Президент переходил на крик и таки «убедил» парламент предоставить особый статус Донбассу
Когда на прошлой неделе Петр Порошенко заявил, что внесет в Раду законопроект об особом статусе Донбасса, возникли большие сомнения, что перед выборами кто-то возьмет на себя смелость за такое проголосовать. Конечно, теоретически Петр Алексеевич мог рассчитывать на поддержку остатков Партии регионов, депутатских групп, верных оруженосцев из «Удара» и перебежчиков из «Батькивщине», но, как прогнозировалось, дискуссия будет жаркой.
В понедельник главы фракций провели почти трехчасовую встречу с Порошенко, однако консенсуса найдено не было. На Банковой настаивали, чтобы законопроект рассматривался в закрытом режиме, но за проведение закрытой сессии сегодня утром проголосовал только 121 депутат, после чего в Раду приехал Порошенко и «уламывание» продолжилось. Примерно через час депутаты все-таки согласились на президентские условия, собрались в зале и проголосовали за закрытый режим, поскольку аргументы, которыми их собрался убеждать Президент, не предназначались для чужих ушей. В итоге, Порошенко «убедил» – 277 голосов за особый статус Донецкой и Луганской областей и 287 – за амнистию участников событий на востоке. По словам депутатов, Президент много говорил о неспособности украинской армии противостоять мощной российской и существенных потерях наших военных в технике. Мол, его мирный план урегулирования – единственный выход. Иногда переходил на крик.
«Он на глазах начинает превращаться в Януковича, – кипятился один из «батькивщиновцев», – Сплошной монолог, а на наши реплики с мест, например, о финансировании армии, он реагировал нервно и грозился отправить нас в АТО. Я сказал: «Петя, нет проблем, но только вместе с тобой».
По словам «свободовцев», их фракция не дала ни одного голоса, равно как отрицают свою причастность к голосованию представители «канонической» «Батькивщины». Все остальные в той или иной степени подыграли Порошенко и дали свои голоса на «автономизацию» Донбасса.
Заковыка в том, что вычислить, кто и как голосовал, пока невозможно. Оппоненты Порошенко обратили внимание на факт, который ставит под сомнение чистоту процедуры голосования. Традиционно на экране системы «Рада» в течение голосования, которое длится 10 секунд, загораются разноцветные ячейки в зависимости от того, какую кнопку нажал нардеп. В этот же раз почему-то произошел сбой.
«Турчинов, который был полностью на стороне Порошенко, просто называл итоговые цифры, не говоря, какая фракция как проголосовала, – рассказывали потом недовольные депутаты. – Даже при Януковиче такого не было».
«Батькивщиновец» Андрей Павловский в кулуарах предложил вычислить «предателей» по голосованию за проведение закрытого заседания, благо, его результаты появились на сайте Рады.
«Так я тоже голосовал за закрытое, – неожиданно ответил ему коллега по фракции Леонид Емец. – Но не считаю себя предателем, потому что хотел получить информацию о том, что вообще происходит».
Таких «желающих» в «Батькивщине», кстати, нашлось аж 32.
Депутаты от «Свободы» и «Батькивщины» в момент голосования вытащили свои карточки из ячеек и вытянули их вверх, чтобы показать, что их голоса точно не могут быть засчитаны. Понятно, что «свободовцы» и стали главными критиками закона, вещая о «капитуляции» и прогибе под Путина.
«Говорят, что мы не можем противостоять российской армии, но Украина всегда славилась умением вести партизанскую борьбу», – грозно хмурил брови Игорь Мирошниченко.
Нестандартность момента подчеркнуло даже появление на парламентском пресс-поинте Юлии Тимошенко, которая, если кто забыл, пока не является депутатом.
«Нет сомнений, что после введения в действие этих законов будет установлен полный контроль на части Донбасса российскими войсками и теми террористическими группами, которые финансируются, поддерживаются и были введены на территорию России по указке Путина, – заявила она. – Эти законы не принесут мир, но станут плацдармом Путина для дальнейшего завоевания Украины».
Собственно, рассуждения о том, что Путин не остановится, а принятые законопроекты – позор, превалировали в кулуарах. Фактически Украина взяла на себя финансирование, причем по защищенным статьям, регионов, которые, по сути, не очень контролирует. Законом там вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создается «народная милиция» – фактически появляется государство в государстве.
«Ударовцы» пытались оправдать необходимость такого вынужденного решения остановкой полномасштабной войны с Россией – мол, принята только основа, еще можно будет вносить правки, а на базе этого закона принимать новые, в которых, в частности, будет идти речь о конкретных рамках территорий, на которые распространяется его действие. Президентский уполномоченный по мирному процессу на Донбассе, нардеп Ирина Геращенко акцентировала внимание на том, что амнистии не будут подлежать лица, совершившие особо тяжелые преступления и те, кто сбивал малайзийский «Боинг».
«Ни про какую сдачу территорий Украины каким-либо другим государствам, ни про какое признание так называемых ДНР и ЛНР речи нет вообще», – «успокаивал» глава «ударовской» фракции Виталий Ковальчук.
Принятые законы несколько отличались от вариантов, появившихся накануне в СМИ, – в частности, местные выборы на Донбассе по нему решено проводить не в ноябре, а 7 декабря. Кстати, к их проведению большинство также настроено скептически.
«Вы представляете себе, как на этих территориях, будут проводить агитацию, скажем, представители «Батькивщины»? – задавался риторическим вопросом глава одноименной фракции Сергей Соболев. – Вот и я не представляю».
Представители «ДНР» и «ЛНР» в течение дня путано комментировали принятие закона, но, в целом, оценивали его положительно.
Несколько скрасить подавленное состояние после принятия «донбасских законов» должна была долгожданная ратификация парламентом Ассоциации с ЕС. Причем произойти это должно было синхронно с Европарламентом – из Брюсселя велась прямая трансляция.
После пафосных речей спикера, премьера, представителей фракций и групп и руководителя Европарламента Мартина Шульца об «историчности момента», последнее слово было за Порошенко. Тот сказал, что атмосфера в сессионном зале напоминает ему 1991-й год, когда Украина обрела независимость.
«Очень естественной считается готовность отдать свою жизнь и умереть за свою Родину, – сказал Президент. – Но Небесная сотня и 872 отважных украинских воина умерли не только за Украину, они сложили головы за то, чтобы мы заняли достойное место в семье европейских народов. Со времен Второй мировой войны, ни одна нация за право быть европейцами никогда не платила такой высокой цены».
Порошенко напомнил, что благодаря недавним договоренностям в Брюсселе, Украина получит больше, чем изначально предполагало соглашение – Украина сможет беспошлинно продавать свою продукцию на рынках ЕС до конца 2015-го года.
«Слава Европе! Слава Украине!» – резюмировал Порошенко и Турчинов призвал приготовиться к историческому голосованию. На этот раз с таблом было все в порядке и на нем высветилась цифра 355. Прозвучал гимн, а Турчинов так спешил продолжить заседание дальше, что чуть не упустил момент, когда свою подпись в Брюсселе ставил Шульц. Следом был проголосовано Заявление Верховной Рады «О европейском выборе Украины» (за – 289).
Вообще этот парламентский день оказался крайне насыщенным – на вечернее заседание было запланировано рассмотрение долгожданного законопроекта о люстрации. Активисты начали готовиться к этому событию заранее, запихнув в мусорный бак одиозного нардепа Виталия Журавского, потолкавшись с милицией и поднеся к зданию парламента покрышки, а в момент рассмотрения законопроекта подожгли их и перекрыли улицу Грушевского. Хоть и не с первой попытки (Турчинов несколько раз возвращал вопрос на переголосование, пригрозив закрыть депутатов в зале) «люстрацию» удалось продавить – 231 голос (причем без десяти «регионалов» ничего бы не получилось) – и на этом сумасшедший вторник в Раде был окончен.
Источник фото: Владимир Струмковский, Facebook
Коментарі — 0