Заговор против гривны
На фоне заезженной мантры разнокалиберных чиновников о том, что, дескать, «объективных экономических предпосылок для падения гривны нет»
На фоне заезженной мантры разнокалиберных чиновников о том, что, дескать, «объективных экономических предпосылок для падения гривны нет», наша многострадальная денежная единица продолжает неуклонно катиться вниз. Пока Нацбанк манипулирует цифрами, рисуя официальный курс ниже 14 грн/долл, закулисные дельцы на межбанковском рынке уже обвалили гривну ниже этой отметки, и все идет к тому, что соотношение 15 грн/долл уже можно считать реальностью.
Складывается впечатление, что Нацбанк не просто самоустранился от своей прямой конституционной обязанности по поддержанию стабильности национальной валюты, но и является прямым соучастником обвала гривны.
Более того, закрадывается все более крепнущее подозрение, что против гривны имеет место заговор. Объективно слишком уж многие заинтересованы в этом: отечественные олигархи, стремящиеся продать экспортную валютную выручку как можно дороже; банковские спекулянты, стремящиеся нагреть руки на курсовой разнице; московский империализм, стремящийся уничтожить Украину не только кровопролитной войной на Донбассе, но и запуском экономического хаоса, в том числе, через резкую девальвацию и инфляцию; и, наконец, западные акторы, стремящиеся «установить мир» на Донбассе в интересах Кремля за счет суверенитета и территориальной целостности Украины, поскольку Европа несет огромные убытки от своих экономических санкций против Кремля и встречных санкций путинского режима против Запада.
А платят за все эти игрища рядовые граждане Украины — платят прогрессирующей нищетой, безнадегой и окончательным развалом социальной сферы.
Катастрофические последствия неуклонной девальвации национальной денежной единицы ежедневно чувствуют на своем кармане рядовые граждане страны, имеющие скромные доходы, номинированные в гривне. Вслед за ростом курса доллара, часто опережающими темпами устремляются цены, прежде всего на продукты питания и товары первой необходимости. Катастрофический рост тарифов ЖКХ уже стал притчей во языцех. Все это происходит в условиях замораживания доходов в бюджетной сфере по инициативе правительства Яценюка и МВФ. Из бюджетной сферы замораживание доходов автоматически перебросилось на остальные сектора экономики. Более того, резкий экономический спад и рост безработицы в условиях галопирующей инфляции ведут к сокращению реальных доходов населения. А поскольку доходы эти и так являются мизерными, одними из самых низких в Европе, то их дальнейшее снижение означает нищету.
* * *
Девальвация денежной единицы влечет за собой и другие, крайне неприятные последствия, которые рядовыми обывателями непосредственно не воспринимаются, но, тем не менее, крайне негативно влияют на экономику страны в целом, а через нее и на экономические условия существования рядовых граждан. Подчеркнем, что речь идет именно о рядовых гражданах с их скромными, часто мизерными доходами в гривне, поскольку доходы и капиталы «элитняка» номинированы чаще всего преимущественно в твердой валюте. На самочувствие «хозяев жизни» курс доллара влияет в значительно меньшей степени. Впрочем, некоторых представителей элиты он волнует сильно...
Одним из таких «волнующихся по должности согласно штатного расписания», является премьер Яценюк. 27 августа, после того, как курс доллара на межбанке перевалил отметку 14 грн/долл и уверенно направился к следующей отметке в 15 грн/долл, Яценюк выступил с вежливым, но настоятельным заявлением о том, что курс 14 и более экономика Украины не выдержит, а «приемлемым» значением является магическое число 12. Напомним, что еще недавно таковым считался курс 10,5 грн/долл, каковое значение даже закладывалось в качестве важнейшего макроэкономического показателя в первом «постянуковическом» и «демократическом» бюджете в марте 2014 года, составлявшемся при деятельном участии Яценюка.
Но об этом Яценюк предпочитает не вспоминать. Тот факт, что курс 10,5 не был выдержан и скатился до 12, — это «косяк», в том числе, и Яценюка. Он пролоббировал на должность главного банкира свою креатуру Степана Кубива, под «мудрым руководством» которого и под болтовню о «плавающем курсе» гривна была «опущена» с 8 до 12.
Нынешнее же падение гривны — это уже «косяк» Порошенко. Последний продавил на должность главы Нацбанка Валерию Гонтареву. Пребывание этой дамы на указанном посту вызывает все больше вопросов относительно ее адекватности, не говоря о профессионализме. Таким образом, Яценюк мог бы выступить и с намного более жестким заявлением. Не сделал же он этого, очевидно, потому, что имеет виды на вхождение в избирательные списки партии Порошенко и дальнейшее пребывание в премьерском кресле после досрочных выборов в Верховную Раду, которые, по сути, уже стартовали, если верить информации о том, что Яценюк, равно как Турчинов и ряд других персонажей, порвали с Тимошенко, вышли из партии «Батькiвщина» и теперь озабочены своей дальнейшей партийной пропиской.
Но циничная политическая возня на фоне войны, крови, трагедий и разрухи — это одно, а обесценивание гривны — это другое, и здесь беспокоиться Яценюку таки есть о чем. Девальвация гривни ведет росту внутренней стоимости энергоносителей, к увеличению внешнего долга и расходов по его обслуживании, многим другим проблемам.
Поэтому премьер Яценюк заявил, что правительство ведет переговоры с руководством Нацбанка о стабилизации ситуации.
* * *
В то же время, заявления чиновников об отсутствии объективных экономических причин для девальвации гривни абсолютно справедливы! Платежный баланс впервые за долгое время стал профицитным и не создает ни малейших предпосылок для падения национальной валюты. Экспорт, конечно, существенно сократился, но импорт упал намного сильнее. Потребительский импорт просел из-за резкого роста курса доллара и обеднения населения. Импорт газа из России вообще остановлен, а его поставки по реверсу из Европы весьма незначительны.
Весьма отрицательно на курс влияют проволочки МВФ с выделением очередного транша, хотя миссия фонда отработала в Украине еще в первой половине июля. В СМИ появляется информация о том, что теперь одним из условий выделения денег выдвигается прекращение войны или хотя бы снижение остроты боевых действий. Как это сделать, на Западе не знают, поскольку Кремль отступать не намерен, непрерывно засылает наемников и вооружения. Представляются все более правдоподобными гипотезы о сговоре Запада, прежде всего, Германии с Москвой о разделе Украины на сферы влияния и прекращении санкций любой ценой, для чего Запад вроде бы даже согласен удовлетворить маниакальные амбиции Путина, конечно, за счет суверенитета и территориальной целостности Украины.
Немаловажным является и чисто российский экономический фактор. В последние годы присутствие в Украине российских банков неуклонно возрастало, достигнув угрожающих размеров, об этой опасности говорилось много, но должных выводов сделано не было, вполне возможно, что умышленно. Теперь же массированный вывод российских капиталов наносит сильный удар по кредитно-финансовой системе страны в целом и ведет к девальвации гривни.
Но даже указанные негативные факторы не смогли бы сильно повлиять на курс гривни по отношению к основным валютам. Нацбанк уже давно ввел и неоднократно продлевает действие норматива о 100%-ой продаже валюты экспортерами. К тому же, по неофициальным данным, появляющимся регулярно в СМИ, сейчас отечественные олигархические структуры, опасаясь международных санкций, массировано заводят капиталы в Украину.
* * *
Но есть версия, что именно под завод этих денег и была организована нынешняя девальвация, чтобы выручить как можно больше гривневой массы
Раскачка же курса происходит, как обычно, на межбанковском рынке, причем давно известным способом продажи по завышенному курсу небольших лотов. Специфика отечественного валютного межбанка в последние месяцы состоит в малых объемах продаж, которые часто составляют едва пару сотен миллионов долларов в день. Иногда доходит до смешного: выставление на продажу лота в 50-100 тысяч долларов по явно завышенному курсу взрывает весь валютный рынок, поскольку все валютообменные операции в Украине ориентируются именно на межбанк.
Кстати, то же обстоятельство дает возможность Нацбанку достаточно просто и с минимальными валютными затратами корректировать курс. Часто для этого достаточно «всего» нескольких миллионов «зеленых».
Но центробанк в последнее время не реагирует даже на откровенно вопиющие факты раскачивания валютного рынка. Тем самым, повторим, главный банк грубо игнорирует свои конституционные обязанности по поддержанию стабильности национальной денежной единицы. Мотивируется это якобы нежеланием расходовать на поддержание курса валютные резервы, существенная часть которых представляет собой заемные средства, одолженные у МВФ и других международных финансовых институций. Обещания Нацбанка ударить по спекулянтам административными мерами пока остаются обещаниями. Это позволяет дельцам-спекулянтам вздувать курс доллара, продавая заводимую страну валюту по высокому курсу.
В результате, 27 августа 2014 года гривня побила все мыслимые антирекорды. Официальный курс Нацбанк был вынужден опустить до 13,89 грн/долл, а на межбанке в этот день курс опускался ниже 14,15 грн/долл.
Разгоревшийся скандал заставил-таки Нацбанк совершить некоторые телодвижения с целью укрепления гривни. Стало известно о том, что в центробанке прошло совещание с коммерческими банками, на котором обсуждались меры по стабилизации ситуации на межбанковском валютном рынке.
Даже если курс будет снижен, то те, «кому надо», уже наверняка успели продать валюту по завышенному курсу. Теперь, после возможного его снижения, имеющие достаточно средств смогут купить те же доллары, возобновив запас и получив хороший «навар».
Особо умиляет сообщение о том, что между руководством Нацбанка и коммерческих банков «достигнута договоренность» о снижении курса примерно до 12,5-13 грн/долл. И дело даже не в том, что об обещанных ранее 10,5 грн/долл уже никто не вспоминает. Шокирует сама постановка вопроса о том, что «банкиры договорились, почем будет доллар на базаре». А как же тогда пресловутый рынок, на котором путем баланса спроса и предложения должна формироваться рыночная цена, в данном случае, курс?
Это лишний раз показывает, что «сказки о рынке» следует сдать в утиль. Реально в условиях монополистического капитализма, цена, как и курс, устанавливается в результате игрищ и/или сговора крупных игроков.
А платят за это рядовые граждане и страна, которая, как известно, сейчас в опасности, но это не мешает кое-кому цинично наживаться даже тогда, когда на фронтах льется кровь.
Коментарі — 0