Мэр Москвы в очередной раз продемонстрировал свое неравнодушие к нашей стране
Мэр Москвы в очередной раз продемонстрировал свое неравнодушие к нашей стране (в частности, к столь любимому Крыму), заявив, что, несмотря на приход к власти команды Януковича, его позиция по Севастополю не изменилась. Эти слова Лужкова, естественно, вызвали негодование украинских национал-патриотов, а украинский МИД посетовал, что такие заявления противоречат «атмосфере конструктивных и добрососедских украино-российских отношений, которые установились в последнее время». И робко понадеялся, что у российского руководства отличные от «лужковских» взгляды. В общем-то, сам Владимир Путин открыто заявлял, что у России нет территориальных претензий на Крым, но тезис о том, что такие персонажи, как Лужков и Жириновский, озвучивают реальные желания российской власти, весьма популярен в Украине.
С другой стороны, а что хотели услышать от Лужкова в ответ на конкретный вопрос московских журналистов? Представьте, что он после всех эмоциональных заявлений в адрес Украины (при этом он, правда, путал УНА-УНСО с ОУН-УПА, но это такое) вдруг резко сдал назад и заявил, что его бес попутал. Наши националисты его бы первыми засмеяли, попутно обвинив новую власть в потакании интересам Кремля. А так – все вполне прогнозируемо. Достаточно просто проследить вербальную активность хозяина Златоглавой по отношению к Украине на протяжении нескольких лет.
28 ноября 2004 года
Лужков принял участие в пресловутом «сепаратистском» съезде в Северодонецке. В ключевой момент противостояния Ющенко и Януковича, он, занял сторону последнего и произнес перед собравшимися зажигательный спич, прерываемый скандированием: «Россия!»
«На Украине сейчас действуют две полярные силы, – заметил Лужков. – С одной стороны, грубое вмешательство в дела Украины, с другой — Россия, которая с полным уважением относится к суверенитету страны. Я, как мэр Москвы, готов снять свою любимую кепку, чтобы быть похожим на Виктора Януковича!».
26 декабря 2005 года
Под авторством «человека, похожего на Януковича» вышла статья в «Российской газете», где он основательно прошелся по «самостийности» и «незалежности» Украины. Особое негодование столичного градоначальника вызвали претензии Киева на имущество бывшего СССР.
«Украина своей перманентной революционной целесообразностью и наскоками на Россию подрывает основные принципы наших межгосударственных отношений – Договор 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, – пишет Лужков. – И дело тут даже не в очевидной недружественности многих украинских действий и инициатив. Заявлениями о скорейшем вступлении в НАТО Украина четко берет курс на прямое фактическое нарушение статей Договора 1997 года…
Когда сегодня, в ответ на предложения России перейти к рыночным отношениям в газовой сфере, Украина выдвигает ассиметричные требования к российскому Черноморскому флоту, она тем самым де-факто опять дезавуирует межгосударственный договор. Он подписывался «в пакете» с Соглашением между Россией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. И именно с учетом этого был ратифицирован в 1999 году российским парламентом.
Украина должна ясно себе представлять, что, разрушая своими руками межгосударственные договоренности и соглашения, она тем самым открывает вопрос о статусе Крыма. Нынешняя его принадлежность Украине фактически легитимирована только тем самым Договором 1997 года и тогдашней слабостью президента Ельцина. Теперь ничего подобного не будет. Если украинская сторона хочет и дальше проводить свою недружественную политику, то России имеет смысл рассмотреть основательно вопрос о соответствии этого договора сложившимся реалиям».
24 марта 2006 года
Лужков высказался по позиции Украины в отношении Приднестровья:
«Я не побоюсь этого слова - речь идет об экономической блокаде, которую проводит Молдавия в отношении Приднестровья и которую поддерживает Украина… Действия украинских властей сродни панике. Убежден – это признак отчаяния и слабости».
11 мая 2008 года
Находясь на праздновании годовщины Черноморского флота, Лужков сказал, что получил от СБУ бумагу, «которая предупредила, чтобы я молчал».
Юрий Михайлович, естественно, СБУ не послушал, и из его последующей легендарной речи наиболее запомнились следующие слова (собственно, они, надо понимать, и составляют его непоколебимую позицию по Севастополю):
«Я не хочу никакого разлома, я хочу говорить правду! Севастополь в 48-ом году был выделен как город, который вошел в подчинение государства. В 54-ом году Севастополь не вошел в число областей, которые Хрущев передал Украине. И мы говорим о том, что этот вопрос остался не решенным. И мы его будем решать! Мы его будем решать в пользу той правды, в пользу тех государственных позиций и того государственного права, которое имеет Россия по отношению к своей военно-морской базе Севастополю!»
Сказал Лужков и о том, что при нынешней антироссийской политике Киева Россия может не продлить договор о дружбе и сотрудничестве между странами.
На следующий день СБУ запретила Лужкову въезд на территорию Украины. Украинская сторона посчитала, что заявления мэра Москвы наносят ущерб национальным интересам Украины и ее территориальной целостности.
13 мая 2008 года
МИД РФ заступился за высокопоставленного российского гражданина и в качестве подобия ответной меры в Россию не был допущен украинский нардеп Владислав Каськив. А сам Лужков по возвращении в Москву высказался в эфире близкого ему телеканала «ТВ-Центр»:
«Кода я прибыл на Украину, меня ждала весьма «радушная» встреча на якобы украинской земле. Украина боится моего появления, как та кошка, которая съела чужое мясо. Мне вручили меморандум, где косвенно подразумевается, чтобы я молчал. Рот они мне не заткнут. Отмечу, что крымчане хотели в этот исторический день (225 лет Черноморскому флоту) услышать правду…
До сих пор Севастополь по всем документам является российским городом, а сама передача Крыма Украине была проведена вопреки Конституции СССР, когда одна республика передавала свои территории другой – необходимо было проведение референдума».
19 июля 2008 года
Уже «невъездной» в Украину Лужков прокомментировал инцидент в киевском аэропорту «Борисполь», где украинские таможенники изъяли у журналиста «ТВ-Центра» пять видеокассет с репортажем, посвященным празднованию 1020-летия Крещения Руси:
«Этим диким инцидентом Украина показала себя не той страной, которая хочет сделать себя витриной продвижения демократии с Запада на Восток, а испуганной правдой, которая исходит из России, и недемократичной».
8 июля 2009 года
После празднования в Севастополе Дня украинских ВМС пресс-служба московского мэра разразилась гневным пресс-релизом в адрес Виктора Ющенко, который назвал Черноморский филиал МГУ, Дом Москвы и севастопольский филиал Института стран СНГ в числе «антиукраинских проектов».
«Только в насквозь пораженном вирусом крайнего национализма сознании могли родиться также чудовищные по своей абсурдности обвинения в адрес Дома Москвы – учреждения, созданного и функционирующего в полном соответствии с украинским законодательством. Его деятельность ориентирована исключительно на расширение культурно-делового сотрудничества и оказание гуманитарной поддержки всем севастопольцам и жителям Крыма.
Подобные русофобские излияния главы украинского государства в очередной раз демонстрируют его подлинное отношение к нашей славной совместной истории, культуре, традициям. Эти беспочвенные нападки наглядно демонстрируют истинные цели проводимого нынешними украинскими властями в стране, в том числе в Крыму, махрового националистического курса, направленного на полное искоренение всего, что связано с русским языком и культурой, беззастенчивую фальсификацию исторических фактов».
1 декабря 2009 года
На этот раз Лужков поразмышлял о бедственном положении в нашей стране русского языка. На третьем Всемирном конгрессе соотечественников в Москве он заявил:
«В последнее время сложилась большая проблема с положением русского языка на Украине. Проблема лежит не в отношении к русским по национальности со стороны братского нам украинского народа, а положение определяется тем отношением официальных властей этого государства к нашей стране и к нашему народу, которое сформировалось в националистических структурах Украины и очень поддерживается из-за рубежа… Необходима всемирная поддержка именно тех организаций, которые стараются реально противостоять националистическим силам и разрушительным тенденциям в сфере языка». При этом Лужков отметил объединение «Русскоязычная Украина», которое представляет депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко.
18 июня 2010 года
На встрече с делегацией Севастополя в Мосгордуме Лужков высказался по поводу Таможенного союза:
«Если этот конгломерат стран России, Украины, Беларуси и Казахстана сформирует единое экономическое пространство, при условии полной независимости, если это будет единый союз, то это экономическое пространство будет лучше работать, чем даже пространство Евросоюза, потому что ЕС не имеет ресурсов».
И добавил, что Россия становится крепче, если Украина ведет созидательную линию: «Сегодня мы чувствуем разворот в пользу взаимодействия с Россией в хозяйственном, в экономическом плане».
При Президенте Януковиче «по инициативе» «Объединения патриотов Севастополя» были сняты ограничения на посещение Лужковым Украины. Это, хоть и смягчило его риторику, но не избавило от фантазий о «городе русских моряков». Но если при президентстве Ющенко подобные заявления Лужкова вписывались в контекст украино-российских отношений вполне гармонично, то такие пассажи при новой украинской власти будут вызывать легкое недоумение.
Впрочем, ничто не вечно в нынешнем мире, что мы видим на примере новоиспеченного российского недруга Александра Лукашенко. Так что шумовые таланты «принципиального геополитика» Лужкова наверняка еще пригодятся Кремлю при дальнейшем выстраивании геополитических баррикад с Киевом. Пока же остается только догадываться, получил ли Лужков отмашку на очередной «экспромт» из Кремля или самостоятельно пытается играть на удержание личного рейтинга в Крыму.
Коментарі — 0