Подстраховка в виде новой старой Конституции могла понадобиться в случае неуверенности в своей команде ...
Переход многолетнего лидера Партии регионов Виктора Януковича на работу на Банковую и его переход в статус почетного главы ПР, породили разговоры о будущем крупнейшей партии. Мол, так ли уж нужна она теперь «бронзовеющему» Януковичу?
А прыть, с которой президентская Администрация протащила через Конституционный Суд возвращение Виктору Януковичу полномочий Леонида Кучмы, только подогрела эти опасения. К чему была эта, мягко говоря, не самая чистая работа, которая отнюдь не добавила Виктору Федоровичу вистов ни на Западе, ни внутри страны? Ведь у новой власти и так все шло по плану: Николай Азаров, понурив голову, стойко принимал президентские нагоняи, а большинство в парламенте, готовое удовлетворить любой каприз Банковой, прирастало штыками. В общем, та самая президентская республика не на словах, а на деле, которая даже «авторитарному» Леониду Даниловичу не снилась.
Подстраховка в виде новой старой Конституции могла понадобиться в случае неуверенности в своей команде и в случае боязни заполучить после парламентских выборов неконтролируемое большинство. Как ни крути, тяжело усмотреть у Виктора Януковича задатки крутого стратега, однако пример Виктора Ющенко, который в течение своей каденции толком не мог рассчитывать ни на лояльный Кабмин, ни на лояльный парламент, убедил Виктора Федоровича, пока не поздно, подложить соломку.
Но есть те, кто заинтересован в расширении полномочий Президента и умножение влияние парламента (в том числе, с виду монолитной, но на самом деле очень разношерстной фракции ПР) на ноль прямо здесь и сейчас – это его аппарат. Казалось бы, у главы Администрации Президента Сергея Левочкина на данный момент и так достаточно влияния на Президента, о чем подробно рассказывали такие члены Партии регионов как Василий Грицак и Нестор Шуфрич. С новыми же правилами АП превращается практически во второй Кабмин. А то и в первый.
«У Президента не хватит на это ни времени, ни возможностей (пользоваться новыми полномочиями – Авт.), а это означает, что он автоматически будет передавать свои полномочия чиновникам, что Конституцией запрещено, – считает Александр Мороз. – Это создает те предпосылки, которые мы наблюдали в натуре при Кучме».
-- Игры Левочкина
С самого начала президентского срока Януковича отмечалось, что к нему особо приближены люди, включенные когда-то в условную «группу РосУкрЭнерго». Однако в Партии регионов, как партийном оплоте Президента и костяке парламентского большинства, их влияние до сих пор серьезно уступало влиянию тех же «отцов-основателей». Стоявшие у истоков ПР «донецкие» недоумевали, почему проект «Янукович», в который они вложили столько сил, достался в пользование людям, о которых тот же Борис Колесников высказывался так: «Если кто-то, в том числе Бойко и Левочкин, будет ставить корпоративные интересы своего бизнеса выше партийных, им в партии делать нечего». Прошелся Колесников и по образу жизни Левочкина, который при декларируемой зарплате чиновника «ездит на бронированном «Мерседесе» ценою в полмиллиона долларов, имеет десяток охранников».
Лучший друг Рината Ахметова так реагировал на высказывания Левочкина заявившего, что в ПР есть «бригада экс-кагэбэшников, обученных профессиональному провокаторству» и «барыги». Целью таких словесных стрел Левочкина были братья Клюевы и их люди, по его словам, активно сотрудничавшие с Тимошенко. Собственно, после оглашения результата президентских выборов Левочкин мог свысока смотреть на своих внутрипартийных конкурентов, поскольку именно «группа РосУкрЭнерго» была ярым противником коалиции ПР и БЮТ в 2009-м (срыв которой Тимошенко недавно назвала своим «фолом») и фактически обеспечила Януковичу победу, которой ни с кем не надо делиться. Кроме, собственно, них самих. А возвращение старых конституционных правил игры позволяет Левочкину и его соратникам рассчитывать на создание в парламенте групп, которые будут ориентироваться лично на них. Теперь, по идее, задача «группы РУЭ» – максимально дистанцировать Президента от ПР, хотя достаточно комичный запрет использовать его образ в партийной агитации – несколько не из этой серии.
У Левочкина перед глазами есть наглядный пример. Раз уж мы упомянули Ющенко, то вспомним, как глава его Секретариата Виктор Балога старался увести патрона из-под влияния «Нашей Украины». Пользуясь моментом, Балога даже создал партию «Единый центр», которая изобразила вялые потуги стать «партией власти», но сам Президент отнесся к этому весьма прохладно, да и партийными делами он, по сути, заниматься никогда не хотел. Кучма же и вовсе не мог рассчитывать на серьезную поддержку «партии власти» в виду отсутствия таковой. Что будет делать с Партией регионов Янукович и насколько эти планы, если они у него есть, будет корректировать окружение, – вопрос.
«Партия регионов постепенно теряет влияние на Администрацию Президента, – прогнозирует директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. – Будет происходить департизация Президента, а с другой стороны, внутри самой Партии регионов группы будут демонстрировать свое несогласие с политикой Банковой».
-- ПР не хватает Суркова
Ожидание того, что конфликты внутри Партии регионов вырвутся наружу, как это довольно быстро произошло в «оранжевом» лагере, настолько затянулось, что в это уже слабо верят сами оппоненты. Нестор Шуфрич немного поговорил – и затих, Инна Богословская и Василий Киселев немного поиграли во фронду и вернулись в лоно Партии регионов. Но заместитель главы партии «Сильная Украина» Кость Бондаренко уверен, что после местных выборов метаморфозы как внутри фракции ПР, так и внутри Кабмина примут необратимый характер:
«После выборов может появиться новая фракция на основе нынешней ПР и перестановки в президентском окружении. Януковичу, чтобы стать Президентом в 2015-м, необходимо стать Президентом всей страны, поэтому и окружение надо будет формировать из представителей разных политических сил».
«Все-таки Янукович считает, что Партия регионов ему еще пригодится, – говорит директор Института имени Горшенина Владимир Фесенко. – Они внешне привязаны друг к другу, как близнецы-братья. Конечно, с новыми реалиями уменьшается партийное влияние, а будет ли оно сохранено в дальнейшем, мы увидим, в частности, по будущему характеру избирательной системы. Если власть будет пытаться идти по российскому варианту, то надо учитывать, что в России велика значимость «Единой России». Если же будут развивать модель Кучмы, то у нас будет внепартийный Президент».
Политолог, правда, считает, что для реализации первого варианта у Партии регионов просто не хватит сил и возможностей:
«Нужно учесть, что в Кремле есть идеолог и технолог – Владислав Сурков. Много внимания «Единой России» уделяют такие деятели, как Вячеслав Володин, тот же Борис Грызлов. Партия регионов же сейчас напоминает монстра, которая имеет своих представителей в парламенте, в Кабмине, в Администрации, но при этом ее партийный аппарат ослаблен. Загоном в партию местной номенклатуры проблем не решить. Нужно подключать молодежь, общественные организации, распространять свои СМИ. Все это вроде бы есть, но функционирует пока слабо».
-- Форпост или обуза?
На минувшем съезде Партии регионов, который перевел Виктора Януковича в статус почетного главы, можно было услышать иронию в словах некоторых регионалов: «Ну вот – еще один почетный глава». Правда, они тут же добавляли: «Но у нас, поверьте, все будет не так, как у Ющенко».
Конечно, до такого состояния, как «Наша Украина», Партия регионов скатится вряд ли, но пока ни у Януковича, ни у нового очень занятого главы партии Николая Азарова руки до нее, по большому счету, не доходят. Хотя процесс пополнения рядов за счет влиятельных руководителей бюджетных организаций на местах идет полным ходом.
«У нас в партию давно нет приема, мы заменили это слово на «отбор», – уверяет «Главком» первый заместитель главы Партии регионов, который и занимается основной «полевой» работой, Владимир Рыбак. – Принимаем в партию мы тех, кто разделяет программу Президента и нашей партии. И то, что в партии 1 миллион 320 тысяч членов – заслуга Виктора Януковича, под авторитет которого люди шли в партию. С нашим политическим лидером мы советуемся по коренным вопросам, касающимся программы и устава, текущие же обсуждаем с Николаем Яновичем».
Замглавы АП Анна Герман заявляет, что у Президента сейчас другие заботы, чем заниматься партией.
«Виктор Янукович интересуется делами украинского народа, жизнью бедных людей, тем, как ускорить реформы, а отдельная политическая партия сейчас не может быть в центре внимания Януковича, даже если это его родная партия, – говорит она «Главкому». – Он заботится о своем народе, например, на этих днях он настоял на отмене дополнительных доплат для студентов. Каждый его шаг идет на пользу людей, а не конкретной партии».
Правда, на вопрос, не отказаться ли тогда Президенту от звания почетного лидера ПР, Герман ответила отрицательно: «Этим бы он очень обидел наших сторонников, тех людей, которые верили и верят в него. И мы очень надеемся на таких людей, которые будут поддерживать Президента в его непростых шагах, потому что проводить реформы и менять страну невозможно без поддержки народа. Партия регионов является форпостом для Президента в этих изменениях. Но мы очень заинтересованы в поддержке всего народа, в том числе, тех, кто не голосовал за Президента на выборах».
Фактически Герман повторяет тезисы о стоящей перед Януковичем необходимости стать Президентом всей страны. И не факт, что родная партия, которая у многих избирателей вызывает идиосинкрозию, может быть ему в этом помощником.
Коментарі — 0