Официальный старт местной кампании немного развеял опасения оппозиции, что выборы 31 октября будут сорваны как таковые. Конечно, все еще может произойти – например, не будет выделено надлежащее финансирование или результаты выборов невозможно будет определить из-за массовых фальсификаций, но вряд ли регионалы пойдут на то, чтобы так подставляться перед международным сообществом.
Официальный старт местной кампании немного развеял опасения оппозиции, что выборы 31 октября будут сорваны как таковые. Конечно, все еще может произойти – например, не будет выделено надлежащее финансирование или результаты выборов невозможно будет определить из-за массовых фальсификаций, но вряд ли регионалы пойдут на то, чтобы так подставляться перед международным сообществом.
«Уже нет мотивов для отмены выборов, потому что все ввязались в эту игру», – уверен глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
Но при этом не исключает попыток сорвать выборы в конкретных регионах и населенных пунктах. Благо, перед глазами пример недавнего срыва выборов в Измаиле. «Непонятки» в среде местных регионалов привели к тому, что участки просто не получили списки избирателей. Одесский губернатор Эдуард Матвийчук тогда заявил, что это была попытка провести «приватные выборы» и всячески приветствовал их срыв. Оппозиция же утверждала, что у власти просто не было достойного кандидата, и она таким образом просто законсервировала ситуацию до лучших времен. Используя при этом не самые сложные и изощренные методы.
Экс-коллега Черненко по КИУ, а ныне один из сопредседателей партии «Единый центр» Игорь Попов спрогнозировал повторение измаильского сценария по всей Украине, что приведет к срыву голосования на многих мажоритарных округах. Как следствие – местные довыборы в январе следующего года.
«Регионалы будут предпринимать попытки мутить воду там, где они увидят, что получают меньше процентов, чем получил Янукович на президентских выборах, а также там, где будут яркие конкуренты-мажоритарщики, – уверен политолог Виктор Небоженко. – Их будут снимать с регистрации под предлогом плохого внешнего вида, отсутствия донецкой прописки, экстремизма… да чего угодно. Будут ставить напротив их фамилий штампик «выбыл», даже если никто не выбыл. Потом скажут: ну, ошиблись».
Воюющий с регионалами в Крыму коммунист Леонид Грач также не имеет иллюзий насчет поведения власти и жалуется, что она узурпировала систему формирования теризбиркомов:
«Они не допускают партии к жеребьевке якобы из-за неправильного оформления документов, причем ничего не объясняют. По закону, который они протянули, они могут не регистрировать непонравившихся кандидатов, не допускать их к выборам, снимать в любой момент с регистрации или вообще отменять выборы на отдельных участках. Но на полный срыв не пойдут, потому что это – последний рубеж, чтобы выстроить свою вертикаль».
Дабы не допустить «выстраивания вертикали» Партии регионов в Крыму, тамошние оппозиционные силы (а это все остальные, кроме ПР) договорились о координации действий.
«По нашим сведениям, регионалы уже не мучаются с вбрасыванием бюллетеней, порчей урн, а просто заготовили протоколы с выставленными данными. Будем вместе с остальными как-то этому противодействовать», – грозит руководитель крымской «Батькивщины» Андрей Сенченко.
Конечно, проигравшие могут обращаться в суды, но, как показала практика последних лет, особых бонусов это не приносит. Тем более что все, в итоге, замыкается на Высшем административном суде, который наверняка будет симпатизировать Банковой.
«Единоцентрист» Игорь Попов говорит, что рассчитывать на юридические механизмы обжалования результатов выборов особо не стоит: «На самом деле, в такой маленькой сжатой предвыборной кампании будет много технического брака, ведь за это время нужно сформировать комиссии, проверить списки и так далее. У нас была уже кампания, которая длилась не 50, а 60 дней, когда были сорваны все сроки, но все закрыли на это глаза. А по большому счету, кто угодно может подать на это в суд с требованием отмены выборов на его участке, и эта позиция будет юридически безупречной. Но последние изменения в судебной системе заставляют усомниться в эффективности таких исков».
От себя добавим – если только за ними не будет стоять сама власть.
«По большому счету, заблокировать выборы может только власть, у оппозиции нет таких ресурсов, – рассуждает юрист Виктор Мусияка. – ЦИК заблокировать она не сможет, парализовать деятельность комиссий – тоже».
Особенно если учесть, что по новому законодательству в комиссиях отменен кворум, что еще больше уменьшает влияние оппозиционных представителей для признания выборов на участке недействительными. Оппозиция, конечно, может делать упор на общественной нелигитимности выборов и взывать к мировой общественности, которая пока что вяло интересуется местными выборами в Украине. Правда, Европейская народная партия приняла резолюцию, в которой осудила «государственное вмешательство во внутренние дела крупнейших оппозиционных партий, что может сорвать их участие в местных выборах в нескольких регионах». ЕНП всегда следовала в фарватере Юлия Тимошенко, которая ранее отправила открытое письмо к Виктору Януковичу с угрозой всей своей «Батькивщиной» сняться с выборов, если власть не прекратит рейдерские атаки на региональные ячейки партии. Но напугала этим, наверно, больше своих однопартийцев, памятующих «тернопольский опыт», чем оппонентов. Во всяком случае, тот же Сенченко неуверенно сказал, что не знает о ситуации в других регионах и к выборам готовится.
«Случаи срыва выборов, если и будут, то единичны. Зачем это власти? Новое законодательство позволяет в субботу положить готовый протокол в сейф, а в воскресенье его оттуда вытащить, – грустно усмехается нунсовец Юрий Ключковский. – А вообще результат будет во многих случаях известен заранее и его легко спрогнозировать».
Там же, где регионалов будут ожидать сюрпризы, оппоненты не исключают всех вышеперечисленных методов блокирования волеизъявления. И надеются на народные массы, которые станут на защиту своих голосов.
Коментарі — 0