верховной Рады от Партии регионов во главе с Сергеем Тигипко выйти из фракции ПР не отразится на единстве партии.»
Она также привела исторические параллели. «Надо вспомнить, чем закончилась история с Демократической платформой в КПСС: ее инициаторы стали банкирами-миллиардерами. А те, кто поверил им, были обмануты и обворованы», — подчеркнула депутат.
Тем временем, по информации «Главкома», Тигипко уже на выходных был приглашен на встречу с президентом. Сама аудиенция состоялась в начале этой недели. Сергей Леонидович озвучил свой план преодоления кризиса, в ответ президент согласился с предложениями Тигипко и пообещал провести дальнейшие консультации.
Разочарованный сочинским вояжем Янукович оказался более склонным к компромиссам по крайней мере с представителями своей партии. Как уверяют источники «Главкома», это произошло не потому, что Янукович боится новых «коктейлей Молотова» на Грушевского, а из-за аховой ситуации в экономике. Путин явственно дал понять украинскому президенту, что возобновления финансирования пока ждать не стоит. В свою очередь, напуганный Запад, вроде как, готов его предоставить в обмен на определенные шаги со стороны украинской власти – в частности, возобновления работы по евроинтеграции. Причем МВФ даже готов смягчить требования, которые ранее выдвигались Киеву для получения такого транша. Западные дипломаты даже в нынешней ситуации падки на визуальные эффекты и «европеизированный» Тигипко в роли премьера (или даже спикера) вполне может создать приемлемую телекартинку возвращающейся на европейский путь Украины.
Реакция самого Тигипко на разговор с президентом также не заставила себя ждать. Она урезонила излишних оптимистов от оппозиции насчет развала парламентского большинства. Пресс-служба депутата сразу же после встречи с президентом распространила заявление о том, что никто никуда выходить не собирается, а Партия регионов способна сформировать новое профессиональное правительство. Правда, в словах Тигипко прозвучала жесткая критика нынешнего Кабмина, который фактически провалил роботу по обеспечению «покращення», но ругать правительство, которое работает с приставкой «и.о.» – не самый смелый подвиг. О Викторе Федоровиче, который это самое правительство сформировал, Сергей Леонидович не произнес ни слова.
«Наши главные враги – казнокрады, коррупция, безответственность, неэффективная работа, – с привычным комсомольским задором очертил Тигипко фронт работ. – Убежден, что Партии регионов хватит сил, чтобы справиться с этими вызовами».
Реальных сторонников ныне действующего правительства в Партии регионов немного, поэтому Тигипко просто публично озвучил то, о чем другие «регионалы» брюзжат по углам в приватных разговорах. Правда, «демократизацию» ситуации они видят по-разному – кто-то, например, просто недоволен, что Кабмин крайне мало прислушивается к скромным пожеланиям рядовых депутатов. Пока же на публику большинство «регионалов» ограничивается заявлениями о том, что в партии «идет непростая дискуссия».
-- Не первый номер
Пока Янукович размышляет над предложением Тигипко, последнему действительно нет смысла лишний раз нагнетать обстановку во фракции и выступать с воинственными заявлениями, рискуя настроить против себя остальных. После того, как он слил свою «Сильную Украину» с Партией регионов и без особых успехов поработал вице-премьером, о Сергее Леонидовиче стали подзабывать – в правительство ему ход был заказан, а «для телевизора» у партии нашлись иные спикеры. Насколько теперь Тигипко с его далеко не однозначной репутацией и политическим прошлым может выглядеть примиряющей фигурой (в том числе, в глазах Майдана) – тот еще вопрос, но если новосформированное правительство действительно будет компромиссным, его кандидатура в премьеры вполне может оказаться в списке фаворитов. Равно как и в числе претендентов на кресло, которое пытаются расшатать под пошедшим на старости лет во все тяжкие Владимиром Рыбаком.
«Тигипко готов идти в правительство, но пока он просто активизирует свою политическую деятельность и рано говорить о том, что он на что-то претендует, – говорит бывший его соратник по «Сильной Украине» Кость Бондаренко. – Сейчас борьба за премьерский пост развернулась между несколькими крупными игроками, но только если каждый из них проиграет эту партию и не пройдет через парламент, можно будет переходить к рассмотрению иных личностей, в том числе, Тигипко. Думаю, внутри Партии регионов еще будет создано несколько платформ, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от внутренних договоренностей между этими группами и людьми, которые их вдохновляют».
Формально под координацией Тигипко находится группа во фракции ПР, состоящая из 38 нардепов, но было бы большим преувеличением сказать, что Сергей Леонидович может руководить ею по своему усмотрению. Сам Тигипко сумел провести лишь несколько штыков, которых может условно считать «своими» – это бывшие «сильноукраинцы». Но также в эту группу входят креатуры Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина, Виктора Пинчука, Юрия Бойко – в общем, контингент достаточно разношерстный. Показательно, что когда Янукович убеждал фракцию голосовать за закон об амнистии в редакции власти, по словам очевидцев, тот же Фирташ давал по телефону отмашку на положительное голосование через своего партнера Ивана Фурсина. Поэтому даже если и говорить о фигуре Тигипко как объединяющей, не обойтись без доброй воли тех, кому депутаты обязаны куда больше, чем ему.
«Вспоминаю, как в свое время о Тигипко отозвался Кучма – хороший он парень, менеджер, но несамостоятельный, – говорит политолог Владимир Фесеенко. – Он имеет определенные амбиции, у него хорошие задатки и управленческие, и политические, но он не лидер. Но если будет решение тех, кто влияет на депутатов этой группы, что надо договариваться с оппозицией или играть самостоятельную роль по новому правительству и изменениям в Конституцию, тогда другое дело. Сейчас Тигипко находится в стратегическом резерве,. Но если дело дойдет до необходимости формирования именно коалиционного правительства и поиска нейтрального премьера, Тигипко может рассматриваться в качестве такой фигуры или предлагаться олигархами».
Коллега Фесенко Михаил Погребинский не в восторге от возможного премьерства Тигипко, но допускает такой вариант.
«Меня хохот давит, когда я слышу о Тигипко и организации демократического крыла. У нас когда надо вспомнить о демократии, сразу вспоминают о бывших комсомольцах – Тигипко, Порошенко, – замечает Погребинский. – Но если какая-то игра вокруг Тигипко есть, она имеет право на существование. Для меня абсолютно неприемлемы такие кандидаты в премьеры как Яценюк и Порошенко даже во временном качестве, а Тигипко таким мог бы стать, если бы об этом стороны договорились, если бы это выглядело как компромисс. Происходящее может быть игрой Тигипко, а может быть игрой Фирташа – Левочкина, чтобы позже получить какую-то совсем отдельную игру».
-- «Спалили» заранее?
Важно для Тигипко будет также привлечь на свою сторону депутатов из «неястребиной» «ахметовской» группы, которые пока заняли выжидательную позицию, но после подставы с «ручным» голосованием 16 января понемногу проявляют норов. То, что Тигипко никогда не был для «донецких» своим, может сыграть в нынешней ситуации для него в плюс – в этом собственно и будет заключаться его компромиссность. Ну, и конечно, добиться если не симпатий, то хотя бы нейтрального отношения оппозиции.
Пока в «Батькивщине» многие удивлены разговорами о «прозрении» Тигипко.
«Не знаю, откуда Андрей Шевченко взял эту информацию, прежде чем ее вбросить, но до того, как эта группа оформится и про нее будет заявлено официально, эти сообщения несерьезны с политической точки зрения, – журит коллегу по «Батькивщине» Андрей Павловский. – Зачем это было делать – чтобы за выходные на эту группу надавили и они передумали?».
«Регионал» Олег Шаблатович, который прошел в парламент по квоте «Сильной Украины», уверяет, что оппозиция информационными вбросами о демплатформе лишь работает на разжигание конфликтов внутри Партии регионов и вовсю расхваливает преданного партии соратника: «Тигипко – человек, имеющий колоссальный опыт и авторитет у депутатов, к нему ходят за советом. Не готов говорить о его премьерстве, потому что кандидатуру будет вносить Президент, но поддержки в зале у него очень много».
И будет, конечно, очень символичным, если в результате волна Майдана «без лидеров» ненароком вынесет на премьерский пост человека, который, казалось бы, давно и безвозвратно променял собственные политические перспективы на третьи роли при власти.
Коментарі — 0