«Мы возобновляем экономическую помощь разрушенным регионам, а Россия делает вид, что она тут не стояла?»
Ночные бдения четырех глав государств и их многочисленных свит в Минске не прошли даром – контактная группа подписала «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», а сами главы озвучили заявление о поддержке мирного процесса на Донбасса. Сегодня утром пошли разговоры, что заартачились представители «ДНР» и «ЛНР», которые не хотели подписывать соглашение, но, в итоге, и они поставили подписи. При этом Меркель и Олланд отдельно отметили, что на сепаратистов надавил Путин.
По большому счету, подписанным документом могут быть недовольны как те радикалы с украинской стороны, которые призывали либо к окончательной победе, либо к полной блокаде Донбасса, так и «адепты Новороссии», которые уже недоумевают в своих «пабликах», почему «мятежные республики» в документе стыдливо именуются «отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины». Тем не менее, по этому документу эти районы являются частью Украины, пусть и с неким особым статусом, и выборы в них будут проводиться именно по украинским законам. Однако ни о каких особых иллюзиях после соглашения в Минске говорить не приходится, поскольку «комплекс мер» вызывает много вопросов едва ли не в каждом пункте,и проблемы могут начаться уже в ходе его реализации.
-- Отвод тяжелых вооружений
Согласно документу, украинская сторона отводит силы относительно фактической линии разграничения, сепаратисты – от линии, зафиксированной Минскими договоренностями в сентябре. Возникает логичный вопрос – чья власть будет в этой «ничейной» демилитаризованной зоне, кто будет ее патрулировать? Опыт прошлого перемирия показал, что боевики пользуются «передышкой», чтобы расщирить свою зону влияния и продвинуться дальше, в то время как украинские войска не могут действовать симметрично. Еще один сложный вопрос – как практически стороны могут отвести силы из той же «дебальцевской кишки» ?
«Попробуйте всех развести с того котла – элементарная провокация одним небольшим выстрелом разжигает ситуацию по всему фронту, – считает экс-вице-премьер и бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный. – А стрелковое оружие кто оттуда будет забирать? А мины и все остальное? А попробуйте отвести все в зоне Мариуполя, даже учитывая границы прошлого сентября. Куда отводить?»
-- Проведение местных выборов
Составители документа очень полюбили слово «модальность», которое встречается в тексте не один раз. В первый раз – когда речь идет о «модальности проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», подписанным Порошенко еще в октябре прошлого года. Планируется, что эти выборы будут проведены с соблюдением стандартов ОБСЕ и при мониторинге со стороны этой организации. Но когда они будут проведены? Вместе со всей остальной Украиной или отдельно? Будут ли новые местные бонзы использовать такой же метод стимулирования избирателей как на прошлых выборах – а-ля раздача социальных карт пришедшим, чему открыто возмущались даже сами сепаратисты? Проведение этих выборов – один из «якорных» пунктов, которые повлечет за собой другие – в частности, допуск Киева к контролю над участком украино-российской границей, который сейчас контролируют сепаратисты. А это означает, что сильно затягивать с ними нельзя.
-- Контроль над границей
Документом предусмотрено восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после принятия изменений в Конституцию о децентрализации (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей). Все это «всеобъемлющее политическое регулирование» с конституционными изменениями, которые вступают в силу не так быстро, должно завершиться до конца 2015-го года. Другое дело, что восстановление контроля над границей должно произойти по согласованию с представителями «отдельных районов» со всеми их «особенностями», что уже ставит полное выполнение этого пункта под сомнение.
-- Помилование и амнистия
Этот пункт присутствовал в том самом законе об особом статусе районов Донбасса, который в свое время с таким боем проталкивала Банковая. Сейчас он вынесен отдельно в «комплексе мер». Согласно нему, помилованы и амнистированы должны все лица, имевшие отношение к «событиям в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Формулировка очень расплывчата и фактически амнистирует всех, даже совершивших тяжелейшие преступления. Нардеп «Народного фронта» Антон Геращенко уже заявил, что к террористам, которые убивали украинских военных и мирных жителей, а также пытали заложников, амнистия применена быть не может, но в тексте соглашения нет никаких оговорок. Юрист Татьяна Монтян считает, что технически наказать всех не получится, потому самый практичный выход – полностью амнистировать всех, включая тех, кто виновен в тяжких преступлениях. В свою очередь экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко считает, что такая «поголовная» амнистия, включая тех, кто совершил преступления против человечности, не стыкуется с международным законодательством.
-- Гуманитарная помощь
Обеспечение безопасного доступа, доставки и распределения гуманитарной помощи «на основе международного механизма». Означает ли это, что российские гумконвои прекратят бесконтрольно пересекать границу и возить на Донбасс непонятно что? Это мы узнаем скоро – в МЧС РФ анонсировали очередной 14-й конвой из 170 единиц техники на ближайшее воскресенье. Причем в кремлевских СМИ прямым текстом утверждается, что безопасный доступ гумпомощи на Донбасс предусмотрен как раз минским документом, умалчивая о том, что, согласно этому же документу, он предварительно должен пройти необходимые международные процедуры.
-- Восстановление соцвыплат и банковской системы
Как ни грозились «власти» «ДНР» и «ЛНР» создать собственную банковскую систему, очевидно, что этот процесс им не по зубам. Согласно договоренностям, эти территории возвращаются в лоно украинской банковской системы, а Германия с Францией даже обязуются обеспечить техподдержку для этого. Куда интересней, что Киев обязуется возобновить соцвыплаты на этих территориях, что ранее категорически отказывался делать до взятия их под полный контроль. Правда, Порошенко уже внес некоторые уточнения в трактовку этого пункта: «Социальные выплаты будут возобновлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и возобновления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях». В документе действительно ничего не говорится о сроках такого возобновления выплат, зато есть туманная формулировка «определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей». Немаловажно, что «отдельные районы» в случае такого «восстановления» должны будут оплачивать коммунальные счета и налоги в рамках правового поля Украины.
«В этом контексте нет важного тезиса о возмещении убытков, принесенных российской стороной и боевиками экономике Украины, – замечает Владимир Огрызко. – А они исчисляются уже миллиардами долларов. Выходит так, что мы возобновляем экономическую помощь разрушенным регионам, а Россия делает вид, что она тут не стояла».
-- Вывод иностранных вооруженных формирований и разоружение незаконных групп
Очень интересно, с чьей подачи появился этот пункт. Как известно, Россия не признает, что в конфликте участвуют ее «вооруженные формирования», разве что «натовский легион» с противоположной стороны. Непонятно также, кто и как их будет выводить и сможет ли ОБСЕ, на которую возложен контроль этого процесса, эффективно проследить за этим.
То же самое с разоружением незаконных групп – насильно разоружить их могут разве что такие же незаконные группы. И потом – считать ли такими незаконными группами добровольческие батальоны с неопределенным статусом? Их должна разоружать регулярная армия?
«В обязательном порядке должны быть разоружены Добровольческий украинский корпус и ОУН, – считает военный экперт Святослав Стеценко. – Остальные добровольческие батальоны должны быть в составе Министерства внутренних дел или Министерства Обороны».
Экс-начальник Генштаба ВСУ Анатолий Лопата напоминает, что все батальоны за отдельными исключениями, приписаны к ВСУ, МВД и пограничным войскам: Пребывание вооруженных подразделений на территории Украины, созданных не по Закону Украины, ставит их в разряд противоправных структур, которые могут быть приравнены к террористическим организациям. Таким образом, те структуры, которые не войдут в состав ВСУ или СБУ, будут полностью ликвидированы. Относительно разоружения формирований, которые находятся под руководством «ДНР и ЛНР», то весьма сомнительно, что этот процесс будет проходить быстро и будет проходить вообще».
Видео: ICTV
Коментарі — 0