Рада на военном положении

Рада на военном положении

Парламент провел экстренное заседание в закрытом режиме

Верховная Рада впервые собралась в условиях фактически военного положения. Решение Кремля о применении армии на территории Украины «для защиты русскоязычного населения» собрало в воскресенье более трехсот парламентариев. Не все, конечно, смогли подъехать прямо к десяти утра, поэтому открытие заседания задержалось. Сюрпризом для журналистов стала его секретность – ввиду возможного разглашения государственных тайн, которые могли рассказать нардепам вызванные на отчет силовики, трансляции заседания не было, журналистов в ложу прессы не пускали и даже отключили вай-фай. В общем, обстановка в Раде соответствовала положению в стране. Как и внешний вид, нардепов, стекавшихся в здание Рады. Андрей Деркач накинул пиджак на полосатую рубашку и обулся в обувь, похожую на кроссовки, Николай Мартыненко был в сером свитере с «чиновническими» налокотниками, а экс-баскетболист Александр Волков вовсе пришел в костюме национальной сборной.

«Регионал» Евгений Балицкий забегал в зал парламента прямо в куртке.

«Сегодня парламент примет чисто декларативные решения, на другие не хватит голосов», – пообещал он «Главкому». Под «другими» подразумевалась, в первую очередь, денонсация Харьковских соглашений, но депутаты, в итоге, решили не нагнетать лишние страсти.

«Ни хера не понятно, – бормотал в трубку собеседнику член новосозданной группы «Экономическое развитие» Виталий Барвиненко. – Пока не увижу постановлений, голосовать не буду, у меня же округ на юге, сам понимаешь».

Анна Герман, удивившая своим откровенным интервью о сложном психотипе Виктора Януковича, рассказывала, что свое слово в сложившейся ситуации должны сказать дипломаты, и призывала в это прощенное воскресенье всех простить. Обычно донельзя разговорчивого Михаила Чечетова в последнее время будто подменили – он перестал нести околесицу на любые заданные темы и даже сбегает от любопытных журналистов. На ходу он бросил, что еще есть дипломатический потенциал, чтобы не допустить братоубийственной войны и сохранить целостность страны.

Поводов для, мягко говоря, беспокойства хватало. И.о. президента Александр Турчинов заявил, что ночью руководство вооруженных сил России предъявило ультиматум касательно разоружения украинской стороны. На этом фоне премьер Арсений Яценюк заявлял, что парламент единодушен и принимает решения конституционным большинством.

Ясно было, что и на этот раз такое потенциальное большинство собрано – в зале, по словам выходивших из него депутатов, зарегистрировалось 307 человек (в дальнейшем их число увеличилось), из которых большинство проголосовало за то, чтобы провести заседание в закрытом режиме. Помимо неразглашения государственной тайны, в этом был еще один смысл – в таком режиме пропадает всякий смысл пиариться и бросать пафосные речи на публику, любителей чего в парламенте хватает. Правда, такие попытки проскальзывали даже «без камер» – в числе возмутителей спокойствия называли Инну Богословскую, Анну Герман и Олега Ляшко, но, по словам очевидцев, их быстро «зашикивали». Герман, например, хотела, чтобы отчеты руководителей силовиков (главы СБУ, министра обороны, министра внутренних дел, главы пограничной службы) были публичными, а Богословская потребовала отставки Арсена Авакова, обвинив его в бездействии и пособничестве представителям старой власти.

В итоге, никаких кадровых решений принято не было, зато практически все депутаты, присутствовавшие в зале, кроме коммунистов, поддержали три постановления. Первым об этом журналистам рассказал вышедший из зала изможденный и красноглазый Олег Тягнибок.

Итак, Верховная Рада обратилась к государствам-гарантам соответственно Будапештскому меморандуму обеспечить территориальную целостность Украины. Рада подчеркнула исключительно мирное решение конфликта при участии международных экспертов ОБСЕ, ООН, ЕС, Совета Европы, СНГ, гарантировав исполнение Украиной всех предыдущих соглашений.

Также парламент одобрил озвученное Андреем Парубием с пресс-поинта решение СНБО о переводе вооруженных сил в полную боевую готовность. Было принято обращение к парламентам государств-гарантов безопасности Украины о признании действий России недопустимыми и нарушающими основные принципы международных отношений. Международным организациям было предложено направить в Украину специальные мониторинговые миссии, а также организовать у нас выездные заседания своих органов. Предусмотрена и необходимость формирования группы для проведения переговоров с Россией.

Все вышедшие из зала депутаты отмечали, что жарких споров и каких-то конфликтных ситуаций практически не было – все, мол, всё понимают. Наоборот, часто из-под купола доносились аплодисменты.

А мирный путь решения вопроса с привлечением международных посредников – похоже, единственный возможный в данной ситуации. Арсений Яценюк признал, что армия Украины меньше российской, к тому же, при президентстве Януковича ее целенаправленно разваливали. Виновные будут найдены и понесут наказание, но пока маємо те, що маємо…

Геннадий Москаль в кулуарах был более смелым в выражениях.

«За 22 года мы так и не создали украинскую армию, – вещал он на камеру одного из российских телеканалов. – Нам нужно было или присоединяться к НАТО, или к какому-то блоку с Россией и Беларусью. У нас же сейчас ничего не взлетает, не заводится…»

Слушавший эти панические высказывания соратник Москаля по «Батькивщине» тихо отпустил в его адрес крепкое словцо, но признался «Главкому», что министр обороны действительно заявил с трибуны, что с армией «не все в порядке».

На том встревоженные, но, в целом, удовлетворенные проделанной работой депутаты разошлись до утра вторника. Какой будет обстановка в стране послезавтра, сейчас не рискует предположить никто.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: