Александр Карпец Журналист

Страна олигархического курсообразования

Слишком многие в этом за интересованы. Причина - олигархический экспортно-сырьевой уклад

Последний месяц лета 2014 года мог бы войти в историю как еще один «черный август». Но затяжная и кровопролитная война на Донбассе отодвинула на второй план тот факт, что многострадальная национальная валюта не смогла удержать уровень 12 гривен за один «вечнозеленый» американский доллар.

Ситуация с падением гривны, которое пока удалось приостановить, наглядно демонстрирует, что финансово-экономическая, а следовательно и социальная, жизнь страны критически зависти прежде всего от интересов олигархии. Цинизм ситуации состоит в том, что этому совершенно не мешают кровь и разрушения на Востоке. Высшее руководство страны, включая президента и правительство, мало что делают, а чаще вообще ничего не делают, для ограничения олигархических аппетитов, очевидно потому, что представляют интересы олигархии и/или сами происходят из олигархической среды. Следование власти неким «либеральным ценностям» дает возможность олигархам наживаться за счет государства и граждан, хотя война требует специальных методов управления.

Еще в июле ничего не предвещало резкого падения национальной валюты. Курс колебался на отметке примерно 11,7 грн/долл. Но буквально в течение месяца курс 13-13,5 стал реальностью, с мрачной перспективой его роста до 14 и даже 15 грн/долл.

Сам факт неожиданного роста курса в последнем месяце лета вызывает огромные подозрения. Известно, что август — это месяц затишья, спада деловой активности и отдыха, когда курс национальной валюты, наоборот, укрепляется за счет продажи населением долларов в связи с отпусками.

Сейчас же в правительстве, в руководстве Нацбанка и коммерческих банков, как обычно в подобных случаях, привычно поругивают население. Дескать, несознательные людишки скупают валюту и изымают из банков вклады, как валютные, так и гривневые, чтобы обернуть родимую гривну, опять-таки, в иностранную валюту. Граждан понять можно. Это у олигархов, банкиров и высокопоставленной бюрократии накопленное «непосильным трудом» находится за пределами многострадальной отчизны и номинировано в твердой валюте, а гражданам приходится спасать припасенное на черный день не только от инфляции, как в случае с гривной, но и от капиталистической экспроприации, как в случае с валютой. Ведь ходят упорные слухи, что какие-то «умники» проталкивают идею запрета снятия депозитов населением «до окончания войны», или что-то в этом роде. Можно быть уверенным, что в таком случае, во-первых, война еще долго не окончится, поскольку кое у кого появится огромный интерес продолжать ее хоть до бесконечности, а во-вторых, даже самый ярый патриот пойдет снимать свой вклад, поскольку государство едва ли будет сильно переживать об утративших свои накопления гражданах, если даже к проливающим кровь солдатам и офицерам у бюрократов отношение наплевательское.

Дополнительного цинизма ситуации придает одна маленькая, мало известная широкой общественности, деталь. Под шумок войны, смертей и разрушений, 28 июля 2014 года в отсутствие находившейся в командировке главы Нацбанка Валерии Гонтаревой исполнявший ее обязанности «боевой заместитель» Александр Писарук подписал такое себе постановление центробанка за нумером 449. Особенность сего документа состоит в том, что если ранее, сразу после февральской революции, физическим лицам разрешалось переводить за рубеж по неторговым операциям валюту на сумму до 15 тыс. грн в эквиваленте без подтверждающих документов и до 150 тыс. грн при наличии документов, то теперь такие ограничения снимаются. Результатом столь «мудрого» регуляторного телодвижения главного банка страны стало то, что VIP-ы стали выметать валюту из банков миллионами и переводить ее на зарубежные счета. Не оставляет сомнений тот факт, что сие решение было пролоббировано в интересах отнюдь не доярок, учителей или офисных клерков. Еще более забавляет, что, вернувшись из командировки, глава Нацбанка Гонтарева сие решение почему-то не отменила. И уж совсем захватывает дух от того факта, что — оказывается! — в последние месяцы постановления Нацбанка не проходят до того обязательную процедуру утверждения в министерстве юстиции на предмет их соответствия действующему законодательству под предлогом: дескать, война же идет! Налицо подтверждение старой поговорки: кому — война, а кому — мать родна.

Таким образом, выходит, что рядовой гражданин скоро может быть лишен возможности снять свой вклад даже по окончании действия договора депозита, да, к тому же, указанным постановлением Нацбанка установлено ограничение на снятие наличных денег через кассы и банкоматы в размере не более 150 тыс. грн. в сутки. А «нерядовые» граждане могут выводить валютные средства на кордон безо всяких ограничений.

Но даже эти маневры не могли бы существенно «сорвать» курс национальной валюты. А извечные обвинения в адрес населения вовсе несостоятельны.

* * *

Допустим, поводы для определенной нервозности по поводу непредсказуемости будущих финасово-экономических параметров и курса национальной валюты существуют, и они суть следующие.

Прежде всего, это затягивание с принятием решения о выделении МВФ очередного транша кредита stand-by в размере около 1,5 млрд долларов. Напомним, что в июне-июле 2014 года в Украине отработала миссия МВФ, после окончания которой многие отечественные чиновники хором продекламировали уверенность в том, что транш будет выделен. Косвенным подтверждением этому стало выделение Всемирным банком (ВБ) кредита в размере 500 млн долларов, причем известно, что МВФ и ВБ обычно свои действия согласовывают. Но с МВФ как раз вышла заминка: если сначала речь шла о том, что решение будет приниматься до конца июля, то теперь речь идет о конце августа. Складывается впечатление, что западные «союзнички» ожидают, выживет ли Украина вообще, и лишь по результату своих наблюдений будут решать, давать или не давать деньги. И это не говоря уже о том, что кредитует МВФ, по сути, способность Украины вернуть долги по предыдущим займам, то есть львиная доля новых кредитов уходит на оплату старых, чтобы в бюджете самого МВФ не образовалась «дырка».

Второй крайне важной причиной нервозности, несомненно, стали планы правительства по беспрецедентному увеличению уставного фонда «Нафтогаза». Правовой основой для этого является постановление Кабмина от 4 августа 2014 года № 302, которым предусмотрено увеличение уставного фонда компании на 63,3 млрд грн. Если верить «сливам» информации в СМИ, вся эта сумма будет направлена на валютный рынок для закупки валюты с целью оплаты закупок газа на зиму. Отметим, что реверсный газ из Европы приобретается только по предоплате. Указанная сумма в эквиваленте составляет примерно 5 млрд долларов, при том, что ежедневный объем торговли валютой на межбанке в последнее время колеблется около 200-300 млн долларов. Иными словами, выход на валютный рынок покупателя со столь огромным аппетитом просто взорвет курс. Правда, доподлинно неизвестно, будет ли «Нафтогаз» покупать валюту на межбанке или Нацбанк устроит ему прямую продажу через уполномоченные банки. Кроме закупки газа, НАК будет использовать валюту для погашения в конце сентября евробондов на сумму 1,6 млрд долларов, а также, возможно, и для оплаты долгов перед «Газпромом».

Сама же процедура увеличения уставного фонда «Нафтогаза» представляет собой не что иное, как денежную эмиссию, поскольку Нацбанк будет выкупать переданные правительством компании ОВГЗ за «свеженапечатанные гривни».

Кстати, в последнее время «Нафтогаз» покупал валюту для расчетов за топливо на межбанковском валютном рынке. Впрочем, пока все это лишь слухи и предположения, поскольку закупка валюты «Нафтогазом» еще не начиналась

Есть еще одна причина для нервозности на межбанковском рынке, и тоже эмиссионная. Нацбанк продолжает масштабное рефинансирование коммерческих банков с целью поддержания ликвидности всей финансовой системы. Например, 16 июля 5,24 млрд грн были выданы 21 банку на 89 дней под 14,25% годовых, и есть данные, что именно эти банки принялись скупать валюту. Именно во время максимального обвала гривни 13 августа 13 банков получили рефинансирование на сумму 2,63 млрд грн. Среди «передовиков рефинанса» по прежнему числятся, прежде всего, Приватбанк «имени Коломойского», государственный Ощадбанк, а также «VAB Банк», «Финансовая инициатива», «Дельта Банк», Проминвестбанк, Укрсоцбанк и «Надра» Фирташа.

Отметим, что если предыдущие причины являются все же пока умозрительными, то непрерывная накачка финансово-банковской системы ликвидностью является прямой причиной проседания курса гривни. Другое дело, что рефинансирование не прекращалось все последние месяцы, но это не оказывало существенного влияния на курс, а потому рефинансирование стало скорее лишь дополнительным, а не основным фактором.

* * *

Объективно же для падения курса отечественной валюты не было объективных предпосылок.

В этом смысле абсолютно справедливым является заявление главы Нацбанка Валерии Гонтаревой на заседании Верховной Рады: «Всем понятно, что никаких экономических причин для курса 13 или 13,50 не существует. Это только панические настроения. Все понимают, что курс отошел от своего сбалансированного уровня. Даже взяв во внимание военные действия, сбалансированный курс сейчас должен оставаться на уровне 11,50-11,90 гривен за доллар. Хочу отметить, что при курсе 11,70, который мы наблюдали в июле-месяце, наш дефицит текущего счета почти выровнялся. А беря во внимание поступления, запланированные только в этом месяце (в августе — Авт.), это 50 млн долл. от Всемирного банка и 1,45 млрд долл. — следующий транш МВФ. Наш платежный баланс будет профицитным в этом месяце (в августе — Авт.)».

С мнением Гонтаревой полностью соглашается бывший министр экономики, по совместительству, большой любитель поерничать в полемике с высокопоставленными чиновниками и просто народный депутат-мажоритарщик Сергей Терехин: «Посмотрите на динамику счета платежного баланса. Гривна, согласно этой динамике, должна укрепляться, а не падать».

Действительно, текущий счет впервые за долгое время близок к профициту. Вопрос, правда, какой ценой... Тот факт, что резко сократился импорт потребительских товаров можно было бы считать даже положительным, поскольку, образно говоря, «освобождает рынок от импортного хлама в пользу отечественного барахла». Но здесь не все так просто. Во-первых, это свидетельство резкого обеднения подавляющего большинства наших граждан и одновременно обвала гривни, что также является синонимом обеднения. Во-вторых, далеко не весь импортный «хлам» можно заменить отечественным «барахлом», и если, например, падение импорта автомобилей, вообще сокращение или замедление роста «поголовья автостада», можно считать явлением сугубо положительным, то аналоги многих импортных лекарств, включая крайне важные для жизни и здоровья, к сожалению, в Украине не производятся, и таким примеров очень много. В-третьих, профицит текущего счета обусловлен, прежде всего, отсутствие закупок самого главного, критического импортного товара — природного газа, поскольку от закупок российского топлива правительство отказалось, а реверсный газ из Европы поступает в мизерных объемах, и все это может обернуться огромными проблемами зимой. Кроме того, в-четвертых, резкое падение импорта автоматически ведет к существенному сокращению поступлений в бюджет, запланированных на этот год, а это чревато социально-экономическими проблемами. В-пятых, что крайне важно и о чем не хотят сильно распространяться высшие должностные лица, профицит внешнеэкономических расчетов достигается, главным образом и в основном, за счет внешнего кредитования, то есть это красивая картинка в долг, который придется отдавать с процентами, да собственно, уже сейчас внешние заимствования берутся, в основном, чтобы покрыть долги по предыдущим займам. Подобных вопросов можно поставить еще очень много...

Наконец, уверения Гонтаревой и того же Терехина, что обвал курса является следствием исключительно «нервов», мягко говоря, не совсем соответствуют действительности.

* * *

Закрадываются подозрения, что существует определенный заговор банковского и экспортно-промышленного олигархического капитала с тем, чтобы нажиться на понижении гривни. Нацбанк же в этом если не участвует, то, как минимум, этому и не препятствует.

Прежде всего, обращает на себя довольно мутная позиция главы Нацбанка Гонтаревой. Согласно Конституции Украины, наиглавнейшей задачей возглавляемого ею ведомства является обеспечение стабильности национальной валюты. В то же время, вместо того, чтобы гасить «психо-спекулятивное» колебание курса, глава НБУ делает, мягко говоря, неадекватные заявления в духе: «НБУ планирует пока применять рыночные меры. Впрочем, мы обсуждали с МВФ инструментарий административных мер». Нечто подобное уже было при ее предшественнике Степане Кубиве, который взывал к совести и доброй воле банкиров-спекулянтов, в итоге чего курс весной обвалился почти до 14, и только после введения жестких административных мер и показательной «порки» некоторых банков, впрочем, не слишком важных и влиятельных, спекуляции прекратились, а ситуация на валютном рынке стабилизировалась, хотя и не на обещанных 10,5 грн/долл., а на курсе, близком к 12 грн/долл. Сколько и кто сумел «поиметь» на панике, для широкой общественности осталось неизвестным.

Но кто и сколько «поимел» — это как раз не так важно. Важно то, что за девальвацию отечественной валюты платят граждане и государство. Платят обнищанием, ростом цен и тарифов, гривневых расходов на оплату импортного газа, на обслуживание внешнего долга, обесцениванием производственных и финансовых активов.

Сюда же следует приплюсовать такой немаловажный фактор, как вывод из Украины капиталов российских банков в связи с фактической войной с Москвой, а также в преддверии возможных санкций против российских предприятий. Известно, что российские банки контролируют существенный сегмент украинского финансового рынка.

Итак, одной из составляющих вполне вероятного олигархического сговора против гривни стали валютно-банковские спекуляции. Но это еще не все, поскольку в этом заговоре просматриваются интересы промышленных экспортно-ориентированных олигархов.

Следует отметить, что ситуация с экспортом складывается все хуже. По примерным данным, где-то на 25% упал экспорт в Россию, доля которой в экспорте, в свою очередь, тоже составляла около 25%. Кроме того, вообще имеет место падение экспорта, прежде всего, металлургии, химии и машиностроения, расположенных на объятом войной и разрухой Донбассе. Общее падение экспорта пока оценить нет возможности, но о 12%-ом падении промышленного производства официальная статистика уже сообщала.

Это объективные причины недополучения страной валюты и соответствующей нервозности и давления на курс гривны. Но есть и субъективные, предполагающие сговор. Ходят упорные слухи, что уже более месяца экспортеры, представляющие собой предприятия, которые связывают с теми или иными олигархическими кланами, не заводят в страну валюту, надеясь после существенного роста продать ее по 15 и более гривен за доллар. И это притом, что существуют жесткие нормы по времени возврата в страну валютной выручки. Но государственная власть, правоохранители и Нацбанк как-то не сильно озабочены этой проблемой, из чего следует вывод, что, как минимум, кое-кто во власти и в центральном банке имеет интерес в дальнейшем падении гривни.

Таким образом, в стране налицо «олигархическое курсообразование». А олигархические же СМИ продолжают вещать обнищавшим гражданам, которым скоро не за что будет купить хлеб, что во всем виноваты они, граждане, якобы скупющие миллиардные суммы валюты.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: