В разговорах о становлении в Украине гражданского общества оптимисты приводят в пример протесты против принятия Налогового кодекса.
В разговорах о становлении в Украине гражданского общества оптимисты приводят в пример протесты против принятия Налогового кодекса. И действительно – при желании можно сказать, что именно «глас народа» (а точнее то, что этот «глас» услышали на Банковой) заставил парламентариев пойти на попятную и отменить собственное голосование за первоначальный вариант кодекса. Далее, как известно, кодекс был переписан и вынесен на всенародное обсуждение, реализация которого, впрочем, вызвала множество нареканий. Предприниматели жалуются, что власть, в итоге, осталась глуха к их требованиям, а если кого и слушала, то «подставных» бизнесменов.
Продолжение (окончание?) эпопеи с Налоговым кодексом было запланировано уже после местных выборов. Кстати, один из участников выборов – Сергей Тигипко – может связывать хиленькие результаты, показанные его партией, как раз с увязкой его имени с негативом, сопровождающим принятие Налогового кодекса.
«Регионалы» анонсировали, что обсуждение и окончательное принятие кодекса должно произойти уже на этой пленарной неделе. Но в связи с огромным количеством поправок, даже если их голосовать практически без обсуждения, за день и даже два управиться не представлялось возможным. То есть под знаком Налогового кодекса должна пройти вся неделя. Предприниматели, уже натренированные в боях за свои права, обещали устроить «последний и решительный» бой как под стенами Верховной Рады, так и на местах. Тут уже вроде как было не до мелких обид вроде тех, что проскальзывали раньше, – когда бизнесмены, игнорировавшие акции протеста, под шумок «стригли капусту» и за себя, и за коллег, радевших за общее дело.
Власть делала вид, что готова к недовольству предпринимателей. Николай Азаров высказывался в том ключе, что любая реформа, бесспорно, имеет свои минусы. В качестве примера он привел в пример увеличение налогов в секторах продажи ювелирных изделий и обмена валюты: «Они (бизнесмены) будут довольны? Будут они нам аплодировать? Не будут, потому что на это надо идти сознательно, что определенная часть занятых в бизнесе аплодировать Налоговому кодексу не будет, она будет выходить и протестовать».
«Определенная часть» бизнесменов начала собираться перед парламентом с утра вторника. Она присоединилась к тем предпринимателям, которые еще после митинга 4 ноября разбили несколько палаток в Мариинском парке. Даже беглый взгляд позволял предположить, что возле Рады сегодня будет аншлаг. Ведь нужно было учесть еще тех митингующих, которые собрались в районе Майдана и должны были подтянуться к месту событий.
Возле парламента тем временем под аккомпанемент песни Кузьмы «Кинули» к народу обратился один из модераторов мероприятия:
«Доброе утро, Украина! Мы собрались здесь по не очень приятному для нас поводу – нас пытаются уничтожить. Здесь с 4-го числа находятся люди в палатках, но никто к ним из коалиции не вышел. Давайте попробуем не расходиться: мы из Киева вам поможем – едой, водой, неважно чем. Ганьба!».
Далее по некоему сценарию слово должны были брать представители различных регионов, предварительно записавшиеся, но началось все с представителя Донецка, которого ведущий объявил с особым чувством. Донецкий гость в очередной раз доказал серьезность представителей этого края. Он зачитал резолюцию о необходимости единым фронтом выступить за отставку Кабмина в полном составе, разработать механизм отзыва депутатов и отказ от партийных списков. Если же власть проигнорирует эти требования, то оратор предложил решить на референдуме вопрос о перевыборах всех сразу, включая Президента. Раз уж разговор зашел о таких глобальных вещах, то и завершил первый оратор патетично: «Донбасс – с Украиной, так есть, так и будет! Слава Украине!»
Дальнейшие выступающие, к которым переходил микрофон, были не так обстоятельны, но зато очень эмоциональны – от криков «Ганьба!» начало свербеть в ушах. В это время мимо промчался ближайший соратник Натальи Витренко Владимир Марченко с фотоаппаратом. Видимо, по старой митинговой привычке он с воодушевленным видом встал прямо возле включенного на полную мощь динамика, но вскоре пропал из виду.
Из динамиков раздавался народный креатив на мотив песни Окуджавы «Ваше благородие, госпожа разлука»:
Заплати налоги – умирай спокойно,
Кто ж такое стерпит, нафиг, добровольно
Приезжайте, люди, в Киев, кто хоте-е-ел,
Под стенАми Рады задавим беспредел.
Показательно, что закончился римейк словами «чтобы не было войны». Тем временем «давить беспредел» подошла колонна с Майдана, которая полностью перекрыла улицу Грушевского. Завидев приближающуюся толпу народа, попытался ретироваться припаркованный на обочине чей-то черный депутатский «мерс» и с некоторыми боями ему это удалось.
«Надо было не пропускать», – буркнул кто-то из митингующих.
Отличительной чертой акции стало массовое использование шумовых эффектов – свистков, ведер и давно не приветствующихся на футболе дудок. Впрочем, стало не только очень громко, но и тесно, и митингующие начали по чуть-чуть расширяться, оттесняя достаточно слабенький милицейский кордон чуть в сторону Майдана. Кордон для приличия слегка посопротивлялся, но затем бросил это дело.
Через толпу на Грушевского тем временем пытались перебежать на другую сторону некоторые депутаты. Например, в митингующих смело нырнул Анатолий Гриценко. «Гриценко – с народом!» – сразу затянули те.
«Депутатов – на базар!» – послышался женский голос из той части толпы, где выделялся плакат «У Києві всі баби – відьми (Гоголь). Азаров, не буди лихо, поки воно тихо!». В общем-то, в Верховной Раде немало депутатов, которые знают, что такое базар, не понаслышке. Корреспондент «Главком» наткнулся на владельца легендарного харьковского рынка «Барабашово» Александра Фельдмана и поинтересовался, как отразится на многочисленных «малых предпринимателей», занятых там, новый кодекс.
«Тут еще надо разобраться, – пробормотал Фельдман, убегая. – Есть ведь оппозиционные силы, которые на «белое» говорят «черное», так что все не так просто, как кажется».
Бывший «полевой командир» Майдана, ныне курирующий нацпроекты в президентском комитете Владислав Каськив прогуливался вдоль ограждения.
«Ну что – это и есть гражданское общество?», – спросил у Каськива «Главком», показывая на митингующих.
Каськив внимательно обвел взглядом окружающих:
«Конечно, и это очень правильно. Не всегда мнение тех, кто там, – кивнул на двери Рады, – и тех, кто здесь, совпадает. И Майдан был во многом из-за этого».
«Профсоюзный» «бютовский» депутат Михаил Волынец рассказывал, что количество митингующих явно превзошло его ожидания:
«Рассчитывал, что будет тысяч 6 – 10, но тут, похоже, все 30. И это притом, что перекрыта трасса «Киев – Чоп», выезд с Умани».
Волынец вместе со своим коллегой Юрием Одарченко стал одним из инициаторов проноса раскрашенных в цвета фракций-«большевиков» шариков с прикрепленным к ним грузом в виде дули, вызвавшей крайне болезненную реакцию (http://glavcom.ua/news/27665.html) спикера. Депутаты большинства решили свести к минимуму «фидбэк» с протестующими и не одобрили трансляцию своего заседания возле здания парламента. Зато проголосовали за продолжение заседания до 22 часов.
Народу же тем временем явно поднадоело оглашать свои требования в воздух и они начали понемногу расшатывать заборчик напротив ВР, а также закидывать площадку перед парламентом монетами, туалетной бумагой и луком. Пролетела даже пара недопитых пластиковых бутылок с водой и ситро.
Особенно нервничала активная блондинка в годах с мегафоном в руках, которая отвела парламентариям десять минут, чтобы выслушать требования митингующих, а затем оставляла за собой право брать здание ВР штурмом. «Горячих голов» остужали барышни, которые, надо понимать, координировали акцию протеста.
«В 1998-м мы мирно стояли, никого не штурмовали, не пили водку (а в прошлый раз, было такое, что пили) – и добились отмены кассовых аппаратов», – убеждала «миротворша». – Не нужно нарушать общественный порядок, поскольку они могут возбудить уголовные дела, и мы не сможем работать, сидя в «каталажках».
В гуще событий иногда оказывались депутаты-«бютовцы», например, один из традиционно активных в такие моменты Роман Забзалюк. «Мы ни во что не вмешиваемся, чтобы никто не придавал этой акции партийного окраса, просто следим, чтобы не было провокаций», – уверил «Главком» Забзалюк.
{16)
«Мы тут ни при чем, – подтверждал его однопартиец Андрей Сенченко. – И дело даже не в том, сколько в Киев народу приехало. В Крыму, например, – в Евпатории, Керчи – люди просто закрыли сегодня магазины и устраивают там аналогичные акции».
Как-то незаметно на площадке перед Радой появился Олег Ляшко, который предсказуемо держался подальше от своих бывших коллег по фракции. Сначала он не привлек всеобщего внимания, остановился и, улыбаясь, стал мечтательно смотреть на митингующих. Когда появились телекамеры и микрофоны, Ляшко по привычке прихорохорился: «Я сегодня вместе с этими людьми. Там, кстати, стоят палатки, которые являются собственностью депутата Ляшко».
От конферансье шоу тем временем впервые послышался знакомый лозунг «Разом нас багато!». Правда, ведущая тут же заметила, что «для Кривбасса, может, этот лозунг не так актуален»…
Надежды, что протесты против Налогового кодекса не будут политизированы, подкрепленные отсутствием какой-либо партийной символики, рухнули после того, как стало известно, что под Раду едет Юлия Тимошенко.
Ее выступление было, с одной стороны, очень правильным и зажигательным, но, в итоге, скатилось к предвыборным лозунгам. Во-первых, Тимошенко несколько раз повторила посыл о том, что на следующих выборах нужно убрать из власти нынешнюю команду. Во-вторых, в который раз прошлась по олигархическим центральным каналам, дающим неполную и предвзятую информацию (отдельно, конечно, был упомянут «Интер»). В-третьих, выразила уверенность, что парламентские выборы состоятся в 2011 году. И, в-четвертых, открыто заявила о возможности революции, если с выборами не склеится. Закончилось ее выступление криками «Ю-ля!» и братанием с народом под аккомпанемент того же «Разом нас багато», откуда были выкинуты куплеты про фальсификации, махинации и Ющенко. Пока Тимошенко обходила периметр, на импровизированной сцене на Грушевского народ криками «Ганьба!» заводил ее бывший соратник Ляшко, который, видимо, посчитал, что сейчас – весьма подходящий повод для начала анонсированной собственной политической карьеры.
Продолжение сегодняшней акции следует, поскольку вряд ли общение представителей митингующих с несколькими депутатами ПР закончилось каким-либо конструктивом. И представители органов правопорядка, явно не ожидавшие такого наплыва людей, уже пообещали «не на диктофон», что охрана Рады в четверг, скорее всего, будет усилена.
Фото: Стах Перфецкий
Коментарі — 0