Гривню спускают с цепи. Чего ждать дальше?

Гривню спускают с цепи. Чего ждать дальше?

С 5 ноября Нацбанк отказывается от фиксации курса гривни на уровне 12,95 за доллар и отпускает его в «свободное плавание»

Когда гривня упала до исторических минимумов, а потом благодаря не совсем рыночным действиям Нацбанка зафиксировалась на уровне 12,95 за доллар, это мало кого ввело в заблуждение. Напомним, что в сентябре руководители крупнейших банков Украины на закрытом совещании с руководством государства договорились продавать доллары по курсу не выше 12,95 грн/долл., после чего котировки гривни к доллару США на межбанковском валютном рынке удерживались в пределах 12,95/13,50 грн/долл.

Последствия таких ударов кулаком по столу, в общем-то легко было предугадать – обменники хоть и радуют стабильными ценниками, но валюту в них по заявленному курсу практически не купить, в чем убедилась даже глава Нацбанка. Реальные же «серые» сделки проходили по курсу ближе к 14 гривням за доллар. Фактически до этого момента существовало два курса: «нацбанковский» и курс черного рынка, причем за полтора месяца НБУ растратил из своих хилых резервов на поддержку гривни 1,3 миллиарда долларов.

Пока официальная гривня стояла как вкопанная, вовсю ходили разговоры о том, что так долго продолжаться не может, после выборов гривню снова отпустят в свободное плавание, а за доллар к концу года будут давать едва ли не 18–20 UAH. И частично эти предсказания уже начали сбываться – с 5 ноября Нацбанк отказывается от фиксированного курса гривни. Но полной свободы ей, тем не менее, не дадут – НБУ обязуется ежедневно выходить на аукцион с суммами в районе 5–10 миллионов долларов и формировать таким образом средневзвешенный курс.

«Сначала только по продаже валюты – голландский аукцион, где ценообразование идет от высоких курсов к низким, – заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева. – НБУ это будет делать на небольших объемах, но обязуется это делать ежедневно от 3 до 6 месяцев. Торговая сессия будет начинаться в 9 утра, до 10 утра будут приниматься заявки, уже в 11 утра мы будем видеть на рынке курс – и цену отсечения на аукционе (5 самых высоких котировок банков будут отсекаться – «Главком») и средневзвешенную цену. Минимальная заявка будет от 100 тысяч долларов. Этот режим работы нужен не для того, чтобы НБУ удовлетворил весь спрос на рынке. Это нужно для того, чтобы спокойно найти равновесный курс».

Таким образом, Нацбанк попытается выявить реальный рыночный курс, нащупав золотую середину между индикативным курсом и курсом черного рынка. При этом банки смогут отдавать своим клиентам валюту с отклонением от индикативного курса не более 5%. Глава НБУ допустила, что новые правила игры могут привести к кратковременному снижению курса гривни из-за накопившегося отложенного спроса, но когда ситуация стабилизируется, в перспективе центробанк будет не только продавать валюту на межбанке, но и покупать ее.

О том, насколько своевременны инициативы НБУ, что ожидает гривню с сегодняшнего дня и каких глубин падения она может достичь, рассуждают эксперты. На вопросы «Главкома» ответили финансовый эксперт, управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман, глава правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова Владимир Сиденко и председатель правления АКБ «Индустриалбанк» Леонид Гребинский.

-- Об аукционах НБУ

{1-}

Игорь Бураковский:

Интервенции на валютном рынке могут иметь разный характер. Это могут быть вербальные интервенции, когда собирают банки, и мы договариваемся о том, как будем действовать на валютном рынке. Формально будет свободный рынок, а неформально мы фактически скоординировали соответствующие действия. Речь идет о деньгах (выставленных Нацбанком на аукционе), которые необходимы для того, чтобы сбить спрос на наличную валюту. Но ведь это только часть валютного рынка, а весь валютный рынок не сводится лишь исключительно к «наличке». Это же и импортеры, и экспортеры, которые продают валюту. Это и те, кому нужно рассчитываться, к примеру, по кредитам. Проведение аукционов – это способ помочь банкам с наличными долларами для того, чтобы успокоить население.

Леонид Гребинский:

Самое главное – стабильность и объемы интервенций. Нацбанк сказал, что это будут от 5 до 10 млн. долларов в день. Если будет 10 млн., то это более-менее нормально. Тем более, курс, который еще вырастет, собьет ажиотаж. Естественно, Нацбанк не может удовлетворить всех – если бы мог, то сделал бы. Но вопрос в том, что появится некий индикативный курс, который будет приближаться к рыночному и, в итоге, станет рыночным. Тогда все экспортеры, которые придерживают валюту, выйдут на рынок и еще снизят курс гривня-доллар.

-- Каким будет курс

{-2}

Эрик Найман:

Черный рынок торгует валютой (долларами) по курсу 13,7 грн за $1. Может быть, равновесие будет найдено на 13,5 грн за $1. Но я не очень пока понимаю новый механизм ценообразования. Вопрос в том, насколько жестким останется валютное регулирование Нацбанка. Если оно останется по-прежнему жестким, то каких-то значительных курсовых колебаний мы не увидим. Я не думаю, что Нацбанк абсолютно отпускает курс, ведь они не безумцы – если сегодня курс отпустить, то последствия могут быть очень плачевными. Сегодня Украина не готова к абсолютно свободному плаванию курса и, думаю, Нацбанк в каком-то виде останется на рынке.

{4-}

Владимир Сиденко:

Есть значительное превышение спроса на валюту над предложением… Если исходить из тех ценовых пропорций, которые есть в экономике, то курс 12 грн за $1 можно считать более-менее уравновешенным. Все, что выше этой цифры – отклонения от состояния равновесия. Прежде всего, оно обусловлено психологическими факторами и негативными ожиданиями граждан и субъектов рыночной деятельности. Каков будет этот курс? Он может быть и 18 грн за доллар, но он не будет стабильным. Любое психологическое волнение возникает не из-за экономических причин, а из-за определенного восприятия у людей рисков. В то же время нужно понимать, что если курс становится 20 грн. за доллар, то большинство видов экономической деятельности, которые связаны с внешними связями, становятся нерентабельными… Все методы прогнозирования ориентируются на равновесие. Страхи людей и их реакцию в экономических моделях спрогнозировать очень проблематично.

При условии, что не наступят какие-то экстраординарные политические события, гривня никуда далеко от нынешнего курса «бегать» не будет. Плюс-минус, в районе 5% будет колебаться ее курс по отношению к доллару. Экстраординарные события – это, прежде всего, разрастание военного конфликта. Во-вторых, это проблемы, связанные с угрозой дефолта. До конца года «разброс» в 5% будет сохраняться. Ну а далее все будет зависеть от НБУ, от стратегии развития. На мой взгляд, если будет стабилизация, то приплыв капитала будет толкать курс в сторону укрепления гривни. С точки зрения экономики я не вижу факторов, которые могут привести к обвалу курса гривни.

Игорь Бураковский:

На сегодняшний день очень сложно отделить состояние украинской экономики от разного рода эмоциональных наслоений. При нормальных условиях курс должен быть на уровне 10-12 грн за доллар. Но на глубоком уровне заложены большие ожидания от валютного курса и оценка влияния военного фактора, а также выплаты, связанные с определенными договоренностями, которые влияют на курс. В частности, имею ввиду авансовые платежи по газу России. Не буду брать на себя ответственность говорить, что курс должен быть 12, 13, или 20 гривен за доллар.

{-3}

Леонид Гребинский:

Думаю, курс гривни упадет на 5%. Просто потому, что банки не будут дороже продавать валюту. Думаю, все выйдут на курс 13,2 – 13,5 грн. за доллар, хотя реальный курс (без вмешательства НБУ – «Главком») – 14,4 грн за доллар. Черный рынок исчезнет не ранее, чем через неделю-две, ведь сначала будет ажиотаж и недоверие.

-- Стоит ли сейчас покупать доллар

Игорь Бураковский:

Если у вас есть свободная гривня, которая вам не нужна на протяжении какого-то времени, то, теоретически да, вы можете ее перевести в валюту. Но в то же время вы должны понимать, что играете на девальвацию. В то же время, если гривня не девальвирует, то вы проиграли со всей валютной операцией. С другой стороны, со ста гривнями нет смысла соваться на валютный рынок. Поскольку вы точно проиграете хотя бы за счет всякого рода комиссионных платежей и всем, что непосредственно с этим связано… Но валюта – это не тот инструмент, который позволит вам абсолютно спокойно защитится от инфляции.

Эрик Найман:

Если человеку нужна валюта, то пусть покупает. Если такой потребности нет – тогда лучше купить импортные товары. Я бы сначала посмотрел на ноябрь-декабрь, на то, будут ли запущены реформы. Если они не будут запущены, тогда нужно покупать валюту, поскольку гривня будет слабеть. Если будут запущены реформы, гривня дешеветь не будет.

Леонид Гребинский:

Никто ведь не снимал ограничения по поводу продажи $200 в одни руки. Я бы посоветовал людям выждать одну-две недели, чтобы понять, какой курс. Самое главное, нужно доверять своей валюте, и не нужно хранить свои сбережения в иностранной валюте. Этот мое мнение как банкира.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: