Бюджет раздора: «лучший в истории премьер» против коалиции

Бюджет раздора: «лучший в истории премьер» против коалиции

Парламентская коалиция, не просуществовав и месяца, столкнулась с риском распада

Под конец года парламентская коалиция столкнулась с самыми большими рисками и вызовами за время своего недолгого существования. Если за избавление от внеблокового статуса парламент проголосовал с большим запасом конституционным большинством, то за другой резонансный проект о наделении большими полномочиями Секретаря СНБО из большинства голосовали только «Народный фронт» и «Блок Порошенко». В принципе, голосов этих фракций хватало, но что во «Фронте», что в БПП хватало отсутствовавших и не голосовавших. Причем не случайных, а идейных – в президентской силе не захотели подыгрывать Александру Турчинову семеро воздержавшихся. В провале этого голосования некоторые обвинили главу профильного комитета «фронтовика» Сергея Пашинского, который мало того, что не смог уговорить коллег по коалиции отдать голоса за проект, но и понадеялся на «авось». Некоторые нардепы даже посчитали это голосование началом конца коалиции.

Но главным коалиционным камнем преткновения стал, конечно же, бюджет на 2015 год. Изначально было понятно, что с этим ключевым законом, по которому стране жить весь следующий кризисный год, депутаты намучаются. Премьер Арсений Яценюк создал фон, что это будет бюджет выживания, а «богатые» времена, когда можно было подкинуть деньжат депутатам на округа взамен на голоса, давно прошли. Назвать этот бюджет, сколоченный в условиях безденежья, непопулярным, значит очень смягчить краски. Но даже с таким бюджетом в Кабмине принялись мудрить – формально он был зарегистрирован в аппарате Рады, но потом тут же «отозван» на доработку. Изначально гулявшие информпространством страшные планы отменить стипендии студентам и повысить пенсионный возраст, в итоге, так и остались «страшилками». Но то, что индексация соцвыплат заморожена до декабря следующего года – факт.

Кабмин корпел над бюджетом, а также изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы со вчера – с десяти вечера до четырех утра. Коллеги по коалиции стойко ждали его появления: например, «Блок Порошенко» даже оставил восьмерых «дежурных» – Андрея Павелко, Оксану Продан, Тараса Кутового, Виктора Пинзеника и других, которые в случае появления одобренного Кабмином проекта бюджета в системе должны были в срочном порядке изучить его и написать «рецензию» до утреннего собрания фракции. Впрочем, ночью нардепам работать не пришлось – «бюджетный пакет» появился только рано утром и непонятно было, как 400-страничный документ можно успеть рассмотреть за час-полтора перед рассмотрением. Во фракции Порошенко были, мягко говоря, недовольны таким поведением Яценюка.

«Если бы все так затягивалось, чтобы подготовить действительно нормальный бюджет, так ладно, – кипятились «порошенковцы». – Но это же ужас, а не бюджет, все наши предложения выслушали, но в итоговый вариант почти ничего не включили. Наши мажоритарщики с трудом представляют себе, как голосовать за такое, а потом ехать на округ – там же сплошные удавки на шею».

«Нас очень беспокоит подход к бюджету, который демонстрируют наши коллеги, которых мы делегировали в правительство, – говорил глава фракции «Блока Порошенко» Юрий Луценко. – Только в шесть утра внесли Бюджетный и Налоговый кодекс, еще позже внесли сам бюджет. До сих пор разносятся 46 законов, которые будут предшествовать принятию бюджета». И начал перечислять, то о чем «не договаривались»: «Правительство так и не прикрыло главную кормушку – дотации для «Нафтогаза». Мы видим недопустимое ноу-хау, когда правительство не имеет ограничений во внешних заимствованиях». Досталось также и инициативе облагать 30%-й налогом разницу между задекларированными доходами и реальными затратами. Причем критиковали ее даже в самом «Народном фронте», который делегировал во власть «лучшего в истории премьера».

«Я понятия не имею, зачем Яценюк внес столько одиозных норм, тот же 30%-й налог просто оттолкнет от нас наших избирателей – «средний класс», у которого наверняка кое-то припрятано под подушкой, – делился с «Главкомом» один из «фронтовиков». – Если правительство, запихивая все это в бюджетный пакет, пользовалось логикой, как в том анекдоте – сначала посели козу в дом, а потом убери ее и сразу станет просторней, то этих коз уже пора бы выводить».

«Фундаментальных изменений принципов в этом проекте нет, – говорит, взвешивая в руке розданную увесистую книжку, член комитета по финансовой политике и банковской деятельности Павел Ризаненко. – Изменилась механика отдельных расчетов, но ничего не поменялось относительно децентрализации. Никаких полномочий на места центральной властью передано не было».

Глава фракции «Самопомич» Олег Березюк категорически отмел голосование за бюджет уже во вторник: «Сегодня мы даже не думаем голосовать за бюджет, потому что он зависит от Налогового, Бюджетного кодекса и тех 42 законов, которые зашли. Я себе не представляю, как мы даже до завтра их рассмотрим».

В «Самопомичи» также сетовали, что Кабмин пошел на нарушение ранее достигнутых договоренностей. В «Батькивщине» были более конкретны – Юлия Тимошенко предложила проголосовать в первом чтении в четверг, во втором – в следующий вторник, а в этом промежутке поработать над законопроектами в комитетах и провести общественные слушания.

Если такие претензии были у либералов, то, в крайне отрицательной реакции склонной к популизму Радикальной партии, которая также затесалась в коалицию, сомневаться вовсе не приходилось. Тем более, ей так и не достался такой желанный бюджетный комитет. «Нашими основными требованиями были деолигархализация и деофшоризация, – тараторил Олег Ляшко, назвавший главу НБУ Валерию Гонтареву «дурепой». – При этом, по предварительной информации, в этом проекте заложено радикальное сокращение социальных выплат, которое мы не поддерживаем. Курс по 17, который заложен, – это не реальный курс».

В общем, понятно было, что не столько министру финансов Натальи Яресько, которая непосредственно должна была представлять бюджет, сколько Арсению Яценюку придется выслушать много интересного. Начало презентации бюджета затянулось почти на час, который депутаты коротали кто на заседаниях фракций, кто на собрании Совета коалиции, и когда Владимир Гройсман, наконец, позвал нардепов в зал, многие из них только затаривали подносы в парламентском буфете и на рабочие места не спешили, поглядывая на мониторы. Там депутат от «Батькивщины» Крулько вручал спикеру Вифлеемский огонь мира. Очевидно, он пригодится нардепам, если веерные отключения таки доберутся до здания.

Депутаты проголосовали за продолжение работы до рассмотрения всех вопросов повестки дня и приготовились слушать министров – помимо Яресько, связанные законопроекты представляли министр соцполитики Павел Розенко, министр экономики Айварас Абромавичус, и зам министра финансов Владимир Матвийчук. Яценюк попросил хотя бы внести предложенные проекты в повестку и до следующего пленарного заседания в четверг заняться их доработкой.

Яресько говорила с трибуны хоть и на изрядно американизированном, но украинском (в отличие от Абромавичуса, решившего не искать сложных путей и выбравшего «общедоступны» русский). Министр финансов отметила, что Украина должна стабилизировать финансовую ситуацию в следующем году и запустить реформы, чтобы в 2016-м выйти на рост.

«Бюджетным кодексом мы даем больший ресурс местным бюджетам, в то же время увеличиваем их ответственность по расходам, – вещала министр-неофит. – Мы передаем им 100% платы за админуслуги и государственную пошлину, новый сбор на розничную продажу подакцизных товаров, налог на недвижимое имущество и до 80% экологического налога. Это все даст местным бюджетам порядка 22 миллиардов дополнительного ресурса».

Яресько анонсировала сокращение налогов с 22 до 9 и создание трех групп на едином налоге вместо нынешних шести. Из новаций также – налог на большие авто и «ювелирку», электронное администрирование НДС, выведение доходов из тени путем снижения единого социального взноса с 41 до 15% в 2017 году, ликвидация «оффшорного рая» новым законом о трансфертном ценообразовании и денонсацией известного соглашения с Кипром и, по сути, окончательное вытеснение с наших прилавков и так подорожавшего импорта за счет введения дополнительного сбора на него. Минфин прогнозирует в следующем году спад реального ВВП в 4,3 % и инфляцию в 13 %. На оборону и финансирование долгов запланирована почти треть расходов бюджета.

На вопросы депутатов, почему деньги бюджетом выделены туда, а не сюда (вопрос «радикалки» Оксаны Корчинской о финансировании «Охматдета») Яценюк отвечал просто – денег нету, если вы их где-то найдете, то скажем спасибо.

Отдельной темой были валютные кредиты – под стенами Рады как раз был многолюдный митинг их владельцев, которые порывались поговорить с депутатами по душам. Антону Геращенко и Бориславу Березе приходилось даже выходить успокаивать толпу, которая слегка помяла милицейский кордон. Ляшко потребовал вытянуть на эту трибуну «паразитку» Гонтареву, чтобы та объяснила, что творится с курсом гривны, за что получил замечание от Гройсмана. Спикер сказал, что имел разговор с Гонтаревой и та может прийти в парламент и ответить на вопросы.

Претензии к бюджету были у всех фракций, дольше всех – шесть минут при регламенте в две выступал Виктор Пинзеник, который разнес поданный в Раду документ в пух и прах. После этого Яценюк призвал парламентариев в политической ответственности, напомнил о войне и попросил принять законопроекты к рассмотрению и начать их дорабатывать.

Юрий Луценко предложил график, по которому эти законопроекты в идеале надо проголосовать: в четверг – принятие в первом чтении 44 законов и двух кодексов, в воскресенье (да-да!) – во втором, а в следующий вторник – голосование за бюджет. Такой план залом был поддержан. Зато не было поддержано внесение в повестку законопроектов о легализации игорного бизнеса, которые по настоянию «Батькивщины» были вынесены из пакета.

Яценюк заявил, что игорный бизнес и так прекрасно чувствует себя в тени, принося доходы куда угодно, только не в бюджет, но депутаты были неумолимы. Борислав Береза даже накричал на премьера, что этот закон лоббистский, причем лоббирует интересы «московских игроков». Егор Соболев из «Самопомичи» отметил, что вопрос игорного бизнеса нельзя решать таким образом, а надо разработать законопроект, который устроит все фракции. Гройсман, видя, что голосов нет, снял правительственную инициативу с рассмотрения.

В завершение депутаты поколдовали с регламентом, сделав себе рабочее воскресенье и назначив «бюджетное» заседание под новогоднюю елку – на 30 декабря. А также урезали каникулы – первую сессию решили закрыть не 16 января, а 3 февраля в день открытия второй.

Бюджетный процесс ушел на горячее обсуждение в комитеты, причем нардепы не решаются гарантировать, что до нового года он стопроцентно будет завершен. Пока все выглядит так, что кому-то очень хочется, чтобы в 2015-й вошла с бюджетом 2014-го. Но у Арсения Петровича, как мы знаем, есть безотказная стратегия – в очередной раз пригрозить отставкой и заявить, что без бюджета МВФ не даст нам денег. Может, несмотря на все коалиционные разногласия, это снова подействует?

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: