Банкопад или что происходит с мировой экономикой
Волна банковского переполоха перелетела океан и добралась до Европейского Союза
Неделя прошла под знаком банковского переполоха, заставив некоторые неокрепшие умы кричать о том, что рынок снова увидел «момент Lehman Brothers». Все началось с банка калифорнийский стартаперов, который, как оказалось, относился к риску примерно также, как сами стартаперы и торговцы криптовалютой. В результате, рост ставок в сочетании со стратегией «бери короткие депозиты и покупай длинные казначейские обязательства, попивая коктейль на берегу» привел к такой дыре в капитале банка, которую акционеры восполнить не смоги. Плюс в том, что регуляторы в США, наученные горьким опытом 2008 года, тут же бросились спасать всех клиентов, показывая, что это не должно пойти дальше. Хоть зараза распространилась и на еще один калифорнийский банк, видно климат там такой, что к рискам относятся схоже. Этот банк, First Republican, вообще спасают от дыры в ликвидности всем миром, организовав депозит в нем на 30 млрд долларов от крупнейших банков США. Которым вся эта история, конечно же, не нравится и очень не хочется, чтобы она подорвала доверие и их клиентов. Все-таки там сидят люди, которые еще очень хорошо помнят осень 2008 года.
Волна банковского переполоха перелетела океан и добралась до Европейского Союза, вернее, до Швейцарии. И тут ни за что ни про что пострадал Credit Suisse, который, в общем то, в данный момент ничего плохого не делал и, как писали классики, «сидел примус починял». Но репутация за последние годы у него сформировалась не самая швейцарская и ситуация с ним напоминает историю со школьным хулиганом, к которому пришли сразу же после того, как кто-то разбил окно в классе для рисования и ему не помогает даже тот факт, что в этот момент он кушал пирожки с чаем у бабушки. Тем более, налажал дедушка, один из представителей саудовских акционеров, который бросил неосторожную фразу о том, что уж в капитал они деньги доносить не будут. И долги банка полетели вниз, что привело к тому, что в один момент еврооблигации Credit Suisse торговались практически на одном уровне по цене с еврооблигациями украинских государственных банков. В результате пришлось вмешиваться уже швейцарскому регулятору, который пообещал помочь финансовому учреждению с ликвидностью на 50 млрд франков. После чего все расслабленно выдохнули. И подумали о том, что с капиталом то у банка все и так хорошо. Позитивной стороной всей этой катавасии стала капитуляция быков на рынке нефти. Даже выход Китая из ковида и безжалостной борьбы с ним, похоже, не помог достаточно восстановить спрос, а множество блуждающих российских танкеров, которые как души грешников не могут найти себе пристанище, только подчеркивают профицит на рынке нефти. В результате, за неделю стоимость барреля Брента обвалилась более чем на 10% и с утра пятницы торгуется около 75 долларов.
Вряд ли фондовые рынки выдохнули надолго, потому как пока что мы явно увидели только первые ласточки повышения ставок, когда вылазят самые очевидные разгильдяи. Все-таки десять лет в мире с бесплатными и бесконечными деньгами не могут пройти просто так. Сейчас у рынков образовалась надежда, что теперь уж ФРС точно обождет с ростом ставок, а если и пойдет на этот самый рост, то не так рьяно. Впрочем, в четверг ЕЦБ поднял ставку на 50 б.п., чтобы там не думали инвесторы, правда, присовокупив это мягкими вербальными ласками. В результате недели американских горок рынок остался практически на месте, более того, индекс S&P500 даже подрос на 40 пунктов и откроется в пятницу на отметке в 3960 пунктов. Украинский сегмент суверенного практически не пострадал. В конце концов мы и так лежим на дне, а влияние любого кризиса на экономику Украины во время войны будет косметическим. Обращает на себя внимание активность акционера Кернела, менеджмента компании, которые после своих акций принялись за облигации, скупая их с рынка более чем агрессивно, иногда покупая даже выше рынка, торопясь, как будто бы завтра-после завтра все узнают, что компания владеет землей, под которой найдены залежи нефти и газа на уровне Катара.
Ключевыми событиями для Украины на этой недели стали несколько жестов доброй воли со стороны России. Сначала кремль заявил, что они, конечно же в рамках доброй воли, продлевают зерновую сделку на 60 дней. Да, всего на 60 дней, как раз до выборов Эрдогана, но это позволит вывести аграриям большую часть накопившегося урожая прошлого года. И даст уверенность, что сеять таки надо. Судя по всему, одним из способов по стимулированию россиян к жесту доброй воли стали игры с параллельным импортом, идущим в Россию через Турцию. В процессе переговоров он вдруг остановился, а после жеста доброй воли, пошел, как будто бы ничего и не бывало. Что будет после выборов в Турции сейчас предсказать невозможно. Эрдоган по опросам отстает от своего соперника на целых 10 пунктов и сфальсифицировать такое отставание будет очень трудно. Видимо, российские власти надеются, что в процессе избирательного хаоса Турции будет тяжело давить на Москву и они смогут таки выторговать себе хоть что-то в майских переговорах. Понимая это, ООН, Турция и Украина настаивают на сделке на 120 дней, говоря, что любое продление сделки будет сразу продлением на 120 дней. Видимо для того, чтобы игнорировать российские хотелки через 2 месяца.
Вторым радостным событием для Украины стала победа в Суде Лондона по делу «долга Януковича». Пока победа не окончательная, а только процедурная. Высокий Суд решил, что это дело не должно рассматриваться впопыхах и надо идти по долгой процедуре, основываясь на том, что вполне возможно этот долг Янукович брал под дулом пистолета. И доказать обратное, похоже, придется теперь самим россиянам и делать это придется на фоне развязанной ими войны, что не усиливает их позиции в суде. Так что вероятность того, что 3 млрд долларов государственного долга можно будет просто списать существенно выросла. Правда пока он будет оставаться на балансе, ведь длинная процедура займет годы, если не десятилетия. А на внутреннем рынке Нацбанк загадал всем задачку из высшей математики, оставив ставку без изменений, на уровне 25% и одновременно с этим, снизил ставку по овернайт депозитному сертификату с 23% до 20% плюс анонсировав инструмент ввиде трехмесячного депозитного сертификата со ставкой, скорее всего в 25%, который точно станет конкурировать с ОВГЗ от Минфина. И посчитать сразу эффект от этих решений очень трудно, если в принципе возможно. Нацбанк точно хочет заставить банки повысить депозитные ставки. Вызывая у правительства приступ головной боли от перспективы конкурировать с трехмесячными депозитными сертификатами и повышать ставки по ОВГЗ на фоне пересмотра бюджета, которому добавили плюс 500 млрд расходов, прежде всего на армию. Пересмотр бюджета был лишь делом времени, ведь в базовом сценарии закладывали окончание активной фазы войны к лету, а сейчас очевидно, что этого не случится. Даже в случае крайне успешного контрнаступления.
Коментарі — 0