Медленный, но верный процесс пополнения коалиции позволяет регионалам не только грезить заветным числом «300»
Медленный, но верный процесс пополнения коалиции позволяет регионалам не только грезить заветным числом «300», но и постепенно умножать на ноль нынешних партнеров по коалиции.
-- Проблемы Литвина
«Новые «тушки» сейчас нужны регионалам, чтобы постепенно выдавить кадры Литвина и коммунистов с хлебных постов, которые они получили по своим квотам, когда вошли в коалицию», – делится предположениями один из бютовцев, который еще не последовал примеру своих коллег-перебежчиков.
Спикер расставил своих людей в таких организациях как Госкомзем (Олег Кулинич), Госкомлесхоз (Николай Шершун), Пограничная служба (Николай Литвин), «Украгролизинг» (Николай Шпак), «Укрзализниця» (Михаил Костюк), «Укравтодор». Но в последнем начальство уже поменялось: ставленник Литвина Валерий Вощевский не проработал на этой должности и двух месяцев, как его заменил регионал Владимир Демишкан, давно желавший вернуться на этот пост и даже оставивший ради него губернаторство на Винничине.
Пока на уровне слухов обсуждаются проблемы главы «Украгролизинга» Николая Шпака – сына народного депутата из Блока Литвина Василия Шпака. Якобы от глав предприятий, получающих заказы от этой структуры, выбиваются показания об откатах, которые получает Шпак и его люди.
О главе Госкомзема Олеге Кулиниче то тут то здесь начали появляться материалы, связывающие его с коррупционными скандалами, и даже распространялась информация о возбуждении против него уголовного дела. То есть, почва подготовлена, поэтому новой информационной атаке на него мало кто удивится.
Последние слухи о том, что задержанные по подозрению в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе Алексей Пукач требует очной ставки с Владимиром Литвином – это, похоже, камень в огород самого спикера. Не исключено, что подобные утечки организованные самими регионалами, чтобы Владимир Михайлович стал посговорчивее.
-- Проблемы коммунистов
Другие партнеры регионалов по коалиции – коммунисты – также имеют поводы для волнений. Их ставленник Игорь Калетник был с боями назначен главой Гостаможслужбы и теперь это ведомство является объектом переживаний лично Петра Симоненко. На последней пленарной неделе рассматривался законопроект о внесении изменений в закон «Про запобігання та протидію легалізації, відмиванню доходів, одержаних злочинним шляхом», докладчиком по которому был нунсовец Станислав Аржевитин. И вот что взволновало лидера коммунистов (цитируем стенограмму заседания):
«Владимир Михайлович, у меня один вопрос. В данном случае к докладчику. Поправка 76, которая учтена, она предусматривает, що в частині 9 статті 12 слова «Державна митна служба» замінити словами «Спеціальний уповноважений центральний орган виконавчої влади в галузі митної справи». Это что, речь идет о переименовании государственного органа? Или это еще дополнительное какое-то подразделение?»
Аржевитин ответил, что это было предложение из Кабмина и, если это принципиально, то можно оставить формулировку «Державна митна служба». Литвин, впрочем, проигнорировал это предложение, мотивировав, что данный термин взят из Таможенного кодекса.
Симоненко не унимался: «Владимир Михайлович и уважаемый докладчик! Я поднял этот вопрос, чтобы мы здесь в ходе обсуждения, при принятии решения четко понимали: либо мы вводим понятие, которое повлечет за собой очередную реорганизацию, и это, естественно, будет очень серьезно влиять на эффективность работы органов исполнительной власти, либо мы в данном конкретном случае говорим, что это понятийный просто, терминологический момент, но ни в коей мере это не меняет название государственного органа сегодня: Державна митна служба України».
После того как Литвин уверил, что никаких организационных изменений новая терминология не повлечет, коммунисты проголосовали за проект, принятый 356 голосами. Их беспокойство можно понять.
Коммунисты прекрасно помнят, как долго регионалы не хотели отдавать таможню своим младшим соратникам по коалиции и не преминут их оттуда попросить, как только представится возможность. Руководству таможни уже недвусмысленно ставят в укор невыполнение планов по сборам в бюджет, а министр финансов Федор Ярошенко < a href=http://www.trust.ua/news/26668.html>прямо назвал работу ведомства Калетника неэффективной.
В этом контексте интересно, что вначале неделе на сайте Цензор.net появилась информация о якобы имевшей место внутренней борьбе в руководстве таможни. Речь шла о том, что якобы первый заместитель председателя ГТСУ Анатолий Гутник ведет войну с другими заместителями – ставленниками Калетника. Впрочем, еще при назначении Гутника поговаривали, что он будет выполнять функции «смотрящего» от регионалов за Калетником. Сегодня же появилось опровержение, которое распространила пресс-служба ГТСУ. От имени Анатолия Гутника было сказано: никаких интриг в Службе не существует.
Впрочем, речь о другом. Коммунисты остерегаются, что реорганизация таможенной службы может затронуть и их интересы. У регионалов уже есть опыт «реорганизации» Секретариата Президента в Администрацию, в результате которой оставшихся от предшественника сотрудников попросили на выход. Впрочем, процесс реформирования таможни давно идет и подразумевает сокращение расходов на работу службы, в частности, ликвидацию некоторых таможен и их преобразование в таможенные посты.
«Скажем, в Донецкой области сразу несколько таможен, – рассказывает член расширенной коллегии ГТСУ коммунист Игорь Алексеев. – После того, как какая-то из них станет постом, его начальник будет переведен в ранг заместителя начальника таможни, там будет совсем другое штатное расписание. Никаких переименований эта реорганизация не предусматривает». Алексеев уверен, что внутренняя борьба с Калетником связана с тем, что он «поставил серьезный заслон контрабанде и затронул интересы высокопоставленных чиновников».
Впрочем, коммунисты вряд ли не понимают, что затрагивание при расширяющейся варягами из БЮТ и НУНС коалиции, их положение в коалиции, как и литвиновцев, начинает выглядеть шатким.
-- Кто важнее: миноритарии или мажоритарии?
Опрошенные «Главомом» эксперты пока не видят причин для особенной паники литвиновцев и коммунистов.
«В случае с «Автодором» присутствует сугубо бизнесовая ситуация, – уверен политолог Владимир Фесенко. – И похожие события следует рассматривать не в контексте выдавливания Литвина и его людей, а как сигнал ему, что может произойти, если он не будет действовать в рамках коалиционной дисциплины. Инструментарий для такого давления существует, и если Владимир Михайлович будет слишком артачиться, всегда найдется, чем его переубедить».
Не верит в массовые «чистки» в коалиции и его коллега Виталий Кулик, в свое время консультировавший коммунистов. Он считает, что «регионалы нуждаются в партнерстве своих соратников по коалиции, и на чрезмерное ухудшение отношений не пойдут. Сейчас внутри того же Минтранса идет борьба за освоение бюджета между перевозчиками, подрядчиками на строительство дорог – это обычное распределение сфер влияния в транспортной отрасли».
Опрошенные «Главкомом» депутаты Блока Литвина также пока не знают, как реагировать на то, что у них отобрали «Укравтодор». «Пока не обнародовано никакой версии того, что там происходит, – пожимает плечами литвиновец Валерий Баранов. – На следующей неделе – пленарные заседания, может, после них станет что-то ясно, и мы сможем выработать позицию».
Не в курсе происходящего и Олег Зарубинский, а Сергей Гриневецкий сказал, что Вощевский сам написал заявление, а дележ портфелей – это не главное, что должно волновать страну.
Тем не менее, все чаще приходится слышать в кулуарах о другом варианте развития событий. Мол, неровен час, когда миноритарные акционеры коалиции проснутся, и обнаружат, что мажоритарии не оставили им вообще ничего. Вот тогда действительно не останется ничего другого, кроме как думать о судьбе страны.
Коментарі — 0