Почему переговоры с Россией не гарантируют скорейшего окончания войны
Момент, когда мы или россияне будем вынуждены просить о переговорах действительно наступит, и пока никто не скажет когда
О переговорах, wishful thinking и реальности.
«Переговоры вот-вот начнутся! И это предательство!» – пишут одни.
«Переговоры нужно начинать, потому что иначе совсем кабзда / потому что надо выборы, чтобы забрать власть / потому что я хочу свалить с «этой страны», пишут разные другие.
«Переговоры уже идут и вот-вот произойдет предательство (победа)», говорят свидетели «измены» или неконтролируемые оптимисты.
Все эти модели ожиданий – они о wishful thinking. Почти все авторы этих тезисов исходят не из имеющихся улик или рациональных ожиданий, а из удобных. Для своего психологического состояния.
Чтобы переговоры состоялись и были успешными должны существовать:
- Поле для компромисса. То есть стороны должны согласиться либо на фиксацию статуса, либо быть готовыми к уступкам.
- Мотивация сторон их вести. Стороны гипотетических переговоров – это не только Украина и Россия. Это еще как минимум США и Китай.
- Легитимная нейтральная площадка.
Ключевое – мотивация их заработной платы, конечно.
В чем может быть интерес Украины?
- Время на перегруппировку: укрепить оборону, переподготовить армию, получить и произвести орудие.
- Восстановление и стабилизация: восстановление инфраструктуры и экономики, привлечение инвестиций, вступление в ЕС и снижение внутренних напряжений.
- Возможность дождаться коллапса режима. СССР развалились уже после завершения Афганской войны, а Путин очень старается, чтобы довести Россию до коллапса.
В чем может быть интерес России?
- Содержание оккупированных территорий. Содержание оккупированного можно легко объявить победой.
- Снижение внутреннего напряжения. Мы не знаем достоверно, насколько Россию трясет изнутри и насколько Путин верит в собственную неуязвимость. Но маркеров напряжения и кризиса уже сейчас хватает.
- Уменьшение военной поддержки в Украине. Чтобы сделать Украину менее способной к активному сопротивлению.
- Дождаться пока Украина регрессирует и появится возможность получить все политическим путем.
Принудить Украину к переговорам просто. Достаточно обрезать деньги и оружие. И мы тупо не увезем. Крупнейшие экономики мира не вывезли Первую или Вторую мировую войну без кредитов и поставок.
Принудить к переговорам Россию сложнее. Потому что РФ должно испытывать реальное давление от США без противодействия Китаю, а Путин либо видит возможность зафиксировать победу, либо угрозу своему режиму. А какой интерес у «больших»?
Из США все ясно. Можно будет политически и военно сконцентрироваться на противостоянии Китая. И снизить риск эскалации в Европе. Плюс откроется окно вожделенных возможностей для совместной с Индией попытки отвлечь Россию от Китая.
Плюс завершение войны сейчас – это политическая победа нового президента. Ибо провалы и неудачи все спишут на Байдена, независимо от того, на каких условиях война закончится.
У Китая есть одна базовая причина не желать никаких переговоров: это первый пункт американских причин. Но есть резоны и стремиться к мировой и региональной деэскалации:
- Стабильность на мировых рынках. Китай заинтересован в стабильности мировых рынков и торговле. Потому что экономический кризис в Китае создает угрозу режиму. И пока они с ней не справились.
- Позиция посредника между Россией и Западом (Европой в первую очередь) может помочь Китаю позиционировать себя как агента стабильности и усилить раскол между ЕС и США.
Теоретически возможно все, что угодно. И что переговоры уже идут. И что поведение Байдена – это принуждение Украины более мягкими, чем Трамп методами. И что Путин понимает, что у него растут внутренние риски, поэтому ведет наступление зерграшем, чтобы вот успеть хватить побольше. И что Китай готов сыграть роль «доброго папаши».
Но даже в перечисленных мною базовых пунктах много противоречий в интересах сторон, на рациональность которых не приходится надеяться. Поэтому я бы не советовал надеяться, что «война вот-вот закончится».
Наша стратегия – истощать Россию и минимизировать собственные ошибки – не изменилась. А момент, когда мы или россияне будем вынуждены просить о переговорах, действительно наступит. И пока никто не скажет когда.
Простите, что не добавляю «предсказуемости». Но желаемый самообман никому еще не помог.
Коментарі — 0