Мыльные пузыри капитализма, или Удешевление нефти может быть недолгим
Ситуация с долларом и евро подталкивает к мысли, что долгожданное и широко разрекламированное удешевление нефти может быть недолгим.
Ситуация с долларом и евро подталкивает к мысли, что долгожданное и широко разрекламированное удешевление нефти может быть недолгим. Более того, ее удешевление — оказывается! — далеко не для всех является благом, причем речь идет не о производителях нефти, а о ее потребителях-странах Европы, страдающих от дефляции, провоцируемой, в том числе, падением цен на нефть.
Подорожание в недалеком будущем «черного золота» может быть вызвано тем, что, вслед за едва окончившейся «накачкой» мировой финансовой системы долларами для вывода экономики США из кризиса начинается такая же «накачка» евровалютой с целью вывода экономики Евросоюза из ползучего кризиса, с которым Европа никак не может распрощаться с 2008 года.
А главное заключается не столько даже в ценах на нефть, сколько в том, что для выхода из дефляционного кризиса так называемый развитой капитализм применил единственно доступный пониманию набор средств. Речь идет о стимулировании экономики путем эмиссии и запуска инфляции, а также посредством надувания «финансовых пузырей», в том числе с использованием деривативов. Хотя именно это привело к кризису 2008-2009 годов, который не окончился и по сей день.
Это в Украине инфляция является огромной проблемой, особенно в течение последнего года, когда гривна девальвировала вдвое, а инфляция в декабре 2014 года составила 25% только по официальным данным. Очевидно, что инфляция в Украине имеет главным образом и в основном внутренние причины, но есть также и внешний фактор, на который не обращают должного внимания. Кстати, тот же фактор мог стать одной из причин удешевления нефти, но он же может вскоре спровоцировать и рост цен на нефть.
-- Когда долларов много, их становится мало
Как и обещала ныне действующая глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Дженет Йеллен, с весны 2014 года в Америке началось сокращение программы так называемого количественного смягчения (QE — quantitative easing), а к осени прошлого года она была окончательно свернута. Напомним, что, начиная с кризисного 2008 года, в Штатах предыдущим руководителем ФРС Бенджамином Бернанке была развернута QE, представляющая собой, по сути, эмиссию долларов с выкупом за них так называемых US Treasuries, то есть облигаций Государственного казначейства США. Эмиссия производилась для поддержания во время кризиса ликвидности финансовой системы Америки, а фактически, всего мира, поскольку доллар США является так называемой резервной валютой или, в терминах Карла Генриха Маркса, «мировыми деньгами». Иными словами, это была борьба с дефляционным кризисным обвалом путем инфляционной накачки глобальной экономики эмиссионными деньгами с целью вызвать явление, известное как инфляционное оживление.
Начиная с 2008 года ФРС провела три этапа QE, в ходе которых в экономику США, а следовательно, и всего мира было влито примерно 4,4 триллиона (!) долларов. В США это дало положительные результаты. В третьем квартале 2014 года экономика США росла максимальными за последние 11 лет темпами, наметился устойчивый экономический рост, ВВП увеличился на 5% в годовом исчислении. Количество безработных сократилось на 320 тысяч человек. Увеличились спрос на потребительском рынке, экспорт товаров и услуг.
Именно потому нынешнее руководство ФРС приняло решение резко повысить процентную ставку рефинансирования. Впрочем, резко — это очень громко сказано!.. Следует отметить, что на время кризиса и действия программы QE процентная ставка была нулевой. Но теперь эксперты ожидают, что к концу 2015 года ставка будет доведена до 1,25%. В Украине такой, с позволения сказать, процент покажется сущей мелочью. Но для США, особенно после многих лет нулевой ставки процента, это весьма существенное удорожание финансового ресурса.
В итоге, несмотря на увеличение денежной массы, повторим, на 4,4 трлн долларов, произошло удорожание доллара, а также имеет место его нехватка, имеющая, впрочем, скорее психологические, чем реальные причины.
-- А в это время в еврозоне кризисного режима
В это время в еврозоне наблюдаются процессы практически обратные тому, что происходит в США. Евросоюз никак не может окончательно преодолеть последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Крайне негативное влияние на экономику Европы оказывает также политическая нестабильность сначала на Ближнем Востоке, а теперь еще и на Востоке Европы, то есть в Украине. Вызывают в Европе опасение и государства бывшего советского блока, вошедшие в сферу влияния ЕС, а также Греция и Кипр, экономики которых могут наиболее пострадать в результате санкций, введенных Россией в отношении европейских производителей, поскольку Кипр и Греция сильно завязаны на Россию.
По последним прогнозам, рост ВВП еврозоны составит 0,8% в 2014 году и 1,1% — в 2015-м, хотя ранее предполагалось, что эти цифры составят соответственно 1,2% и 1,7%.
Особую тревогу в Европе вызвал тот факт, что в сентябре 2014 года индекс потребительских цен снизился до 0,3% против 0,4% в августе 2014 года и 1,1% в сентябре предыдущего, 2013 года. Таким образом, был достигнут пятилетний минимум инфляции за последние пять лет.
Для Украины это может показаться диким, но в Европе борются не за уменьшение, а за увеличение инфляции, о чем далее. Впрочем, там уже давно не знают, что такое 25%-я инфляция, которая имела место в Украине в декабре 2014 года!
Одним из факторов, провоцирующих дефляцию в Европе, в последнее время стало падение цен на нефть и энергоносители. Опять-таки, нам это может показаться диким, но в еврозоне падение цен на нефть, да еще столь резкое, даже, можно сказать, обвальное — ниже 50 долларов за баррель на момент написания настоящего материала, — считается негативным фактором.
Европейские финансовые институции обеспокоены тем, что, вместо желаемых 2%, инфляция в 2015 году составит всего 0,8%. Таким образом, как американский, так и европейский развитой капитализм делает ставку на очередное «надувание пузыря» путем инфляции. Инфляционное оживление будет способствовать росту экономических показателей до тех пор, пока этот «пузырь» не лопнет и наступит кризис в виде дефляционного схлопывания, подобного тому, которое имело место в 2008-2009 годах.
Следуя примеру США, Европейский центробанк (ЕЦБ) не придумал ничего иного, как развернуть свою программу количественного смягчения для борьбы с дефляцией. Об этом еще в октябре 2014 года заявил глава ЕЦБ Марио Драги. В европейском исполнении QE будет иметь вид двухлетней программы выкупа так называемых обеспеченных (покрытых) облигаций (сovered bonds), а также ценных бумаг, обеспеченных активами (аsset-backed securities, ABS). Целью этих манипуляций является установление долговременной инфляции в размере 2%.
А Марио Драги высказался за то, что европейцев надо приучать платить больше за товары и услуги, поскольку это полезно для экономики. Правда, непрерывный рост цен ведет не только к обеднению обывателей, но и к надуванию все того же «пузыря», сдувание которого чревато кризисом.
Решение ЕЦБ о введении QE продиктовано также и тяжелыми последствиями для Европы экономических санкций против России. Под давлением США европейские банки оказались отрезанными от возможностей кредитования энергетических, транспортных, инфраструктурных и телекоммуникационных проектов в РФ, запрещена поставка оборудования для этих секторов, оказание финансовых и страховых услуг, запрет на покупку более 250 наименований товаров, в том числе минералов и углеводородов. По некоторым оценкам, суммарный ущерб европейских и российских банков от санкций составляет 100 млрд долларов.
Ожидается, что общая сумма, на которую будут выкуплены бумаги, может достичь 1 триллиона евро. В результате, баланс ЕЦБ вырастет примерно до 3 трлн евро.
Предложенный ЕЦБ механизм количественного смягчения содержит серьезные риски нового финансового кризиса. Тем более что при ближайшем рассмотрении европейская редакция QE отличается от американской, причем не в пользу Европы. В США имеет место не только единый центр эмиссии долларов в виде ФРС, но также единый эмитент долговых бумаг, под которые происходит эмиссия, в лице Госказначейства США, эмитирующего treasuries. В Европе же ABS и сovered bonds эмитируются обычными коммерческими банками. Обеспечением этих бумаг являются разные виды дебиторской задолженности, которые имеют свойства индивидуальных задолженностей. К ним относятся, в частности, платежи по кредитным картам, ипотека, автокредиты, выплаты за аренду авиатехники, роялти и прочее. Иными словами, обеспечением эмиссии ЕЦБ в конечном итоге являются, в том числе, те самые деривативы, которые стали одной из важнейших причин кризиса 2008 года. Реальная ликвидность подобного обеспечения является довольно сомнительной, особенно в кризисный период, поскольку неплатежи в сфере потребительского кредитования способны в этом случае нанести огромнейший удар по финансовой системе еврозоны. Не говоря уже о том, что в массе указанного обеспечения может оказаться значительный объем так называемых токсичных активов. Если говорить еще проще, то банки могут записать в пакеты обеспечения разного рода мусор, чтобы решить свои проблемы (не)возврата потребительских кредитов за счет ЕЦБ и налогоплательщиков.
По мнению президента ЕЦБ, новые меры оживления экономики будут поддерживать конкретные сегменты рынка, играющие ключевую роль в финансировании экономики, и способствовать повышению эффективности кредитно-финансовой политики, генерируя положительный эффект на другие рынки. Отношение предложенных финансовых инструментов прежде всего к строительному рынку, авто- и потребительскому кредитованию подразумевает, что именно они и могут стать для Европы точками стабилизации.
Однако судя по всему, ЕЦБ это не беспокоит. Как уже говорилось, у аналитиков европейского регулятора есть уверенность, что инфляционные поползновения будет сдерживать снижение цен на нефть и другие сырьевые товары
-- Зеленая долларовая плесень на нефти и евровалюте
Сворачивание в США программы QE и предвкушение введения учетной ставки привекло к тому, что...
В целом индекс доллара с начала года укрепился на 12,3%, став абсолютным лидером среди валют десяти наиболее экономически развитых стран. Это наибольшее усиление за последнее десятилетие. Основную поддержку американской валюте на протяжении года оказывал процесс сворачивания программы выкупа гособлигаций, анонсированный еще в конце 2013 г. Как и было обещано, к осени 2014-го программа QE была закрыта.
Параллельно с этим признаки готовности Европейского центробанка предпринимать дополнительные меры по стимулированию экономического роста стали основными факторами давления на евро в уходящем году. За последние 11 месяцев евровалюта потеряла 11,7% стоимости.
Вот и получается, что ЕЦБ продолжает искать пути дальнейшего смягчения кредитно-денежной политики, в то время как в Соединенных Штатах готовятся к повышению процентных ставок. Такой дисбаланс сыграл доллару в плюс, и уже к концу декабря он обновил против евро 2,5-летние максимумы. Оценивая перспективы на ближайшие полгода, можно предположить, что тенденция роста американской валюты в обозримом будущем сохранится. В частности, против единой европейской валюты и японской иены.
Эта цифра кажется смешной в Украине. А для США это резкое увеличение стоимости денег.
На этом фоне дешевели евро, нефть, рубль и наша гривна.
Зона твердых валют, резервных валют, мировых денег резко отличается от мягких валют типа гривны и рубля.
Подобные действия можно рассматривать как начало нового инфляционного пузыря после того, как лопнул предыдущий в 2008 году.
Накачка долларами мировой финансовой системы окончилась, но на смену пришла накачка европейской валютой.
-- Внешний фактор ослабления гривны — укрепление доллара
Ситуация на валютных рынках в уходящем году привлекала всеобщее внимание почти постоянно. Причин тому несколько. Наряду с понижением процентных ставок некоторыми центральными банками, сворачиванием/увеличением программ количественного смягчения (QE), ростом политической нестабильности на Ближнем Востоке и в Европе снова появились основания полагать, что мировая экономика еще долго будет «подниматься с колен». Все это так или иначе находило и продолжает находить отражение в динамике валютных пар.
Несмотря на пессимистические ожидания, американскому доллару в этом году удалось вырваться вперед, хотя начало уверенного роста пришлось на конец весны. Кроме внутренних факторов, стимулирующих спрос на валюту США, не последнюю роль в этом сыграла ситуация в европейской экономике и обострившийся конфликт с Россией из-за военных действий на Востоке Украины.
Коментарі — 0