Новая схема возврата налога не решает проблем экспортеров
Последние шаги власти наводят экспортеров на печальные мысли. Задолженность по НДС в полном объеме бизнесменам в обозримом будущем не возместят. Судьба самого противоречивого и коррумпированного налога будет решаться после принятия Налогового кодекса.
-- Не всем и не всё
Возмещение налога на добавленную стоимость в автоматическом режиме было одним из первых обещаний Виктора Януковича на президентском посту.
«Жесткий и прозрачный должен быть механизм, а этот срам – его нужно убрать навсегда», – сказал Янукович еще в марте, поручив Генпрокуратуре «поотбивать руки всем, кому необходимо это сделать, чтобы не трогали этот налог».
На тот момент задолженность государства по возврату НДС превышала 25 миллиардов гривен. Тогда же Николай Азаров, успевший крикнуть «ау» в пустой и глубокий колодец украинской экономики, пришел к ожидаемому выводу, что денег на выплаты нет, ибо сама цифра «нереальна». Азаров решил пойти проверенным путем и погасить часть задолженности специальными облигациями, но при этом даже облигации получат не все.
«Государство не может за воздух платить бюджетные средства. Это огромные деньги, – утверждал Азаров. – Поэтому нужна ревизия, точная цифра, согласование с плательщиками налогов, и под этот объем – выпуск облигаций».
Схемы, которые используют недобросовестные предприниматели, имеющие выходы на власть, для фиктивного накручивания обязательного к возмещению НДС не новы. И для искушенных налоговиков секрета не представляют. Хотя сами чиновники путаются в цифрах. После мартовской задолженности в 25 миллиардов, которую озвучил Азаров, представители ГНАУ успели назвать новые цифры. Первый зампредседателя налоговой Виктор Шейбут заявил, что его ведомство сомневается в обоснованности заявок на возмещение НДС на 30 миллиардов гривен из общего объема в 37 миллиардов. Другое заместитель – Алексей Любченко – называет иную общую сумму задолженности на 1 мая – 27,3 млрд. А вице-премьер Сергей Тигипко, в свою очередь, считает «сомнительной» сумму, в три раза меньшую, чем озвучил Шейбут, – всего 10 миллиардов.
Виктор Янукович на своей последней пресс-конференции также выдал свой показатель «дутого» НДС, который пока не возвращается и находится «в отстое», – 25 %. НДС же, не вызывающий сомнений, будет возвращаться исключительно облигациями внутреннего займа. Те, кто хочет живых денег, могут ждать, причем неизвестно сколько. Интересно, что идея с НДС-облигациями была воплощена еще при первом правительстве Януковича в 2003-м. Заглядывалось на эту наработку предшественников и последнее правительство Тимошенко, но производители приняли эту инициативу без особого восторга. Теперь же деваться некуда – в середине мая Кабмин принял соответствующее решение. Предполагаемый объем эмиссии облигаций – 20 миллиардов гривен, срок погашения – 5 лет, доходность – 5,5 % годовых. Размещение начнется примерно в июле.
«При Тимошенко эти облигации могло покупать только государство, а сейчас же имеем дело с узаконенными взятками, – говорит глава комитета по таможенной и налоговой политике Сергей Терехин. – Если с 98-го года, чтобы получить бюджетную компенсацию НДС, нужно было давать взятки, то сейчас эта схема просто легализована. Вместо этой компенсации вам дают бумагу, по которой обещают вернуть условные 100 гривен за 5 лет. Но деньги вам нужны сейчас, тем более что смысла держать эту бумагу в балансе нет. Вы несете эту бумагу в частную компанию, которая покупает у вас ее дешевле номинала, а потом продает государству уже за 100».
-- Хвосты Тимошенко
Если покопаться на сайте правительства, то можно обнаружить такую любопытную информацию от 6 февраля 2008-го года:
«Юлия Тимошенко отметила, что предыдущее правительство оставило тяжелое наследство: фиктивный экспорт, фиктивные цепочки внутри страны по уплате НДС и, как следствие, – теневые схемы по уплате НДС сегодня практически доминируют над нормальной уплатой налогов».
Нынешняя власть, в свою очередь, утверждает, что львиная доля задолженности по НДС накопилась еще при Тимошенко, которой не хватало духу выудить эти средства из пустеющего бюджета, чтобы раздать, по сути, «зажравшимся олигархам». Так же, кстати, как и в случае с возвратом залогов за Одесский припортовый. Впрочем, «зажиманием» НДС славились украинские правительства во все времена, а страдающие от этого крупные промышленники даже назвали такую практику кредитованием государства за нулевой процент.
Нежелание Тимошенко расставаться с деньгами порождало даже такие схемы как возмещение налога зернотрейдерам зерном. А в начале этого года при длительном отсутствии бюджета ситуация с возвращением НДС была совсем аховой. Минфин разрешал налоговой компенсировать НДС на рекордно низкие суммы, кивая на то, что не может покрыть дефицит бюджета выпуском гособлигаций.
Впрочем, нельзя сказать, что Тимошенко не возвращала НДС вообще. Например, тогдашний Президент Виктор Ющенко требовал от налоговиков дать ответ, почему преференции в этом вопросе даются только «членам одной партии» (намеки были, видимо, на Константина Жеваго). Аналогичного подхода бютовцы ждут от нынешнего правительства:
«Конечно, вопрос фиктивного возврата НДС существовал всегда, но к тому, что делает правительство Азарова, он не имеет отношения, – говорит оппозиционный министр финансов Андрей Сенченко. – Власть не собирается декриминализировать этот налог, а просто создает новые коррупционные схемы, когда он будет возвращаться нужным людям и за откаты».
Надо учесть, что большинство крупных получателей НДС сосредоточено как раз в «бело-голубых» областях, а все тамошние олигархи давно отдали честь нынешнему Президенту. Те же, кто не отдал сразу, но бизнес которых также зависит от злополучного налога, пополняют провластные ряды на ходу. Как, например, бютовский агромагнат Андрей Веревский, перешедший недавно в ряды коалиции. Поэтому предсказания бютовцев о выборочной политике государства в этом вопросе вызывают логичный вопрос – в чью пользу будет выбор Азарова? Например, в пользу Ахметова, Пинчука или Янковского? Взять Владимира Бойко, предприятие которого пребывает на данный момент в тяжелом положении не в последнюю очередь из-за большой задолженности государства по НДС. Его пример показывает, что попытки даже абсолютно лояльных бизнесменов достучаться до власти увенчиваются успехом не всегда.
«Разговор получился скомканным», – бросил Бойко после встречи с Азаровым по поводу проблем комбината, в частности, почти по 2 миллиардам задолженности государства перед ММК. А не получив этих денег, предприятие, в свою очередь, не может рассчитаться с собственными долгами.
Но даже если власть будет непредвзята, выпуск облигаций, как уже говорилось выше, – не выход. Сами региональные промышленники заливаются по этому поводу горючими слезами:
«Потом эти ценные бумаги у нас будут покупать за 50 % их стоимости, – сокрушается глава «Норда» Валентин Ландик. – Это трагедия!».
Уверяют, что такое неспешное возвращение НДС может привести к серьезным проблемам на предприятиях и другие промышленники-регионалы. Так президент НКМЗ Георгий Скударь сетует, что доля экспорта его предприятия составляет 90 % и ему приходится работать в убыток из-за 20 %-ого НДС, который безвозвратно уходит в карман государству. А почетный глава набсовета концерна «Стирол» Николай Янковский, заявлял, что расчет облигациями может привести к сокращению экспорта и полной остановке предприятий, еще когда эта идея витала в Кабмине Тимошенко. Скептически относятся к идее расплаты векселями и аграрии. Кстати, задолженность государства перед последними превышает задолженность перед металлургами и химиками.
Урегулирование вопроса с пресловутым налогом и начало его долгожданного автоматического возмещения ожидают после появления Налогового кодекса, который, по оптимистичным правительственным прогнозам, планируется принять еще в течение этой сессии. В частности, те же аграрии рассчитывают в будущем перейти на единый налог.
Насколько действенные механизмы будут заложены в кодексе, увидим уже в ближайшее время. Как и то, действительно ли у новой власти есть желание добровольно избавиться от одного из самых действенных рычагов давления на бизнес.
Коментарі — 0