Сколько ни хоронили партию «Единый центр» и не называли ее искусственным проектом, ценность которого была только в месте сидения Виктора Балоги на Банковой, а она прирастает новыми членами.
Если с Вадимом Карасевым, не скрывавшим своих связей с Балогой, все понятно (к тому же Карасев уже светился как публичный политик в почившем в бозе проекте Виктора Пинчука «Вече»), то появление в «ЕЦ» бывшего представителя Президента в парламенте Игоря Попова уже выглядело небольшой неожиданностью, а переход в ряды «единоцентристов» экс-«луценковца» Кирилла Куликова – сюрпризом поболее.
Пока что из всех потуг Балоги доказать свою необходимость новой власти выходил пшик. Даже пост главы МЧС, на который он якобы рассчитывал, выскользнул из рук в последний момент.
Попытки же параллельно предложить свой какой-никакой ресурс демократам также пока не приносили Виктору Ивановичу никаких дивидендов. Товарищи эти не в меру амбициозны, да к тому же не особо хотят марать свой образ сотрудничеством с демонизированным «сантехником Ющенко». Наибольшие надежды «ЕЦ» связывал с Арсением Яценюком, по слухам, заручившись под такой проект деньгами «Привата», но пока Яценюк не спешит соблазняться предложениями своего бывшего шефа по Секретариату Президента.
Теперь «ЕЦ» занял иную позицию – раз вожди партий, к которым был обращен призыв об объединении, не дают о себе знать (официальный отказ в стиле «дружить, но не жениться», прислал только Анатолий Гриценко, остальные гордо молчат), «единоцентристы» кинули клич к рядовым членам многочисленных демократических партий, пострадавших от нового закона о выборах. Например, у тех же «За Украину!» или «Фронт змин» практически нет местных ячеек, созданных, как того требует новая норма, за год до выборов. А это значит, что те, кто рассчитывал пройти по спискам этих партий в местные советы, вынуждены искать иное пристанище. И «Единый центр», у которого есть широко разветвленная региональная сеть и нет проблем с регистрацией, уже объявил о готовности отдать новопришедшим половину списков.
«Проблема только в том, что члены другой партии не могут баллотироваться по нашим спискам, но могут беспартийные, – говорит Игорь Попов. – А до выборов мы не требуем вступать в нашу партию».
Примечательно, что и Попов, и Карасев, пополняя ряды «Единого центра», делали акцент на том, что вступают не столько в существующую партию, сколько в ту, какой она станет через некоторое время. И «ЕЦ», который задумывался и реализовывался как типичная бюрократическая партия власти с обсмеянной всеми идеологией «единоцентризма», вовсю фонтанирует прогрессивными идеями, непривычными пока для украинского политикума. Это и праймериз, и сопредседательство. Видно, что отцы-основатели «Единого центра» импульсивно ищут формы пребывания на плаву, ведя завидную активность даже в летний «мертвый сезон».
Последнее пополнение «единоцентристских» рядов – экс-«самбист» Кирилл Куликов, возглавивший киевскую организацию «ЕЦ» и вознамерившийся сделать свою новую политсилу второй по влиятельности в столице. Относительно раскрученный борец с командой Черновецкого будет в пику «регионалам» «пробивать» досрочные выборы мэра Киева и горсовета. В самой ближайшей перспективе – участие в выборах райсоветов, которые (райсоветы) сам Куликов предлагает ликвидировать. Бывший соратник Юрия Луценко – это еще и «говорящая голова», с которыми у «ЕЦ» всегда было негусто. Последнее время активно вела себя только Леся Оробец, перманентно воюющая с Дмитрием Табачником. Ожидается в «ЕЦ» новое пополнение. Говорят в этом контексте и о Виталии Кличко, и о Валентине Наливайченко. В окружении Кличко, по слухам, сплошные конфликты, шаг с созданием партии «УДАР» пока не оправдал себя, и якобы боксер с вечно нереализованными политическими амбициями ищет запасной аэродром. Впрочем, рассчитывать, что им станет такой же маргинальный «Единый центр», вряд ли приходится.
С Наливайченко ситуация несколько иная. У него пока нет партийного пристанища, да и перспектива проекта под бывшего главу СБУ явно не ограничивается местными выборами.
«Все зависит от промежуточной оценки условного проекта «Наливайченко – преемник Ющенко, – говорит директор Института имени Горшенина Владимир Фесенко. – Если в нем увидят отдачу, то Наливайченко и далее будет развиваться самостоятельно. Если же его спонсоры захотят реализоваться уже на этих местных выборах, возможны варианты».
К тому же, экс-шеф СБУ с главой СП при президентстве Ющенко какое-то время работали в связке, а Юрий Луценко даже как-то назвал СБУ «личной гвардией Балоги». Правда, пребывание Наливайченко во главе Службы запомнилось больше выставками о Голодоморе и составлением списков персон нон-грата. Превратиться в Иссера Хареля, который с нуля создал легендарный «Моссад» и превратился фактически во второго человека в государстве, Наливайченко не смог и широким массам ничем особо не запомнился.
Как ничем, по сути, не запомнился и «Единый центр» за всю свою историю. Суперпафосный съезд и успех на перевыборах в Тернополе – это, конечно, хорошо, но как выглядит потенциальный избиратель «ЕЦ», даже с учетом показательного омоложения партии, представить трудно. За что борется эта сила, также вряд ли кто может внятно объяснить.
Например, на президентских выборах Балога и Ко поддерживали Януковича, а Виктор Иванович даже помогал, чем мог, Виктору Федоровичу в отдельных областях. Но в парламенте «ЕЦ» до сих пор пребывает в оппозиции, хотя «тушками» в коалицию уже перебежали, казалось, куда более принципиальные товарищи. Недруги, правда, объясняют это не столько оппозиционной сущностью «единоцентристов», сколько большими аппетитами Балоги и неумением сложить себе адекватную цену. Те же многочисленные члены партии на местах, которые вступали в нее ради близости к власти, давно покинули ее ряды, предпочтя сотрудничать с новой властью напрямую. А мучительные поиски идеологической ниши «единоцентристы» безуспешно продолжают до сих пор.
«Сейчас есть спрос на три категории новых политических сил, – рассуждает политтехнолог Андрей Золотарев.– На крайних националистов «тягнибоковского» толка, брутальных левых в кожанке и с блеском в глазах а-ля Че Гевара и на проевропейцев, которые обещают, что у нас все будет как на Западе. А у «Единого центра» я никакой системообразующей идеи не вижу».
Но исторический успех на тех же выборах в Тернополе, продемонстрировавший, что при удачном стечении обстоятельств, можно показывать результат и без всякой идеи, вдохновляет «единоцентристов» на новые свершения. К тому же, «Единый центр», если верить его представителям, участвует чуть ли не во всех довыборах и внеочередных выборах в сельсоветы и показывает при этом неплохие результаты, кое-где даже превышающие результаты традиционных лидеров в этих регионах. Глава партии Игорь Криль также рассказывал в интервью «Главкому» о некой централизованной компьютерной системе управления партией, которая, в том числе, позволяет узнать результаты выборов раньше, чем такие данные появятся у ЦИК. Именно опробированные технологии и являются на данный момент главным козырем партии. И тем же «регионалам» еще стоит поучиться у «единоцентристов» пополнению партийных рядов не только за счет мэров и глав администраций, но и за счет рядовых бюджетников. Конечно, речь идет о тех чудесных временах, когда «ЕЦ» владел админресурсом.
«Сейчас ни админресурса, ни узнаваемого лидера у них нет. Балога лихорадочно ищет варианты обновления партии, проводит ребрединг на ходу, – говорит Владимир Фесенко. – Он хорошо понимает, что у него своеобразный имидж, который не все воспринимают, поэтому он намеренно не выдвигает себя на первые роли. Сейчас его задача – привлечь новые мобильные современные лица. Тот же Попов – это ресурс публичности, Куликов тоже достаточно публичен и у него есть оргструктуры. Скорее всего, скоро мы увидим еще пару имен».
В какие формы выльется данный «курс омоложения» «Единого центра», увидим уже скоро – на съезде 14 августа. Единственное, что можно точно сказать, – он будет не таким шумным и гламурным, как сверхоптимистичный первый.
Коментарі — 0