Как Яценюк и Фирташ не поделили Одесский припортовый

Как Яценюк и Фирташ не поделили Одесский припортовый

В войне двух видных буковинцев – очередной виток

В войне двух видных черновчан – очередной виток и конца ей пока не видно. В своих последних заявлениях Арсений Яценюк обвинил группу «Янукович–Фирташ–Левочкин» в попытках обанкротить одно из самых лакомых не приватизированных пока предприятий – Одесский припортовый завод. Схема банкротства, как заявил Яценюк, была задумана следующая: «Они умышленно по завышенной цене продавали туда газ, чтобы загнать Одесский НПЗ в банкротство». Также Арсений Петрович добавил, что МВД уже открыло уголовное производство.

Реакция тех, в чей адрес прозвучали обвинения, не заставила себя долго ждать. Левочкин ответил в том ключе, что Яценюк и его соратники Мартыненко и Пашинский имеют личный интерес в ОПЗ и уже завели в состав наблюдательного совета своих людей. Также он заявил, что заводу были навязаны контракты на торговлю продукцией через посредническую структуру, близкую к руководству «Народного фронта». При этом Левочкин сослался на публикацию на подконтрольном ему и партнерам сайте «Українські новини», а тот в свою очередь – на «фейсбук» близкого к Левочкину нардепа Сергея Каплина. Такая цепочка распространения нужной информации лишний раз демонстрирует, насколько системно ведется война «фирташевцев» с правительством.

Официальное заявление Group DF появилось позже и, естественно, в нем обидчик и жертва поменялись местами: «Ответственно заявляем, что, несмотря на огромные долги ОПЗ перед Группой, мы никогда не рассматривали вопрос и не предпринимали никаких мер, направленных на банкротство завода, понимая тяжелое экономическое положение предприятия, а также кризисное состояние экономики Украины. Более того, мы рассматриваем ОПЗ как одного из ключевых партнеров Группы в химической сфере». Долги завода, по оценкам Group DF, составляют около 200 миллионов долларов. В сообщении говорится, что заявления Яценюка – это клевета для дискредитации группы как «одного из сильных участников заявленной приватизации ОПЗ». Все эти заявления приправлены мантрами о давлении на оппозицию (Левочкин) и политическом преследовании бизнеса (Group DF). Причем Банковую в числе своих недоброжелателей «фирташевцы» не называют, сосредоточившись исключительно на персоне Яценюка и МВД. Более того, Левочкин даже пригрозил обратиться в Генпрокуратуру, чтобы та расследовала деятельность нового руководства ОПЗ, якобы связанного с командой Яценюка.

-- Все в долгах

При президентстве Януковича Ostchem Фирташа (а точнее трейдер «РГК Трейдинг») был основным поставщиком газа на Одесский припортовый, но в какой-то момент завод начал накапливать долг. В декабре 2014-го года Одесский апелляционный хозсуд признал наличие долга ОПЗ перед «РГК Трейдинг» в размере 1,32 млрд. грн., но при этом предоставил заводу отсрочку до 2022-года, что, естественно, не устроило Ostchem. В начале марта этого года Высший хозсуд отменил это постановление Одесского суда. Интересно, что после того как ОПЗ перестал сотрудничать с «РГК Трейдинг», единственным поставщиком газа на завод стал «Нафтогаз», но долги за газ продолжали накапливаться. Тогда распоряжением правительства завод получил кредитную линию на 5 млрд. грн. в «Ощадбанке».

Очевидно, что возня вокруг ОПЗ давно носит больше политический характер, чем экономический: к примеру, газ «по завышенной цене» от «РГК Трейдинг» обходился заводу дешевле, чем «нафтогазовский». Заявления олигарха из Австрии о том, что он объявляет войну правительству Яценюка, не остались незамеченными в Киеве. МВД уже посылало скрытому пока за депутатской неприкосновенностью Левочкину и отсиживающемуся в Вене Фирташу недвусмысленные «сигналы». Так нардепа хотят допросить по делу об убийстве Олега Калашникова, а у Фирташа вовсе забирают активы и заводят уголовные дела. Около полумиллиарда кубов газа и объекты недвижимости, принадлежащие Ostchem, арестованы в рамках расследования нанесения государству ущерба в 5,742 млрд. грн. Плюс Яценюк грозит забрать у Фирташа за долги простаивающие сейчас предприятия из его химической империи. Долги облгазов, контролируемых олигархом, составляют 2,3 млрд. грн. Он еще в 2011-м году пролоббировал в парламенте их рассрочку, но новый состав Рады может ее отменить.

У олигарха считают по другой арифметике и заявляют, что это государство ему должно – долги госкомпаний только перед азотной группой Ostchem, в том числе, упомянутого ОПЗ, составляют более 4 млрд. грн., а долги госструктур перед Ostchem плюс стоимость арестованного газа – около 8 миллиардов. То есть заметно больше, чем структуры Фирташа должны государству. Взаимозачеты же, во всяком случае, при этом правительстве, никто проводить не собирается.

-- По всем фронтам

То, что Яценюк обвинил Фирташа в подготовке банкротства ОПЗ, вполне вписывается в логику этого вала взаимных обвинений, тем более что государство сейчас активно готовит завод к приватизации. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в среду заявил, что уже проведены встречи с семью потенциальными инвесторами. Фирташ не скрывает, что готов принимать участие в приватизации завода, но при этом допускает, что его просто не пустят к торгам, соответствующим образом выписав условия. Притом что в интервью «Главкому» Фирташ заявлял, что завод «весь в убытках», это не мешает ему быть одной из главных целей олигарха.

В том, что заявление Яценюка о коварных планах Фирташа–Левочкина насчет Одесского припортового было сделано именно сейчас, соратники премьера не видят ничего удивительного.

«Деятельностью ОПГ во главе с Фирташем, Левочкиным и Бойко, наконец, начали заниматься, хотя это надо было сделать еще в апреле прошлого года, – говорит «Главкому» Сергей Пашинский – один из «смотрящих» за заводом по версии Левочкина. – Причем это должна была делать Генпрокуратура, но сейчас этим занимается МВД. Поэтому Фирташ с Левочкиным и будут поливать грязью меня, Авакова и Яценюка. Одесский припортовый был подготовлен к банкротству, которое они хотели произвести еще в прошлом году, и таким образом отобрать это предприятие. Этот завод просто не мог быть убыточным, но при этом накопил кучу долгов. Сейчас возбуждено уголовное дело, эти долги будут отменены в судах, но мы должны понимать, что из этого предприятия были выведены сотни миллионов долларов, часть из которых сейчас тратится на псевдополитическую деятельность. Никто завод не захватывал, сейчас там идет расчистка авгиевых конюшен».

На претензии Фирташа касательно долгов государства перед ним у Пашинского ответ один: «Государство, у которого Фирташ высосал миллиарды долларов, еще ему и должно?! Сколько еще активов они должны захватить, чтобы мы перестали им быть должными? Я до сих пор не понимаю, почему ничего нет по всемирно известному делу «вышек Бойко», по которому уже проведено следствие, где до доллара выслежено, кто, где и сколько украл? Не понимаю, почему эти люди, которые были ближайшим окружением Януковича, позволяют рассказывать, что мы им еще должны. Правительство обязано инициировать возвращение украденного и надеюсь, что Генпрокуратура и СБУ помогут МВД в этом и криминальные дела, как часто бывает, не потеряются в ГПУ».

Конечно, сомнительно, что Кабмин доведет до конца свои угрозы по «возвращению украденного» и национализирует химпредприятия Фирташа, поскольку это будет, мягко говоря, странно выглядеть в глазах и так сверхподозрительных потенциальных инвесторов. Сейчас эти предприятия остановлены, поскольку олигарх не хочет покупать газ у «Нафтогаза», настаивая на том, что его собственный газ изъят незаконно. Понятно, что летом спроса на удобрения падает, но химзаводы – один из немногих оставшихся козырей Фирташа – они обеспечивают более 50% потребностей украинских аграриев. Собственно, в Group DF даже не скрывают ноток шантажа, уверяя, что действия властей ставят «под угрозу срыва осеннюю посевную, а многие тысячи украинцев могут остаться без работы».

Еще одна отрасль, откуда Фирташа пока не выдавили, – облгазы. Здесь его также ждали неприятности, поскольку Рада приняла закон, запрещавший облгазам бесплатно пользоваться государственными газораспределительными системами. Но этот закон до сих пор не работает, поскольку не определен механизм, по которому высчитываются ставки аренды. По информации «Главкома», глава парламентского комитета по ТЭК соратник Яценюка Николай Мартыненко ставил этот вопрос перед замминистра энергетики Игорем Диденко, но тот сослался на сложности инвентаризации облгазов и пообещал решить вопрос со ставками ближе к осени.

-- Берет на крючок

Нардеп Остап Семерак от «Народного фронта» считает, что Фирташ ополчился на нынешнего премьера из-за того, что не смог найти с ним «общий язык»: «Проблема продажи ОПЗ кроется в реальной стоимости предприятия и его зависимости от цены на некогда монопольный ресурс – газ. Потенциальные покупатели в разные времена пытались разными способами снизить цену, но все эти способы включали коррупционную составляющую для власти. Фирташ пошел по пути банкротства госпредприятия, потому что не мог найти общий язык с новым правительством. Он несет финансовые убытки, а это очевидно ему не нравится. Такая наглость явно не нравится и премьеру».

Когда говорят о возможном банкротстве ОПЗ Фирташем, вспоминают, как аналогичным образом загнав в долги, ему удалось получить контроль над «Сумыхимпромом». Но обанкротить Одесский припортовый будет сложнее – во-первых, у ОПЗ появился другой крупный кредитор со своими правами («Ощадбанк»), во-вторых, фактически «Сумыхимпром» не был обанкрочен, а «подсажен» на многолетнюю санацию, которой управлял человек Фирташа, в-третьих, до сих пор действует закон, запрещающий банкротство госпредприятий. Этот закон, конечно, всячески обходят, как в случае с тем же «Сумыхимпромом», но тем не менее.

Осмелимся предположить, что списать долги ОПЗ через суды будет не так просто, как говорит Пашинский. А это значит, что даже если Фирташу не позволят стать владельцем предприятия через приватизационный конкурс, он все равно сможет влиять на процесс покупки-продажи как держатель долговых обязательств. Одно дело, когда инвестор покупает «чистый» объект, а другое – когда с громандными долгами. После приватизации Фирташ сможет предъявлять претензии уже новому собственнику, и государство тому не поможет.

Пока олигарх явно не согласен, что его пытаются окончательно вытеснить из страны. Сомнительно, что в ближайшее время он рискнет появиться в Украине, но у него здесь еще хватает собственности и ресурсов влияния: тот же телеканал «Интер» и депутаты в разных фракциях. Конфликтуя с Яценюком, Фирташ при этом всячески пытается показать Порошенко, что тот может видеть в нем союзника, – вопрос только в том, нужны ли сейчас такие союзники самому Петру Алексеевичу?

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: