Кто будет нас лечить в 2030 году? Скандал перед вступительной кампанией

образование
Кто будет нас лечить в 2030 году? Скандал перед вступительной кампанией
Минздрав утвердил особый порядок поступления в медицинские вузы в 2022 году
Фото: ukrinform.ua

Снижение проходного балла выгодно ректорам?

Поступить в медицинские вузы Украины в этом году будет значительно легче, ведь могут подаваться все, кто получил конкурсный балл в 100 и больше. Так произошло потому, что Министерство здравоохранения утвердило особый порядок поступления в медицинские учебные заведения в 2022 году, который предусматривает снижение проходного балла.

Конкурсный балл для поступления на специальности «Право», «Публичное управление и администрирование» и «Международные отношения», например, не может быть менее 140 баллов. Для медицины же, где раньше проходной балл был 150, теперь минимум составляет 100 конкурсных баллов.

Заместитель министра здравоохранения Ирина Микичак пояснила, что университет может устанавливать собственный проходной балл, однако нижняя планка не может быть ниже 100 баллов.

«Если в университете, например, в Тернополе, будет большое количество выпускников, которые хотят поступить именно в этот вуз, и будут высокие баллы за тест, то проходной балл может быть и 180. Если в другом регионе эта отрасль будет неинтересна, то там могут поставить и 120, но не менее 100 баллов», – объясняет Микичак.

Причиной же значительного упрощения порядка приема абитуриентов на медспециальности является то, что из-за пандемии и войны выпускники якобы не могли качественно подготовиться к поступлению. Чиновник утверждает, что упрощения временные, «только на период военного положения». Кроме того, Минздрав намерен устанавливать дополнительный контроль качества образования в медицинских вузах.

«Проблема качества медицинских кадров не в том, какой бал на поступлении. А в том, кто учит и как учит. Абитуриенты в этом году не сдают ВНО, а поступают по результатам мультипредметного теста, где нет проверки знаний наших профильных дисциплин – биологии, химии и т.д. А сдающие предметы – математика, история и украинский язык – не являются определяющими для оценки уровня знания медиков. Поэтому нам важно проверить уровень образования после первого курса – анатомии, физиологии», – отметила Микичак.

Однако решение правительства возмутило бывших должностных лиц Минздрава и врачей. Так, бывшая и.о. министра Ульяна Супрун убеждена, что снижать балл для увеличения количества студентов-медиков – это ошибочный шаг.

«Студентов нет не из-за проходного балла и не из-за какого-то мифического «нехватки рынка», а потому, что половина людей того возраста (потенциальных абитуриентов, – «Главком») воюет, а 25% уехали. Это не имеет ничего общего с рынком, потому что правила не изменились за последние два-три года и в других годах хватало студентов», – отметила она в комментарии в соцсети.

Бывший заместитель Супрун, Александр Линчевский, более категоричен в своих оценках: «Те бездельники, которые не способны получить 150 баллов, теперь будут лечить вас и ваших детей. Да, они сдадут все экзамены, потому что для получения диплома теперь достаточно лишь 50% правильных ответов. Да, они смогут купить оценку, экзамен, диплом, потому что независимый международный экзамен также отменен. Ни министр, ни профильный заместитель никогда не объяснят вам, зачем брать в медицинские университеты абитуриентов, которые даже школьную программу не смогли изучить. Не скажут также фамилии тех, кто это инициировал. И не назовут тех, кого проходной балл 150 не устраивал», – написал он в Facebook.

Он также отметил, что «ректоры хотят набрать контрактников, которые будут платить за содержание всего и всех. Норма в 150 баллов не давала им этого».

Но представители университетов настаивают: нет никакой измены. Как пояснил в комментарии к одному сообщению на эту тему ответственный секретарь приемной комиссии Львовского Национального медицинского университета имени Даниила Галицкого доцент Юрий Кузьминов, для того чтобы подать заявление, нужно сдать ВНО/НМТ (национальный мультипредметный тест – «Главком») и иметь конкурсный балл от 125 (результат каждого предмета, умноженный на весовой коэффициент и собранный в одно целое. Речь идет именно об поступлении в ЛНМУ, однако каждый вуз сам устанавливает минимальный конкурсный балл, но он не может быть ниже 100 – «Главком»). Например, абитуриент с конкурсным баллом 126 подал заявление на участие в конкурсе, принял участие и все. Ибо проходные баллы на бюджет – в пределах 170-180.

Конкурсный отбор для поступления на первый курс будет производиться по результатам вступительных испытаний в форме национального мультипредметного теста (НМТ). Так, рассчитать конкурсный балл можно по формуле:
КБ = К1 × П1 + К2 × П2 + К3 × П3 + ОУ, где КБ – конкурсный балл; П1, П2, П3 – оценки по первому, второму и третьему предметам; ОУ – балл за успешное окончание в год поступления подготовительных курсов высшего образования для поступления в него; К1, К2, К3 – неотъемлемые весовые коэффициенты по предметам национального мультипредметного теста, которые для всех девяти специальностей отрасли знаний «Здравоохранение» составляют: украинский язык – 0,35; математика – 0,4; история Украины – 0,25.
Также в этом году для медицинских специальностей не будут действовать повышенные требования к минимальному количеству баллов по вступительным испытаниям. Заведение высшего образования в правилах приема будет самостоятельно определять конкурсный балл, с которым поступающий допускается к участию в конкурсе.

Другими словами, подаваться теперь может действительно кто угодно, но поступить на обучение с низким баллом все равно не получится: для попадания на бюджет абитуриент должен иметь высокий балл, а количество мест для контрактников также ограничено. Поэтому нынешнее нововведение, по мнению Кузьминова, дает зеленый свет тем, кто мечтает вступать в иностранные вузы на контракт.

«Поступающие с меньшим баллом подают заявление на участие в конкурсе и затем штурмуют приемные комиссии, чтобы им предоставили справку о том, что они приняли участие в конкурсе. И после этого подают документы в Австрию, Польшу и Германию. Этого абсолютно достаточно, чтобы зайти на платную учебу за границей», – объясняет он.

Снижение проходного балла выгодно ректорам

Павел Ковтонюк: «Решение о понижении проходного балла откроет новое поле для коррупции» Павел Ковтонюк: «Решение о понижении проходного балла откроет новое поле для коррупции»

Бывший член команды Ульяны Супрун Павел Ковтонюк, соучредитель Украинского центра здравоохранения (UHC), экс-замминистра здравоохранения Украины в 2016-2018 годах считает, что правительство фактически применяет стратегию… российской армии.

«Результатом будет то, что в 2030-е годы нас будут лечить крайне неквалифицированные люди. А правительство будет тратить кучу денег, чтобы платить им зарплату. 2030-е, напомню, это период нашего восстановления, о котором так много говорит сейчас правительство. Но единственное, что восстанавливают такие решения – это советский строй. Какую проблему мы решаем, допустив на учебу, а затем и на хирургический стол несостоятельных людей? Главное количество, а не качество – стратегия российской армии сейчас в нашей медицине», – отмечает он.

Ковтонюк также напоминает, что до 2018 года в медицинские вузы был самый низкий среди всех специальностей проходной балл – 130.

«Из-за этого туда шли те, кто не мог поступить на другие специальности. Обратная селекция... Теперь это не 130, а 100. В своем посту Минздрав называет уже отмененный минимальный проходной барьер в 150 баллов «повышенными требованиями». О нет. Повышенные требования – это то, на чем настаивала наша команда в 2018 году – 180 баллов. 150 – это были минимальные, компромиссные требования», – подчеркивает он.

Поднятие проходного балла в 2018 году вызвало возмущение у руководителей медицинских вузов и части тогдашних народных депутатов. В Общественном совете Минздрава такое решение приветствовали.

В блиц-интервью «Главкому» Павел Ковтонюк подробнее разъяснил свое отношение к снижению проходного балла ВНО при поступлении в медицинские вузы.

Что вы думаете о таком подходе: дать возможность поступить всем желающим, а затем отчислить тех, кто не сдаст первую сессию?

Тогда нужно предусмотреть в законе, что будет следующий этап отбора, потому что это означает, что окончательный отбор отложен. Если же это нигде не прописать и судьбу этого второго круга отбора будут решать сами университеты, я уверяю: вузы будут содержать как можно больше студентов – по финансовым соображениям.

Решение о снижении проходного балла направлено не на увеличение количества врачей на рынке труда, а на получение ректорами финансирования. И через год ничего не изменится, деньги будут так же нужны, потому массово отчислять студентов они не будут. Плюс это откроет новое поле для коррупции, потому что масса студентов, которые не смогут сдать экзамены, будут пытаться решать вопросы другими способами.

Целесообразно ли снизить проходной балл именно на период военного времени?

Я считаю, что война не отменяет стандарты образования. Она может отменять различные процедуры, касающиеся абитуриентов или университетов, но отнюдь не качество образования.

Если мы снизим качество образования для того, чтобы подобрать детей, на выходе мы получим недостаточно квалифицированных профессионалов. Можно отложить поступление, дотировать университеты или придумать другой способ подстраховать сейчас вузы. Но снижение проходного балла – это самое плохое решение.

Сниженный проходной балл призван решить проблему недобора на специальность.

Когда мы говорим о якобы недоборе, мы должны задать вопрос – а по сравнению с чем? Разве мы знаем, сколько нам сегодня, в 2022 году, нужно набрать студентов, которые будут учиться на врачей, и закончат обучение в 2030 году? Мы вообще не можем сейчас предположить, каким будет количество населения в 2030 году. Счесть можно будет только после нашей победы, после завершения войны.

Если проходной балл уже опустили, какие решения нужно принять?

Следует внести в постановление уточнение, что это правило будет действовать не дольше, чем до следующей вступительной кампании.

Системные решения находятся в другой плоскости: необходима реформа медицинского образования. Скорее всего, следует сократить количество университетов, потому что до войны врачей у нас было несколько больше, чем требовало население. Да, не сильно, и не по всем специальностям, но это факт. При этом следует существенно повысить качество образования. Если мы говорим об восстановлении страны, об улучшении медицинской системы, то без такой реформы в 2022 году не обойтись, чтобы в 2030 году у нас качество образования уже было высоким.

Уточните, каких врачей у нас многовато, если и врачи, и медсестры, которые выехали за границу и начавшие получать там значительно большие зарплаты, могут не вернуться?

Посмотрим на картину в целом: уезжает не только медперсонал, но и потенциальные пациенты тоже. И сейчас мы не имеем ни малейшего представления, кто вернется, а кто нет. Скорее всего, решение о возвращении люди будут принимать в августе-сентябре: когда будут решать, где их дети будут ходить в школу.

На самом деле меня беспокоит не та миграция, которая происходит сейчас, а та, которая будет происходить после окончания боевых действий. Ведь сейчас основная мотивация людей – быть в безопасности. Меня интересует следующая волна миграции, когда будет крайне тяжелой экономическая ситуация, и люди будут уезжать из страны осознанно и навсегда. Эту волну можно предупредить только сигналами о том, что страна будет сильно меняться – возможно тогда люди останутся.

Будь я молодым врачом, который планирует строить в Украине карьеру и семью, вчерашнее решение правительства точно натолкнуло бы меня на мысль о выезде.

Наталья Сокирчук, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: