Бензин в Украине: почему местами сухо?
В декабре в Украину поступают рекордные объемы импорта и бензина
В нескольких сетях пропал бензин и не только. В частности, это сети «Укрнафта» и БРСМ. Это на самом деле немало, ведь суммарно оперируют почти 750 АЗС – более 15% от общего количества. Поэтому неудивительно, что на несколько часов исчезает бензин и в некоторых популярных сетях. Что произошло?
Анализ данных показывает, что в декабре в Украину поступают рекордные объемы импорта и бензина и ДП, которые ощутимо выше «горячих» летних месяцев. Если без подробностей, то недельные поставки бензина в декабре на 30%, а дизеля на 25% выше, чем в предыдущие четыре месяца.
Ажиотажа нет, половина работающих станций пустуют в ожидании покупателей. Следовательно, нет и системной проблемы. Речь идет о локальных обстоятельствах и факапах.
После внезапной «национализации» «Укрнафта» в начале ноября осталась без поставщика горючего – группы «Приват». Это не вся проблема – «приватовцы» также обеспечивали логистику, а для сети более 500 АЗС это 80-100 машин. На неделю назад, по словам нового главы компании Сергея Корецкого, в сети работало всего 20 АЗС, правда, часть была в ауте из-за отсутствия генераторов. Он сообщил, что горючее ищут, надеются возобновить продажу в течение недели. По бензовозам хотят провести тендер на покупку.
По имеющимся данным, пылесосили горючее с рынка и «приватовцы».
Думаю, не в последнюю очередь именно это, а не фактор блекаута и паники повлек за собой дефицит и подъем цен на оптовом рынке в конце ноября.
БРСМ. Это настоящая неожиданность. Даже сборная Швейцарии в четвертьфинале ЧМ пропустила меньше голов. Я наблюдаю за одной из их станций в Киевской области, там бензина нет уже неделю, три дня не было дизтоплива.
Напомню, что весь объем бензина БРСМ производит на своих нефтебазах и мини-НПЗ – это даже можно прочесть в документах у них на станциях (если внимательно читать), в любом случае, паспортов на заводское горючее вы там не найдете. Бензин производят путем смешивания прямогонного бензина с мини-НПЗ (кстати, летом БРСМ приобрели еще один «миник»), заводского бензина, спирта и других компонентов. Законодательством это не запрещено, вопрос в налогах, но сегодня не об этом. (Хотя кто знает, может налоговики снова там что-то арестовали?)
Судя по тому, что альтернативное топливо (так называемый спиртосодержащий бензин) на БРСМ есть, прямогон и биоэтанол есть. Но из этих компонентов не сделаешь нормальный А-95, надо добавлять заводской продукт.
Кажется, кто-то просто упустил со снабжением. Волна неожиданного спроса после обстрела 23 ноября вымыла продукт из сети, а купить новый оказалось проблематично. Представитель сети в комменте жалуется на высокие цены в Европе.
На самом деле, тряхнуло всех. С одной стороны очереди из желающих долить 5 литров до полного и генераторы, с другой – парализованный из-за ожиданий эмбарго европейский рынок и обесточенная таможня, а теперь еще и погода. (Кстати, очередь на румынской границе в сторону Украины на вчера была 17 км, за день двигалась на целых 3 км. Коллапс на трассах произошел и в Польше).
Но у кого-то есть диверсифицированные и нередко дорогие контракты, заботясь о клиентах и стране, а кто-то пытается работать изо дня в день, чтобы внезапно не переплатить пару долларов. Но в этот раз не прокатило. Бывает.
Во всяком случае, поставки сейчас очень высоки, поэтому предпосылок для бентеги нет. Правда, цена на внешнем рынке за неделю прибавила $100/т, но это пустяки по сравнению с полноценным обеспечением! Не так ли?
Коментарі — 0