Арсений Яценюк – теперь не просто премьер, а премьер со своей программой действий и годовым иммунитетом
Арсений Яценюк – теперь не просто премьер, а премьер со своей программой действий, которую Рада со скрипом, но все-таки утвердила. Это было еще одним испытанием коалиции на прочность – прежде чем нажать на кнопки, парламентарии вылили на презентованную во вторник программу ушаты критики. Чего стоит только «фейсбучный» выпад главы фракции «Блока Порошенко» Юрия Луценко о том, что эта программа – «что-то среднее между студенческой халтурой и журналом «Мурзилка» и напоминает 13-страничную азбуку с картинками. Уже традиционно недовольны всем были и в «Самопомочи» – Семен Семенченко вещал, что за программу в ее нынешнем виде фракция голосовать не будет, поскольку в ней есть «куча ошибок и вещей, с которыми мы не согласны». В частности, с ограничением финансирования расходов на оборону 5% ВВП и нечетко прописанными пунктами о децентрализации. Состоянием на утро депутаты из коалиции допускали, что голосование по программе будет перенесено на следующую неделю – мол, слишком много правок хотят внести. Депутаты называли предложенный правительством проект программы слишком сырым и неконкретным, хотя утверждал его не один Яценюк, а все министры.
Для Яценюка же утверждение программы означало еще и приобретение годового иммунитета от отставки. Узнав о «бузе» среди партнеров по большинству, премьер, по их словам, пошел на проверенный трюк – как и в июле (летом Яценюк уже заявлял о своей отставке с поста премьера «в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных инициатив», но Рада ее не приняла), пригрозил, что в случае, если программу не примут, уйдет в отставку. При этом и Яценюк, и все остальные прекрасно понимали, что парламент отставку не примет, поэтому такой шантаж был, скорее, игрой на нервах. Открытую войну в коалиции спустя считанное время после ее создания явно не поддержали бы на Западе, без которого Украина просто не переживет жуткий экономический кризис.
Арсений Петрович, представляя программу с трибуны Рады, традиционно накидал «страшилок» – заявил, что Украина находится в экономическом кризисе из-за агрессии России, энергетической зависимости от нее же и коррупции. По его подсчетам, из-за войны на Донбассе страна потеряла 20% валютной выручки и экономического потенциала. А уж с золотовалютными резервами и вовсе швах и других источников их пополнить, кроме как западными кредитами, нет. А дальше начал обильно рассказывать о своих планах: о дерегуляции, децентрализации, новом Бюджетном кодексе, борьбе с коррупцией, реформе судоустройства, детенизации зарплат, помощи малому и среднему бизнесу, трансфертном ценообразовании, реорганизации «Нафтогаза»…
Свою заковыристую речь Яценюк прерывал фирменными подколками: «Еще не замучались, товарищи? Нет? Хорошо». Ну и завершил спич словами о необходимости реформ, без которых нам никто таких нужных денег не даст.
Перешли к вопросам от фракций.
Соратник Яценюка Александр Турчинов воспользовался своей репликой, чтобы уколоть коллег из коалиции: «Сейчас во фракциях коалиции живо идет обсуждение программы правительства. Скажите, у нас все министры представители фракций коалиции принимают участие в подготовке программы? Или есть те, которые не работали в этом направлении или воздержались от поддержки программы?»
В ответ Яценюк раскрыл технологию подготовки программы: «Была идея, чтобы мы в тот же день, когда был сформирован Кабмин, утвердили программу действий правительства, которая была бы написана не правительством, а только премьером. И это бы выглядело так, что правительство спешит утвердить программу, потому что дает иммунитет на год».
Но эту идею Яценюк, по его словам, зарубил: «Мы собрались со всеми членами Кабмина. По несколько дней все писали свои программы и блоки, затем во вторник как редактор я сел и за ночь отредактировал программу, утром утвердил со всеми членами правительства и передал в Раду. Решение принято единогласно. В среду на заседании глав фракций было предложение, чтобы приложением к программе правительства шло коалиционное соглашение. Мы согласны».
Поправки к программе премьер пообещал вносить на марше. Знаковыми стали выступления руководителей фракций БПП и «Самопомичи». Луценко про «Мурзилку» уже не говорил, но назвал предложенную программу несовершенной: «Она не отображает стремления коалиции получить план деятельности по выполнению коалиционного соглашения. Мы хотели бы видеть в программе расшифровку тех мер, которые будут приводить к выполнению коалиционного соглашения. В любой программе предполагаются сроки и исполнители, чего мы также не находим в этой программе. Тем не менее, мы считаем, что ситуация, в которой находится страна, нуждается в решении уже сегодня. Мы услышали выступление Яценюка, который расшифровал много вопросов, которые в программе сформулированы неудачно».
Луценко предложил четко записать в преамбуле, что коалиционное соглашение в 60 страниц является неотъемлемой частью этой программы, и пообещал в таком случае голоса БПП. Руководитель «Самопомичи» Олег Березюк оценил «профессиональное выступление» Яценюка, которое «на 60 % дополнило программу» и тоже пообещал ее поддержать на тех же условиях, что и Луценко. Плюс увеличить расходы на армию до «от 5 % ВВП».
«Оппозиционный блок», группы «Воля народа» и «Экономическое развитие» (в последней, кстати, сейчас не хватает минимального для существования группы количества депутатов) предсказуемо сказали Яценюку свое «фе», а «оппозиционеры» устами Юрия Бойко пригрозили создать альтернативную правительственную программу.
По просьбе фракций коалиции спикер Гройсман объявил получасовой перерыв, на котором были окончательно утверждены пожелания сторон, и Яценюк получил-таки свой годовой иммунитет 269-ю голосами – голосовали все фракции коалиции. Перед этим Яценюк рассказал об уступках, на которые пошел: к программе было «приаттачено» коалиционное соглашение, из нее была изъята спорная норма о продаже земель сельхозназначения, а также по требованию все той же «Самопомочи» было принято решение, что изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы и новый закон о бюджете должны быть приняты еще в этом году.
По сути, программа – это не бюджет, а лишь декларативный документ, вопрос в желании и возможностях выполнить все, что там записано. А записано много чего – планы создать «электронное правительство», стандартизировать наши стандарты с европейскими и «натовскими», поддержать село микрокредитами, завершить постройку «Стены» на украино-российской границы до 2018-го года, возродить проект LNG-терминала, уменьшить соцвзнос и количество налогов, в разы увеличить количество объектов, разрешенных к приватизации. Из явно непопулярного – повышение цен на энергоресурсы до рыночных.
Но даже за такую декларацию, как рассказывают депутаты из Блока Порошенко, они проголосовали только по настоянию Банковой, которой сейчас не нужен выход внутренних трений наружу. Тем более что в этом Кабмине Президенту и так удалось обложить премьера со всех сторон своими министрами и замами.
Утверждение правительственной программы стало не единственным заметным событием четверга – депутаты большинства, как и грозились, лишили руководящих должностей в комитетах коллег, голосовавших за законы 16 января, несмотря на возмущение последних. Больше всех, как известно, покарать этих депутатов требовал Олег Ляшко, который, хоть и не получил руководство таким желанным бюджетным комитетом, благодаря устранению «еремеевца» Андрея Деркача, посадил туда первого заместителя – Василия Амельченко. Также «ляшковцам» отдали два из трех обезглавленных до последнего момента комитетов: комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности возглавил миллионер Сергей Рыбалка, а комитет по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ – Сергей Скуратовский.
По «отдельной программе» прошел Олесь Довгий, на которого давно точила зуб «медиа-группа» в составе Блока Порошенко – этого «кандидата экономических наук» сняли с должности заместителя главы комитета по экономической политике со скандалом и блокированием трибуны.
Сам Довгий пытался докричаться до зала, что это против регламента и вообще он не замешан ни в чем плохом, но это только усугубило ситуацию. Надо признать, что за «поправку Довгого» коалиция проголосовала отнюдь не единогласно: в Блоке Порошенко не голосовали или значатся отсутствовавшими 47 человек и 6 воздержались, в «Народном фронте» – соответственно 24 и 1, в «Самопомичи» – 6 и 1. Таким образом, с грехом пополам удалось набрать 228 голосов (уже следующее голосование за анафему всех поддержавших диктаторские законы плюс Довгий дало 252).
Видео: ICTV
«С Довгим, конечно, по-свински получилось, – бросил, выходя из зала один из «коалициантов». – Фактически все обвинения в его адрес свелись к тому, что «мне рожа твоя не нравится. Напали на «дытыну». Но с другой стороны, то, что эти 228 голосов удалось наскрести – для коалиции скорее позитив. Не хватало еще, чтобы большинство, которое еще с утра едва не разругалась по поводу программы правительства, пошло трещинами из-за бывшего птенца «молодой команды Черновецкого».
Фото: Лео Алексеев
Коментарі — 0