Проблеми реінтеграції
Про автономію Донбасу і націоналізм
Мовою оригіналу:
Батальон «Азов» и его сторонники провели у Верховной Рады манифестацию против проведения в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Республики Украина» (для краткости - ОРДЛО, в дальнейшем буду писать просто – на Донбассе) выборов в условиях иностранной (российской) оккупации.
Очень многие в России их поддержали, формально исходя из правовой неопределённости режима таких выборов.
Однако практика мировой политики даёт массу примеров проведения выборов и плебисцитов в «серой» с точки зрения права зоне, в т.ч. и в условиях иностранной оккупации.
Причём, такая оккупация осуществлялась и силами, представляющими как бы уже новую ситуацию (гарантии беспрепятственного обретение независимости или перехода власти к ранее преследуемой оппозиции), так и силами стороны, выступающей за статус-кво или за старый политический режим. Так было в Саарской области Германии в 1935 году, в республиках Балтии и Закавказья в СССР, в Крае Косово и в Восточном Тиморе…
Не в этом суть. Все понимают, что если где-то через год – даже при российских «отпускниках», запертых в казармах, выборы на Донбассе пройдут в условиях беспрепятственного развешивания жёвто-блакитных прапоров и красно-чёрных агитационных баннеров, то для местного населения вопрос скорого перехода под киевский контроль будет уже определён.
И дальше тот конформизм, который весной 2014 года толкал на поддержку «федерализации», начнёт работать строго в обратном направлении, пробуждая такие обывательские добродетели, как начальствопочитание и верность любой «легитимной» власти. В конце концов, в СССР встречали цветами как долгожданных освободителей и вермахт, и Красную армию…
Дело в том, что «Автономный Донбасс», очевидно, ещё долгое время не будет интегрирован в украинскую политическую нацию, но будет лишь формально считаться частью украинской гражданской нации. То же самое произойдёт и на Крымском полуострове, будет его статус вернётся к фиксированному международным правом. И это – огромная проблема для националистов!
Протесты «Азова» (в широком смысле слова) – это выражение подсознательного протеста против возвращения под киевский контроль Донбасса при гарантиях его политико-идеологической автономии, а не в качестве трофея победы. Вероятность безумно льстящего национальному сознанию сценария, при котором силы АТО на белых бэтээрах триумфально входят в ОРДЛО, а почтительно скопившаяся на обочинах «вата», задрав ватники, просит посечь себя за непростительных грех национал-предательства, не то, чтобы близок к абсолютному нулю, но не очень от этой величины отличается…
Поэтому пусть уж лучше вечно гниют эти «предатели» в своём «Степном Секторе Газы» - для ясности…
Националисты – всегда стихийные манихеи, они старательно делят мир на своих и чужих, и инстинктивно отвергают нюансы и прочие полутона. Кроме того, националисты всегда ищут вдохновения в Великом Прошлом, а оно всегда этнографично и фольклорно…
Поэтому националистам очень сложно генерировать внеэтничную идеологию, точнее, опираться на доктрину, которая обращена исключительно в общее будущее нации, отбрасывает любые апелляции к традиционализму.
В СССР после Хрущева произошёл мощный идеологический разворот к консолидации вокруг прошлого (победа в ВОВ) и к советизации через русификацию. Теперь представим себе чудо – Израиль сошёл с ума («их бин а мишугенэ»), стал социалистическим и попросился в Совсоюз 16-ой республикой. Или тоже произошло с поляками и восточными немцами.
Израильская еврейская, польская и немецко-прусская идентичности русской в прочности не уступают, соблазнить вхождением в общеимперский истеблишмент ценой русификации было бы довольно сложно.
Поэтому гипотетическому «Суслову» пришлось бы изрядно попотеть, пытаясь создать для внезапно разросшейся «новой исторической общности» всесоюзную идентичность, устремлённую исключительно в будущее, никак не использующую мифологию «крови и почвы» или общеимперское наследие…
Реинтеграция Донбасса и Крыма будет означать радикальную смену модели украинской нации, чёткое понимание того, что в ней будет два очень отличных по своим источникам идентичности компоненты.
Сейчас украинские русские – это такое «кающееся меньшинство», как советские евреи после апреля 1953 года, когда «дело врачей» прекратили, разнузданный государственный антисемитизм временно осудили, но неявно дали понять, что «лица еврейской национальности» должны с тройной усердностью доказывать свою лояльность советскому народу.
Базовой идентичностью стала украинская этническая, а другие народы соборной державы должны её почтительно поддерживать и свою отдельную никоим образом не выстраивать… Однако в перспективе – это исторический тупик, попадание в который с удовольствием будет использовать каждая следующая московская деспотия.
С этой точки зрения концепция «Киевской Руси» – многонационального и многоконфессионального государства - европейской альтернативы неовизантийскому «Улусу Джучи», представляется мне, пусть и в качестве утопии, более перспективной основой национальной украинской идеи, нежели концепция «Украины как Большой Сечи».
Хочу напомнить, что Америку XIX века консолидировало то, что волны переселенцев видели себя не Англией-2, Голландией-2, Германией-2, Ирландией-2, Италией-2, Польшей-2, но реинкарнацией перешедших синайскую пустыню (или покинувших реки Вавилонские) евреев, строящих Новый Иерусалим - «Сияющий Град на высотах», как напыщенно выражался Великий Рейган…
Джерело: Livejournal
Коментарі — 0