Массовые беспорядки в Украине, или К вопросу о квантовой политологии
Несколько лет назад у меня был характерный спор с одним крупным американским экспертом, который просвещал украинскую власть по поводу возможного сценария развития нашей страны.
Несколько лет назад у меня был характерный спор с одним крупным американским экспертом, который просвещал украинскую власть по поводу возможного сценария развития нашей страны.
Я говорил, что при определенных условиях массовые протесты и беспорядки в Украине возможны и даже неизбежны. И связано это с тем, что в любом обществе есть достаточное количество людей, не любящих и даже ненавидящих власть. А еще есть приличное количество людей, которые психологически всегда и при любых условиях и режимах настроены на перемены («мы хотим перемен!»). Поэтому застрахована от массовых протестов и потрясений только та власть, которая нелюбовь к себе и желание перемен постоянно абсорбирует в некие масштабные реформы. Наверное, поэтому во всех более-менее благополучных странах реформы перманентны. На одном полушарии, например, постоянно реформируют социальную и медицинскую страховку, на другом – планирование семьи и т.д. Страна, которая не участвует постоянно в глобальных реформах, неизбежно получает глобальные протесты, бунты, бесчинства, поджоги и пр.
А мой американец, с несколько высокомерной иронией посвященного человека, говорил, что это абсолютно нереально. И вот почему. Во-первых, по его мнению, демографический фактор: массовые беспорядки возможны только там, где молодежи больше, чем пожилого населения. А Украина – самая старая, по возрастному соотношению, страна в Европе, и даже в мире. Во-вторых, фактор географо-климатический: бунты возможны в основном в странах, лежащих южнее «ревучих сороковых». Поскольку для длительных беспорядков нужна более-менее комфортная погода. В-третьих, фактор религиозный: столкновение более вероятно там, где сталкиваются непримиримые религиозные конфессии…
И вот сейчас я смотрю на экран телевизора и вижу, как рушится концепция моего коллеги и подтверждается моя. Хотя меня это абсолютно не радует, а фатально удручает.
Какая демография? Если по мостовой на коленях ползают старушки и скрюченными пальцами выковыривают изо льда и снега заледенелые булыжники, чтобы передать их в руки одним своих внучатам, которые собираются ими проломить головы другим их внучатам.
Какой теплый климат? Если бравые уличные вояки во время штурма милицейских цепей обнажаются в десятиградусный мороз до пояса. То ли для того, чтобы подальше метнуть в своего сверстника в форме бутылку с напалмом. То ли потому что их греют взгляды преданных горячих девчат. То ли потому что кто-то пересказал им психологические наставления из учебников по герилье о том, что обнаженный по пояс штурмовик выглядит для журнальной картинки особенно фотогенично и трогательно на фоне облаченных в тяжелую амуницию людей.
Какая религия? Если у нас социальную ненависть к тем, кто имеет более дорогую тачку, или национальную ненависть к тем, кто имеет другую форму носа, да еще говорит на другом языке, умеют накалять до уровня варфоломеевской ночи…
Так что паршиво, страшно и даже ужасно, что мой прогноз подтвердился. Но вопрос не в этом, а, как всегда, в том, кто виноват и что делать.
Вначале я уже сказал, что любая власть, которая не занимается дельными, назревшими, востребованными реформами, всегда получит «перемены», причем в самом брутальном виде. И поэтому она, по определению, виновата. Было ведь очевидно, что наше неофеодальное общество будет трансформироваться в буржуазное - либо путем эволюционно-реформаторским, либо путем революционно-бунтарским.
Но проблема в том, что любая власть не способна сама себя реформировать, не отталкиваясь от какой-то внятной, реальной, ощутимой силы, которая обычно называется «оппозицией». Именно в этом главная миссия оппозиция в цивилизованных странах, а не в устраивании перманентных вертепов, перформансов и ночных концертов. И вот здесь-то начинается главная мистика.
Когда-то давным-давно мне пришлось в киевском университете прослушать курс физики у молодого, но очень продвинутого преподавателя. Тогда-то он рассказал нам о кризисе классической физике в 60-70-х годах. Если я правильно помню, именно тогда физики с удивлением обнаружили, что атом – это не последняя инстанция, на которой держится мир. Сам, казалось бы, неделимый атом распадается на причудливый и живущий по другим законам квантовый мир элементарных частиц. Причем эти частицы ведут себя настолько по-разному, настолько непредсказуемо, даже «дико», сточки зрения классическим законов, что их тут же окрестили «зоопарком частиц».
В этой концепции меня также потряс образ, который называется «котом Шредингера» - это кот, помещенный в мир элементарных частиц, который, находясь в поле их закона, одновременно является и живым, и мертвым.
И вот сегодня я вижу полную аналогию того кризиса классической физики с возникающим на глазах кризисом классической политологии. За последнее время главным, последним и неделимым «атомом» политического процесса считалась политическая партия. И саму демократию представляли в основном через взаимодействие, интриги, конкуренцию политических партий. Причем так думали не только политологи, а, что более важно, так думали лидеры всех политических партий.
Но протестная ситуация в Киеве показала, что классическая политология умерла. Оказалось, что каждая партия – это «зоопарк более мелких политических квантов», которые ведут себя совершенно по другим законам. Оказалось, что все парламентские украинские партии - и от власти, и от оппозиции – распадаются на громадное количество «свободных радикалов» - свободных от обязательств, лидеров и даже от самой политики.
Оказалось, что политические партии в Украине превратились в «партии Шреденгера»: когда они утверждают собственный партийный бюджет – они вроде бы живы; а когда необходимо повлиять на политическую ситуацию – они вроде бы уже мертвы. Напомню, суть политики – это всегда согласование интересов. Суть политических партий – это отстаивание интересов своей группы. Сегодня все партии не в состоянии это сделать, поскольку они распались на «кванты» - какие-то микрогруппы от политических радикалов до футбольных фанов-беспредельщиков. А суть этих вдруг обнажившихся «квантов» - это отстаивание не интересов, не принципов, не стратегии, а только права на ненависть.
Классическая физика до сих пор не может описать квантовый мир, даже используя замечательную математическую теорию групп. А вот теперь и классическая политология не в состоянии описать и объяснить политическую ситуацию, а, значит, и повлиять на нее. Поскольку на глазах возникает запредельный, а точнее беспредельный мир неуправляемых политических элементарных частиц. Громадный коллайдер в центре Киева разгоняет энергию ненависти этих частиц до запредельной энергии атомного взрыва.
Эх, жаль, нет Шерлока Холмса! Может, он мог бы сказать: «Это элементарно, Ватсон! Но все-таки завтра начинаем глобальные реформы!».
Специально для «The Kiev Times»
Коментарі — 0