Что вас держит в Московской церкви?
Священнождунство
Меня как обществоведа по специальности интересует мотивация людей.
Очень интересный случай – священство УПЦ МП.
Уже их материнская контора и священную войну Украине провозгласила, и молится за убийства украинцев (в том числе и священников УПЦ МП, которые под руку попадают), и отчикрыжила доходные приходы на временно оккупированных территориях.
И все равно большинство из священников МП не спешит покидать эту организацию. Лишь около четверти общин, которые переходят из МП в ПЦУ, переходят вместе со священником.
Конечно, хватает объяснений и относительно материальных выгод, и давления, и давних обид или просто привычки. Но все эти аргументы – вопрос мотивации священноначалия и авторитетных отцов, которые способны убеждать и вести за собой других.
Что держит в московской церкви их? Ведь большинство их сознают правду. Грамота московского патриарха Алексия, которую они оставили в измененном уставе, не оставляет пространства для маневра.
Церковная организация, соединенная с мировым Православием через РПЦ, является частью РПЦ. «Структурным подразделением», говоря языком устава РПЦ.
Иерархи и авторитетные священники РПЦ не могут этого не знать. Но продолжают лукавить.
Кто-то напрямую связал судьбу с Москвой. И ждет, пока кремлевский бес придет им на помощь. Например, вытеснит из Украины возвращение привилегий московской церкви как условие к «перемирию». Как уже едва не случилось в Стамбуле в марте 2022 года. Тогда от этого спасли ВСУ, которые поставили северную группировку россиян в тупик и вынудили к бегству. А открытые преступления Бучи и других замученных городов сделали «перемирие» невозможным.
Кто-то ждет, что власть, теряя рейтинг, будет искать поддержки среди «ждунов» в обществе. Определенную надежду им дает волокита с принятием закона о запрете РПЦ – похоже, для власти этот аргумент таки существует.
Кто-то надеется на деньги новинских и дорого оплаченную ложь, которую лоббисты льют в уши западных политиков.
А кто-то грезит просто о несбыточном – что Вселенский Патриарх сжалится над их печалью и традицией личной неприязни к ПЦУ, и дарит им экзархат в купе со ставропигией. Об этом же точно говорил знакомый сосед старшего помощника младшего пономаря близ Фанара.
Все это – невыполнимо. Но все это, и каждое в отдельности, и многое другое – сдерживает от единственно возможной честной позиции. Отречься от Москвы и вести диалог об объединении с ПЦУ. Исторических примеров достаточно. Была бы воля.
А волю надо стимулировать. В том числе и законодательно. Иначе «структурное подразделение» московской церкви и дальше будет проклинать защитников Украины и ждать торжества ее врагов.
Коментарі — 0