Виктор Янукович продолжает раздавать преференции своим спонсорам.
Виктор Янукович продолжает раздавать преференции своим спонсорам. После того как Киев сознательно ослабил свои позиции в Стокгольмском арбитраже в тяжбе с «Росукрэнерго» Дмитрия Фирташа, из Кабмина поступает информация о готовности к мировому соглашению с компанией «Венко Прикерченская», к которой имеет отношение Ринат Ахметов.
Напомним, что в 2006 году довольно крупная американская компания «Венко» выиграла тендер на разработку черноморского шлейфа для добычи газа и затем передала эти права офшорке «Венко Прикерченска», зарегистрированной на подставных лиц. Сделка была освящена тогдашним Президентом Виктором Ющенко и тогдашним премьером Виктором Януковичем. После того, как Янукович покинул свой пост, начались проблемы. Тимошенко заявила, что схема конкурса сильно попахивает, право на разработку получил вовсе не тот, кто выиграл конкурс, и соглашение о разделе продукции было разорвано. Рассказала Тимошенко и о студентках, на которых оформлена компания, собирающаяся заниматься затратной добычей газа, и о том, кто за этими студентками стоит, – Ринат Ахметов с его компанией ДТЭК. Всплыли также фамилии Дмитрия Фирташа и российского бизнесмена Евгения Новицкого. Жирный намек был на то, что оффшорная компания вряд ли имеет возможность вкладывать крупные инвестиции в такое мероприятие, как бурение скважин, и наверняка собирается продать права на добычу какому-то крупному игроку вроде Shell или Chevron. Который без поддержки в Украине (читай – умения и возможности договориться с нужными людьми) не имеет шансов выиграть конкурс. Ющенко пытался защитить «Венко» и даже подключил СНБО, но Тимошенко не обращала на это внимания.
«То, что Ющенко лоббировал «Венко Прикерченска», – ложь, – говорит экс-советник Президента по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. – Это правительство Януковича вело переговоры с американским «Венко», и в тексте соглашения было допущено много ошибок. Но Президент не мог влиять на текст. Тимошенко же потом взяла на себя полномочия суда, хотя нужно было решить вопрос цивилизованно. Тем более что «Венко» была готова к уступкам, вплоть до аннулирования передачи прав на шельф другой компании».
«Венко Прикерченска» обратилась в Стокгольмский суд, а в июне этого года даже получила решение Окружного административного суда Киева, который отказал компании «Укрнефть», которая также была участником конкурса, в пересмотре его результатов.
При новом Президенте и Кабмине тяжба в Стокгольме была приостановлена, а стороны сели за стол переговоров. Первый вице-премьер Андрей Клюев без обиняков назвал действия предыдущего правительства «рейдерством» и «подрывом авторитета Украины перед международными инвесторами». Собственно, уже тогда было ясно, что владельцы «Венко Прикерченска» внакладе не останутся – вопрос в том, каким именно будет «мировое соглашение». А так как речь идет о дефицитных энергоресурсах (пусть пока и чисто гипотетических), сам собой встает вопрос о национальных интересах. На этом и делают упор противники соглашения, для которых история с «Венко» может стать лишним поводом для критики власти.
«Ничего же не изменилось с тех пор, как Тимошенко разорвала этот договор, – заявил «Главкому» теневой премьер Сергей Соболев. – Конечно, мы будем обращать внимание народа на такие вещи, и оставьте нам право решать, какие меры мы будем принимать по этому поводу. В том числе, и в парламенте будем поднимать вопрос».
Впрочем, «поднятие вопросов» в парламенте, как показали нынешние акции оппозиции по мораторию на повышение цен и особенно ратификация харьковских соглашений, не особо эффективны. Тем более, смысла протестовать пока нет – переговорный процесс по шельфу только идет и должен завершиться ближе к концу сентября.
«Если бы вернули материнскую американскую компанию и поменяли договорные условия, то в этом можно было бы увидеть позитив, – рассуждает Богдан Соколовский. – А «Венко Прикерченска», которая не имеет достаточных мощностей даже для аренды техники, наверняка будет действовать в интересах «Газпрома». Но, судя по поведению министра топлива и энергетики Бойко, мне кажется, что он хочет вернуть именно американцев, которым в свое время создали такие условия, что им было проще переуступить права».
«Соколовский пусть лучше молчит, потому что это его шеф благословил «Венко Прикерченска»! – кипятится бютовец Александр Гудыма. – Американцев уже вряд ли вернут, а собственник шельфа просто будет на своих условиях привлекать инвесторов. «Газпрому» это вряд ли интересно, но в России достаточно людей, которые могут этим заинтересоваться. Благо, летом мы приняли закон о газовом рынке, который позволяет тем, кто добывает газ в Украине, продавать его, куда угодно. Это уже такая либерализация, что дальше некуда».
Полное восстановление в правах «Венко Прикерченска» – один из вариантов развития ситуации, который предсказуемо приведет к протестам оппозиции. Тарифы на газ, значит, повышают, а собственные недра отдают кому попало? Поэтому возможно и другое развитие событий.
«Не знаю, о чем там они договариваются, но наиболее интересным мне представляется вариант с расторжением контракта и извинениями и компенсацией «ВП» и проведением нового прозрачного тендера, – говорит эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. – Если они хотят вернуть доверие крупных инвесторов, то должны признать, что правительство переоценило «Венко», и готово к новому конкурсу, а не пропусканию через узкую дверь отечественных толстосумов. Да тем же китайцам, к которым недавно ездил Президент и говорил об инвестициях, надо это показать».
Эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко поделился с «Главкомом» своим вариантом: «На Черном море всем места хватит. Может быть, можно сократить площадь в 13 тысяч километров, на которую «Венко» выиграла конкурс».
Придерживаются мнения, что черноморский шлейф безграничен, судя по всему, и в Кабмине. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что правительство сейчас занимается поиском партнеров в его разработке, причем среди «ведущих компаний мира». Относят ли к таковым и «Венко Прикерченска» или готовят ей солидные отступные, узнаем в ближайшее время.
Коментарі — 0