За что россияне ещё скажут украинцам «спасибо»
Из вполне цивилизованной нации россияне превратились в дикую, ликующую толпу
Когда после бегства Януковича Россия перешла к активным военным действиям в Украине в стиле имперской политики времен московского царя Ивана III, у украинского народа и украинских элит это вызвало шок. Потому, что миллионы украинцев, родившиеся в СССР, и миллионы, родившиеся уже в независимой Украине, были воспитаны в традиции «русские и украинцы - братья навек». В СССР они были просто составными частями сложившейся, как было объявлено вождями КПСС, исторической общности под названием «советский народ», в период независимости русские (точнее, «россияне») были братским народом, еще недавно входившим в единое с украинцами государство, о чем молодым украинцам рассказывали родители и учителя.
И метаморфоза, произошедшая с «братским народом» в считанные недели, когда из вполне цивилизованной нации россияне превратились в дикую, ликующую толпу «крымнашистов», поразила воображение украинцев нереальностью и абсурдностью происходившего, вплоть до желания ущипнуть себя.
Всем нам, украинцам, казалось, что это минутное затмение, и россияне возьмут себя в руки, после чего все станет по-прежнему. Однако дни шли за днями, недели за неделями, и психологическое состояние россиян не только не улучшалось, а, скорее, ухудшалось. Радостно последовавшие за самыми вопиющими в своем абсурде образчиками пропаганды («распятый мальчик»), и даже смирившиеся с поступавшими в их страну многочисленными «грузами 200», россияне захлебнулись в своей ненависти к «украинским фашистам» и «киевской хунте». Самым поразительным для меня стало, что к этому «сатанинскому вою» примкнули и представители так называемой российской интеллигенции. Россияне стремительно теряли свою социальную адекватность и вменяемость.
Конечно, осталось много россиян, которые не потеряли разум, но они составляют относительное меньшинство. Мы знаем из российских социологических опросов, что их не более 15%.
Та готовность и радость, с которой россияне приняли «их возвышающий» циничный бред российских пропагандистов, наводит на грустные мысли о качестве так называемого общественного образования в России и о степени самостоятельности мышления ее граждан. Большое количество открытых информационных источников, которые были доступны россиянам, никак не смогли конкурировать с российским телевидением в борьбе за общественное сознание.
Но главное, почему интернет проиграл телевидению, на мой взгляд, состояло не в силе пропагандистских утверждений Дмитрия Киселева, а в том, что россияне, выражаясь словами их любимого поэта Пушкина, хотели обманываться («ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»).
Но если поэт обманывается возникновением у него прекрасного чувства любви, то россияне обрадовались возникновению в себе «прекрасного» чувства ненависти к своим вчерашним братьям, вся вина которых состояла в том, что они захотели стать свободными от насквозь коррумпированной власти, от презирающих народ украинских олигархов, в то время как россияне (не все конечно, но большинство) мазохистски радовались своему рабству перед становящимся все более и более тоталитарным российским государственным аппаратом.
Украинцы же, наоборот, не потеряли эту социальную адекватность. И я, как представитель украинского народа, несказанно этому рад. Невзирая на то, что это мы подверглись военному нападению со стороны России, а военная история знает, как народу тяжело не ожесточиться в таких случаях, украинцы не воспылали ненавистью к россиянам и даже относятся с состраданием к тем, кто поддерживает преступный путинский режим, так как они оболванены российской государственной пропагандой.
Кроме этого, война постепенно начинает выводить украинцев из того состояния социального сомнамбулизма, в котором они находились все годы независимости. Будем откровенными: Украина получила независимость в 1991 году не потому, что сражалась за нее, а в результате самороспуска советских элит, уставших нести бремя «проекта СССР».
Украинцы стали понимать, как прав был Гете, утверждавший, что «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой». И теперь не только диссиденты, но и простые украинцы начинают понимать, почему сотни и тысячи украинских интеллектуалов гибли в советских лагерях. Понимают, что они гибли за их нынешнюю свободу. Два состоявшихся Майдана в Украине - это не исключение из правил, это логичный пример реакции украинского общества на несправедливое поведение национальных элит. И в Украине любое насилие элит будет всегда получать адекватный общественный ответ.
Украинцы и так, даже в рамках СССР (где, как пел герой Столярова в сталинской киноагитке «Цирк», так вольно дышит человек), пожалуй, почти наравне с прибалтами, были одними их самых вольных граждан. Теперь они еще больше распрямляют спины.
И вот этого онтологически не могут понять ни российские элиты, ни их рабский народ (наверное, по определению - раб не может понять мотивов поведения свободного человека). Они не понимают, что уже проиграли войну за Украину. Потому что украинцы - не скот, они уже больше никогда не пойдут в стойло, где плохо, но гарантированно кормят, правда, иногда устраивая голодомор на грани геноцида. Что они лучше выберут смерть, как те защитники Холодного Яра, которые предпочли смерть на свободе жизни в стране «несказанно светлого будущего», которое почему-то никогда не наступает.
Потому что украинцы интуитивно чувствуют вызовы современного мира. Они понимают, что современное экономическое и социальное развитие нации возможно только тогда, когда нация состоит из индивидуально свободных, вольных людей. Только такие подходы в современном мире социальных сетей и технологических инноваций позволят Украине состояться как обществу и государству в мировой конкуренции наций и государств. И потому украинцы говорят «да» свободе и «нет» рабству. И чем быстрее это поймут наши северные «партнеры», тем лучше, причем в первую очередь - для них самих.
Но, к сожалению, я тут больше пессимист, чем оптимист. Выбрав войну с братским народом, а не национальное развитие и мир, авторитарная путинская Россия пройдет дорогу до своего исторического конца, в перспективе которого закончится ее имперская парадигма, и лишь после этого народ России получит шанс освободиться. Так, как это сделал украинский народ, проложив россиянам дорогу к свободе. За что россияне братскому украинскому народу еще скажут историческое спасибо.
Коментарі — 0