В законопроекте правительства о кадровой чистке в судейском корпусе появились лазейки для одиозных служителей Фемиды
Широко анонсированная Арсением Яценюком люстрация судей может закончиться громким скандалом. Как стало известно «Главкому», члены нового парламентского большинства не смогли найти согласия в вопросе, как избавить судейский корпус от неблагонадежных кадров. Дошло до того, что в процессе обсуждения деталей грядущей люстрации некоторых активных участников этого процесса, близких к новому правительству, обвинили в коррупции и сговоре с высокопоставленными судьями прежнего режима.
В итоге все завершилось тем, что в парламент кроме законопроекта от Кабмина, который должен был стать основой для начала люстрации судей, попали еще три альтернативных документа от «Свободы», «Удара» и внефракционного депутата Анжелы Лабунской. Их обсуждение обещает быть жарким. Но не факт, что нормы, позволяющие проскользнуть через сито люстрации одиозным судьям, не будут приняты.
-- В чем подвох?
Основной законопроект «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» за подписью премьера был внесен в парламент еще 6 марта, но его принятия сходу не получилось. Более того, он фактически привел к скандалу среди соратников по большинству.
СПРАВКА
Исходя из текста законопроекта, проверкой судей общей юрисдикции будет заниматься временная специальная комиссия из 17 членов и Высший совет юстиции не будет играть при этом доминирующую роль (Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей назначают по 4 члена, которые должны быть судьями; Кабмин - 3, которые должны быть представителями общественности; парламент - 6 членов, двое из которых должны быть судьями). Судья подлежит освобождению от должности в связи с нарушением присяги в случае принятия им единолично или в составе коллегии судей сомнительных решений в период с 21 ноября 2013-го до 21 февраля 2014-го года. В числе таких решений – запрет массовых акций, арест участников таких акций и лиц, признанных политическими заключенными, предоставление разрешения на проведение следственных действий в отношении таких лиц и так далее. Отдельным пунктом прописана причастность судей к грубому нарушению имущественных прав физ- и юрлиц, которые имели место в хозсудах после 30 июля 2010-го года и привели к существенным последствиям. Судьи, не прошедшие проверку, устраняются от правосудия и не могут быть назначены или избраны на должность судьи в течение пяти лет с момента увольнения с должности.
С момента вступления закона в силу считаются уволенными со своих административных должностей председатели всех высших специализированных судов и председатели судов апелляционной инстанции, которые назначены на админдолжности после 30 июля 2010-го года. В этом и была заложена загвоздка, которая привела к разногласиям.
Изначально в «кабминовский» законопроект входила норма не только об автоматическом увольнении всех глав спецсудов, а и их заместителей, но затем она странным образом исчезла. А такие полумеры могут сделать бессмысленным сам процесс люстрации. Именно этот момент дал основания для обвинений в том, что и в новой власти, похоже, хватает желающих нагреть на люстрационном процессе руки.
Член комитета по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Власенко исчезновение этой важной нормы объяснил так: «В базовом тексте действительно был момент, что увольняются и председатели, и заместители. Но мы должны жить реальной жизнью – должен быть человек, который от имени суда имеет право ежедневно подписывать финансовые документы, покупать бумагу, карандаши, оплачивать свет, тепло и так далее. Если мы сейчас полностью обезглавим высшие спецсуды и апелляционные суды, кто этим будет заниматься? Будет ли эта логика воспринята ко второму чтению, не знаю».
Но соратники по «Свободе» и «Удару» такой логики категорически не воспринимают. Вице-спикер «свободовец» Руслан Кошулинский заявил «Главкому», что вопрос смены судей может решаться абсолютно безболезненно, поэтому заместителей также надо убирать.
Недовольны кабминовским творчеством и в «Ударе», и даже в «Правом секторе».
«У нас есть 36 позиций-поправок и по увольнению заместителей в том числе, и по процедуре формирования комиссии, и по Высшему совету юстиции, – говорит «ударовец» Валерий Карпунцов, который не согласен с мнением профильного комитета принять законопроект Кабмина за основу, а позже доработать. – Учтите, что, приняв закон в первом чтении, во втором можно править только те статьи, которые есть, а новыми дополнить уже нельзя. Нам нужно проводить люстрацию, а не создавать новую репрессивную институцию».
«Закон очень сырой и неподготовленный и юридически, и стратегически», – категоричен юристконсульт «Правого сектора» Сергей Ярош.
«Куда делась норма о заместителях, следует спросить у разработчиков законопроекта – Минюста», – добавляет председатель Люстрационного комитета Егор Соболев. Хотя при этом добавляет, что сейчас важно сделать первые шаги. «Идея «давайте люстрируем всех» на самом деле продвигается противниками люстрации, которые хорошо понимают ее нереалистичность», - считает Соболев.
Как уже отмечалось, альтернативные проекты на эту тему уже зарегистрировали и «Свобода», и внефракционная Анжелика Лабунская.
«Аттестация всех судей страны противоречит как минимум пяти нормам Конституции, – говорит Лабунская. – Надо создать эту спецкомиссию при обновленном Высшем совете юстиции. К тому же, кроме политических судебных решений, у нас были истории с отбиранием бизнеса, земли, и одно из новшеств, которое есть в моем законопроекте – чтобы решение комиссии было основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Плюс в отставку должны уходить не только председатели судов, но и их заместители – для меня вопрос, куда исчезла эта норма».
Глава Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Захаров, также жестко раскритиковавший законопроект. Он считает, что документ никак не способствует воссозданию сильной независимой судебной власти, и допустил, что судьи, которые захотят остаться на работе, теперь просто будут массово перекрашиваться под новую власть.
-- Донецкие судьи устанавливают контакт
Попытки перекрашивания уже идут полным ходом, причем новая власть вполне их поощряет. Как сообщают источники «Главкома», исчезновение нормы про люстрацию заместителей глав судов была согласована на высшем уровне и лоббировали ее … группа известных судей из донецкой команды, контролирующей сейчас Высший хозяйственный суд. Его после прихода к власти Януковича в 2010-го году возглавил экс-глава Донецкого апелляционного хозяйственного суда Виктор Татьков. А в 2011-м в Киев переехал приятель Татькова Артур Емельянов, который с должности главы Хозсуда Донецкой области перепрыгнул в кресло руководителя Хозсуда столицы.
Позже Емельянов был назначен судьей высшего специализированного суда и Совет судей хозяйственных судов рекомендовал его на должность заместителя председателя ВХСУ. Поговаривали, что такой рост Емельянова связан с его тесными отношениями как с Татьковым, так и с Александром Януковичем и генпрокурором Виктором Пшонкой, которым он помогал в принятии нужных судебных решений для бизнеса. Об успешной карьере Емельянова свидетельствуют и некоторые детали, которые он не особо крывал. Только стоимость его часов, которые зафиксировали фотографы, – почти 20 тысяч долларов.
Руководство ВХСУ неоднократно обвинялось в СМИ в непосредственной помощи рейдерским захватам предприятий с помощью соответствующих судейских решений и схем по назначению арбитражных управляющих. А в прошлом месяце в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления о признании утратившим силу постановления о назначении Татькова, где тот обвинялся в коррупции и личном вмешательстве в деятельность судов. Но рассматривать Татькова вне связки с Емельяновым, как, по сути, предлагает законопроектом Кабмина о люстрации, было бы наивно.
Решение выкинуть не устраивающую Емельянова норму о заместителях из законопроекта, как утверждает источник, стало «благодарностью» в обмен на отмену 7 марта Хозяйственным судом Киева решения о долге корпорации ЕЭСУ перед Россией. В свою очередь судья Роман Бойко, который оперативно отменил это решение, якобы рассматривается сейчас в качестве потенциального главы Хозсуда Киева. Бойко, который также является выходцем из Донецка, сейчас занимает пост заместителя председателя Хозяйственного суда города Киева, и если в законопроекте останется упомянутая лазейка, то уже ничто не помешает ему при новой власти возглавить этот суд.
Юлии Тимошенко важно максимально быстро избавиться от шлейфа дел, которые формально могут помешать ей участвовать в президентских выборах. Пока что дело по ЕЭСУ закрыто, но остальные дела, по которым проходит Юлия Владимировна, в зависшем состоянии. При этом заместитель главы ЦИК Андрея Магеры в любом случае не видит по Конституции оснований, которые могут помешать Тимошенко идти в президенты.
Похоже, что судьи «старой закваски» всеми силами цепляются за некогда хлебные места и доводят свою лояльность новой власти всеми возможными способами. Причем наверняка рассчитывая на то, что правила игры не особо поменяются, – раньше договаривались с теми, теперь будем с этими.
То, что на сегодняшнем заседании парламента может быть все-таки продавлена дискуссионная норма об увольнении как глав спецсудов, так и их заместителей, еще ни о чем не говорит. Судебная ветвь такая сладкая для любой власти, что пока не видно реального желания реформировать ее и делать полностью независимой. Так что под шумок в закон о люстрации судей могут быть включены не менее одиозные положения.
Коментарі — 0