«Уряд змін» Арсения Яценюка устроил очередную «порку» нынешней власти.
Идея главного «фронтовика» создать собственный оппозиционный Кабмин изначально вызывала скепсис, а ее нынешняя реализация вызывает все больше вопросов.
Последнее заседание «Уряду змін» называлось зловеще: «Украина – Россия: как избежать поглощения» и было посвящено недавним украино-российским договоренностям. По одним данным, это было второе, по другим – третье заседание. Третьим – если считать таким одно из закрытых заседаний рабочей группы, неожиданно завершившееся подписанием резолюции. От атмосферы междусобойчика в партийном офисе на Подоле никуда было не деться и в этот раз.
Министры (или как правильно их называть «по-фронтовому»– координаторы направлений) заняли свои места за столом под считалочки настройщиков звука. Все мужчины пришли в пиджаках, и только совладелец «Фуршета» Игорь Баленко, отвечающий за экологию, счел более подходящей формой одежды для этого мероприятия реглан. Арсений Яценюк, хоть и приехал в здание за 10 минут до запланированного начала заседания, в зал вошел через 10 минут после того, как оно должно было начаться.
Что можно поставить в плюс нынешнему Яценюку, так это отсутствие излишнего пафоса, который в этой обстановке смотрелся бы совсем уж смешно. Усевшись перед микрофоном, он сразу же перешел к делу:
«Хотелось бы провести не просто заседание, но и выйти на определенное решение – какое наше видение развития Украины, и что сделать для того, чтобы Украина осталась европейским государством, а не частью какого-то евразийского пространства. Я искренне верю, что нас никуда не затянут. Но чтобы не затянули, нужно иметь внешнеполитический курс, который на протяжении 20 лет формировался ситуативно. Мы сделали короткий опрос на улицах Киева, что люди думают про последние договоренности».
Все подняли головы на экран.
«Украинский Президент почти каждые 10 дней встречается со своим российским коллегой, – раздался чеканный голос диктора. – Результат их встреч – 10 подписанных и 4 обнародованных документа. К подписанию готовятся еще десятки документов, которые кардинально меняют стратегический курс Украины».
На экране появилась девушка, подписанная как студентка. Каким-то отстраненным голосом она произнесла:
«Оккупационная политика Москвы касательно Украины и позиция украинской власти, которая не возражает против такой оккупации… ведет к тому, чтобы сделать Украину колонией Российской Федерации».
После пессимистичной студентки камера сфокусировалась на добродушной пенсионерке с противоположными взглядами на геополитику:
«Я отношусь положительно к тому, что эти отношения налаживаются, и сожалею, что пять лет они только разрушались. И ничего страшного не вижу, что российский флот будет находиться в Крыму, поскольку это и охрана наших рубежей, и с прагматичной точки зрения выгодно».
Выслушав еще парочку мыслей из народа, Арсений Петрович посмотрел на собравшихся из-под очков и сделал вывод:
«Страна разделена и неимоверно поляризована по этим вопросам. Но такие вопросы имеют большую эмоциональную составляющую, поэтому мы поставили задачу разобраться в сути и убрать эмоции».
Надо сказать, что ряды команды Яценюка пополнились персоной, достаточно известной в профессиональных кругах – экс-замминистром иностранных дел, заместителем директора Центра Разумкова Валерием Чалым, который на фоне остальных «фронтовиков» является чуть ли не жемчужиной коллекции Арсения. Сам Яценюк сходу выдал международнику Чалому комплимент:
«Чтобы добраться до сути, лучшего специалиста в Украине, чем Валерий Чалый, просто не существует. И хотел бы приветствовать пана Валерия, который согласился возглавлять в «Уряді змін» направление «Европейский выбор».
Чалый в свою очередь поблагодарил за доверие и отметил, что его новая команда «правильно сориентирована». Собственно его выступление и стало главным событием заседания.
«Большинство недавних украино-российских соглашений принимались в непрозрачном режиме, – начал Чалый. – И поэтому у нас есть беспокойство, что десятки готовящихся соглашений тоже не будут в полной мере учитывать баланс интересов между Украиной и Россией. Есть большое опасение, что сдаются позиции в тех сферах, которые мы считали неприкосновенными. Например, вчерашние заявления о возможной ратификации устава СНГ, а соответственно полного членства во всех структурах, в том числе военного характера. Заявления о возможном вступлении Украины в ОДКБ…
И хотя сейчас соответствующие решения не внесены в парламент, представьте себе – это решение, которое принимается простым большинством. Сегодня создано межфракционное объединение, соответствующий институт ОДКБ в Украине… То есть все, что готовили по НАТО, теперь происходит в другом направлении».
То, что Украине нужно стремиться в ЕС, а не в Евразию, выступавший демонстрировал с помощью таблиц на экране, сравнивая объемы ВВП, рынка, средний уровень коррупции и продолжительность жизни.
«Курс, который предлагается, точно не соответствует национальным интересам Украины, – был категоричен Чалый. – Власть готовится к изменениям в законодательстве, это было озвучено и будет сделано в ближайший период. Консервируется структура украинской экономики за счет газовых инъекций. Таким образом, власть гарантирует пребывание на постах за счет внешних российских ресурсов.
Нужно на пять лет наложить мораторий на рассмотрение вопросов о вступлении в военно-политические союзы. Почему на пять? Потому что эта власть пришла не навечно. Действующий Президент имеет право реализовывать политику, но не дольше своего срока».
В завершение своего спича Чалый обратился к Яценюку:
«Поэтому, Арсений Петрович, у меня предложение – проект резолюции».
«Это то, что я видел вчера?», – уточнил Яценюк.
«Да, но тут коллеги внесли некоторые изменения», – Чалый бросил взгляд в зал.
Единственная женщина в составе правительства Лилия Гриневич заговорила с места о ревизии гуманитарной политики и планах Дмитрия Табачника издать совместный украино-российский учебник по истории.
«В угоду другому государству усиливается раскол в обществе», – беспокойным голосом сказала она. – Предлагаю внести пункт – гуманитарная политика направлена на реализацию интересов другого государства».
«Угу, – буркнул Яценюк. – Еще предложения?»
Предложения поступили от координатора направления «Современная инфраструктура» Игоря Лиски и «оборонщика» Михаила Башкирова. Лиски потребовал законодательно обеспечить наличие контрольного пакета акций у государства при приватизации стратегических предприятий, а Башкиров возмутился планами министерства обороны продать крейсер «Украина» России на металлолом.
« И почему нам рекомендуют попасть в ОДКБ? – не прошел Михаил Михайлович мимо главной темы заседания. – Да потому что без нас ОДКБ практически не существует! Нам предлагают войти в общую систему навигации, но какую часть мы будем занимать в долевом отношении? Нам просто говорят – вы будете пользоваться спутниками. Но если возникнет конфликт, мы лишаемся управления навигацией, управления вооруженными силами!»
На этом публичные дискуссии завершились.
В завершение Яценюк напомнил собравшимся, что у него, в отличие от них, есть депутатский мандат и заверил, что внесет в парламент постановление по обязательному референдуму при вступлении в ОДКБ. Также пообещал, что его команда во главе с Чалым займется в ближайшее время разработкой стратегии европейской интеграции и стратегии внешней политики.
«Мы свой выбор сделали, мы не хотим в Азию! – отрезал Яценюк, предвыборная программа которого как раз сильно отдавала «азиатчиной». – Не хотим идти в Брюссель через Москву. Кто не знает карту, пусть купит. Проще идти напрямую. Обращаюсь ко всем оппозиционным силам – поддержите нашу резолюцию».
В итоговую резолюцию собственно и были сброшено все, о чем упоминалось на заседании – обязательный референдум по ОДКБ, пятилетний мораторий на вступление в военно-политические союзы, (как это стыкуется с референдумом?), требование остановить ревизию внешнеполитического курса… Упомянутым вопросам по ситуации в армии Яценюк пообещал выделить отдельное заседание. Управились за час.
«Так будем каждый раз вас приглашать, – обратился главный «фронтовик» к немногочисленным журналистам (из телеканалов выделялся лишь микрофон канала Виктор Пинчука ICTV). – Что-то покажете, что-то нет, но иначе нам не достучаться».
Честно говоря, подобная просветительская деятельность команды Яценюка впечатляет мало.
То, что Кабмин практически полностью состоит из людей, имена которых мало кому что говорят, – это одно, и это даже можно с натяжкой считать позитивом. Но при этом теневые министры практически ничего не делают, чтобы стать более популярными в народе. Если задача соратников Яценюка состоит в том, чтобы служить ему фоном и массовкой, они с ней справляются на все сто. Хотя старание быть ближе к народу вроде есть. Но чем в лучшую сторону отличаются заседания «новых лиц» от бестолковых собраний теневого Кабмина Тимошенко вряд ли сможет объяснить и сам Арсений Петрович…
Коментарі — 0