Одиозный бизнесмен подвесил украинскую власть на газовый крючок
Пока не обнародованное решение Стокгольмского арбитража, согласно которому «Нафтогаз» (а фактически государство Украина) должен вернуть компании «РосУкрЭнерго» 12,1 миллиардов кубометров газа плюс заплатить почти 200 миллионов долларов по предыдущему судебному вердикту, на первый взгляд, ставит Виктора Януковича в крайне неудобное положение. Непонятен механизм возврата такого объема газа и неясно, как решать неминуемый вопрос с Россией. Ведь спорные «кубы» в свое время были присвоены «Нафтогазом» с согласия «Газпрома», которому наполовину принадлежит РУЭ. Более того, наше государство фактически оплатило эти объемы за счет транзита российского газа. Очень интересно, что сказано в решении Стокгольмского суда по этому поводу.
Коротко о сути вопроса. До 19 января 2009 года действовавший на тот момент на рынке посредник «РосУкрЭнерго» задолжал «Газпрому» за закачанный в украинские хранилища газ 1,7 миллиарда долларов по ценам, действовавшим на тот момент. По договоренности между «Нефтегазом» и «Газпромом», обязательства по этому долгу взяла украинская компания, заплатившая «Газпрому» эту сумму, которую получила с него же с авансовых платежей за транзит. Теневой министр по ТЭК Александр Гудыма совсем недавно говорил в интервью «Главкому», что не верит в возвращение этого газа «РосУкрЭнерго», поскольку тогда России придется возвращать деньги за транзит.
После всех вышеописанных манипуляций РУЭ было исключено из схемы поставок газа в Украину и за ее пределы, а «Нефтегаз» и «Газпром» перешли на прямые контракты, что стало отдельным предметом гордости тогдашнего премьера Юлии Тимошенко. «РосУкрЭнерго» не смирилось с таким положением вещей и практически мгновенно подало иски в европейские суды, а чуть позже – в Стокгольмский арбитраж. Причем очевидно, что без согласия «Газпрома», владеющего половиной акций компании, другой ее акционер – украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, которого так демонизировала Тимошенко, на такой шаг вряд ли бы решился.
С того времени власть в Украине поменялась, и опасаться исков от Фирташа должна уже не Тимошенко (она их и не особо опасалась, вряд ли собираясь исполнять судебные решения), а новый Президент. Первые назначения Януковича, окружившего себя людьми, которых негласно включают в «газовую группу», дали основания полагать, что у «газовиков» имеются неслабые рычаги влияния на нового главу государства. Возникли даже подозрения, что таким образом Янукович задабривает Фирташа, имеющего в рукаве козырь в виде стокгольмского иска, который мог изрядно испортить настроение новому Президенту.
Так уж совпало (совпало ли?), что уже при новой политической конъюнктуре арбитражный суд обязал «Нафтогаз» выплатить РУЭ 197 млн. долларов долга по старым разбирательствам, благо, обоюдных претензий у двух субъектов накопилось достаточно. Но Фирташу, этого, естественно, было мало, и он открыто стал говорить, что вопрос – возвращать или не возвращать ему долги – вообще не стоит. «Нафтогаз» вроде не против, вопрос лишь в том, в какой форме. Самому Фирташу предпочтительней денежная, причем исходя из цены 490 долларов за тысячу кубов, хотя в свое время РУЭ покупала его практически в три раза дешевле. Несложные подсчеты показывают, что при такой схеме общая сумма задолженности составила бы больше 8 миллиардов долларов. Откуда такие деньги в нынешнем дырявом украинском бюджете – вопрос риторический. Именно денежная форма, по словам того же Фирташа, более приемлема и для «Газпрома»: «Ведь в таком случае (при возврате газом) «Газпром» потеряет экспорт почти на 12 млрд. куб.м., которые вернут нам».
Решение Стокгольмского суда о возвращении долга РУЭ именно газом (11 млрд. кубов, которые в свое время забрали, плюс 1,1 млрд. кубов неустойки), вызывает массу вопросов. На данный момент, в подземные хранилища «Нафтогазом» закачано 13 миллиардов кубов, но этот газ необходим для отопительного сезона. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко, которого включают в ту самую «группу Фирташа», уже заявил, что вернуть объемы газа невозможно и после получения официального решения суда будут рассматриваться возможности апелляции:
«Что касается сегодняшней ситуации, то я скажу, чего не будет, – не будет бездумной отдачи ресурсов за счет наших потребителей и национальных интересов. Потому что отдать
11 миллиардов кубометров газа из баланса «Нафтогаза» – это невозможно».
О невозможности возвращения долга в денежном варианте высказался вице-премьер Сергей Тигипко, который резонно заявил, что денег для этого в бюджете не предусмотрено.
Оппозиция, правда, не верит причитаниям Бойко и считает, что он с Фирташем заодно.
«А я, наивный, думал, зачем Миллер (глава «Газпрома») и Бойко договорились о том, что Украина закупит у России в этом году целых 36,5 млрд. кубов вместо 27? – упражняется в конспирологии Александр Гудыма. – Эту разницу они как раз и отдадут Фирташу! Теперь Россия скажет Фирташу и компании – мы помогли вам получить вам газ, а вы сделайте все, чтобы мы получили ГТС».
Бывший советник Президента Ющенко по энергетическим вопросам Богдан Соколовский не считает, что лишние миллиарды, которые прописаны в соглашении, зарезервированы для РУЭ.
«Просто было очевидно, что у нас в хранилищах недостаточно газа, чтобы без проблем пережить зиму, – говорит он. – Но, тем не менее, я думаю, что РУЭ добьется возвращения газа. Не в один прием, конечно, потому что сразу вернуть такое количество – нереально, и в этом году эту проблему без катаклизмов решить не удастся. Думаю, что так тривиально – простой закачкой газа в хранилища и оформлением его на РУЭ – проблема решена не будет, пойдут какие-то договоренности о реструктуризации».
В компенсацию газом действительно верится с трудом. Также очевидно, что самому Фирташу бессмысленно нахрапом требовать у этой власти деньги, которых в бюджете просто нет. К тому же, сейчас его люди занимают не последние посты в государстве и портить отношения с бронзовеющим на глазах Януковичем, недавно пригрозившему олигархам становиться в очередь, ему не с руки.
«Конфликт будет контрпродуктивен для всех сторон, – уверен политолог Владимир Фесенко. – Причем не думаю, что этот вопрос будет решать именно Янукович. Этим займется Бойко, наверно, будет подключен «Газпром». И общая тональность заявлений еще до решения суда говорила о том, что стороны пойдут на мировую».
Но можно не сомневаться, что имея на руках такое решение, подвесившее на крючок всю украинскую власть, Фирташ сделает все возможное, чтобы выторговать максимум преференций и расширить свою бизнес-империю. Например, очевидны его интересы в планирующейся приватизации тепловых генераций. Не исключают даже возвращения в той или иной форме близкого Фирташу посредника на газовый рынок.
«Еще когда Тимошенко замутила всю эту историю, было очевидно, что на стороне Фирташа – международное право, – говорит политолог Виталий Кулик. – Есть определенные правила, договора, но она решила все сделать волюнтаристским способом. Поэтому Фирташ сейчас просто использует ситуацию по максимуму, а на какие компромиссы он пойдет, увидим. К тому же, не исключаю, что вопросы решены уже давно, сейчас просто происходит их формализация».
Есть, конечно, еще колокольня оппозиции, с которой Фирташ видится всего лишь «цепным псом» Москвы, которого кремлевские бонзы в нужный момент отпускают с поводка. Тогда игра с «РосУкрЭнерго» выглядит очередной попыткой братского народа показать, что мнение Кремля будет играть наиболее вескую роль в украинской политике. А тут еще некоторые российские чиновники аккурат перед решением суда заговорили о том, что Украине нужно поторопиться с определенными решениями.
Юлия Тимошенко уже обвинила украинскую сторону в том, что она недостаточно отстаивала свои интересы в суде, а 5,4 миллиарда долларов будут распределены между бывшими и сегодняшними руководителями государства, между всеми, кто был участником этой коррупционной махинации». Со слов Тимошенко можно понять, что имеются в виду и Янукович, и Виктор Ющенко, при президентстве которого РУЭ вышел на украинский рынок, и которого команда Тимошенко обвиняла в участии в газовых схемах.
Пока все ждут официального решения суда, поскольку информационная волна была поднята с подачи одной заинтересованной стороны – компании Дмитрия Фирташа Centragas, а в самом «Нафтогазе» уверяют, что судебного вердикта не видели. Поживем – увидим?
Коментарі — 0