Євген Іхлов Правозахисник

За что россиян будут расстреливать?

Принятый Госдумой Федеральный закон и частный комментарий к нему

О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности"

Положения, вызывающие вопросы и опасения

ТЕКСТ ЗАКОНА: 1. "Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право на применение боевой техники, оружия, специальных средств

и физической силы лично или в составе подразделения (группы),

а командиры (начальники) отдать приказ об их применении в случаях

и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Видимо, это все сотрудники ФСБ, т.к. ниже в этой статье специально указаны те из военнослужащих, кто участвует в защите границы: "Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, участвующие в защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".".

КОММЕНТАРИЙ: В законе еще упоминается гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, но остается неясным – относится ли применение силы, спецсредств и оружия и к его полномочиям?

ТЕКСТ ЗАКОНА: 2. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь отсутствует даже такое слабое ограничение, которое внесено в проект другого аналогичного законопроекта (применительно к Уголовно-исполнительной системе - УИС).

А именно: после приведенных выше слов добавить "если применение силы, спецсредств и оружия признано правомерным".

Это тот минимум, без которого освобождать от ответственности за причинение вреда НЕВОЗМОЖНО! Хотя правозащитники предлагали более сильное ограничение такого освобождения только обстоятельствами, отнесенными уголовным законом к не подпадающим под уголовное преступление (самообороной, крайней необходимостью и т.п.).

3. В новых статьях 14.1 – 14.5 следует обратить внимание:

ТЕКСТ ЗАКОНА: "Статья 14.1. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы

… В составе подразделения (группы) военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы).

КОММЕНТАРИЙ: Нет указания на законность приказов или распоряжений (только в этом случае!) и, тем более, на возможность невыполнения заведомо незаконного приказа или распоряжения.

ТЕКСТ ЗАКОНА: Статья 14.2. Применение оружия

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие

в следующих случаях:


г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

КОММЕНТАРИЙ: В один ряд поставлены угрозы жизни и здоровью и признаки преступления против власти, общественных безопасности и порядка, пытающихся скрыться (неясно – только тех из этих лиц, кто пытается скрыться или всех их + пытающихся скрыться!?).

Для обоснования применения оружия необходима гораздо бОльшая правовая определенность полномочий сотрудников ФСБ!

ТЕКСТ ЗАКОНА: е) для отражения группового или вооруженного нападения на … здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;

КОММЕНТАРИЙ: Неправомерно приравнивать групповое нападение к вооруженному на здание, например, районной муниципальной управы, для отражения которого может сразу применяться оружие, а не спецсредства. А если речь идет о складе учебных пособий, принадлежащем госучреждению?

ТЕКСТ ЗАКОНА: Статья 14.4. Применение специальных средств

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:


б) для пресечения преступления или административного правонарушения;

КОММЕНТАРИЙ: Любого ненасильственного преступления или административного нарушения – клеветы, разжигании вражды или участия в несогласованной акции – тоже можно применять спецсредства?

ТЕКСТ ЗАКОНА: в) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности;

КОММЕНТАРИЙ: Любого, в т. ч. не-физического сопротивления? А если лицо не подчиняется требованиям сотрудника ФСБ, применяющего к нему физическую силу, то это может считаться сопротивлением?

ТЕКСТ ЗАКОНА: е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования и охраны задержанных лиц, а также для пресечения попытки побега в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, причинения вреда окружающим или себе;

КОММЕНТАРИЙ: Неправомерно включать в один пункт доставление граждан, совершивших административное правонарушение и пресечение попытки побега преступника – одни и те же спецсредства типа наручников

ТЕКСТ ЗАКОНА: ж) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков;

з) для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия;

КОММЕНТАРИЙ: Очень большая правовая неопределенность, т.к. оценка движения группы людей по признаку совершения ими противоправных действий может относиться и к нарушившим правила перехода улицы или протестующим мирно в форме движения по всему тротуару, что мешает другим гражданам свободно разгуливать по нему.

ТЕКСТ ЗАКОНА: Статья 14.5. Применение физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в следующих случаях:

а) для пресечения преступления или административного правонарушения;

б) для задержания и доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;

в) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности.

КОММЕНТАРИЙ: Замечания к предыдущим статьям 14.3 и 14.4 применимы и здесь. Например про ЛЮБЫЕ преступления или административные нарушения или задержание лиц, их совершивших (откуда сотрудник знает, что эти лица уже совершили правонарушение, если не было суда и даже полицейского протокола об этом?). Или что входит в понятие "противодействие законным требованиям"? Сотрудники будут трактовать это как просто неподчинение, если не указано, что имеется в виду физическое противодействие с применением насилия к сотруднику…

Источник: Facebook

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: