Надутый инфляцией рост
Дальнейшее подведение экономических итогов первого квартала 2015 года заставляет укрепиться в мысли о том, что, девальвировав гривну и запустив инфляцию, нынешняя «демократическая» власть манипулирует цифрами
Дальнейшее подведение экономических итогов первого квартала 2015 года заставляет укрепиться в мысли о том, что, девальвировав гривну и запустив инфляцию, нынешняя «демократическая» власть манипулирует цифрами, пытаясь уверить досужую публику, включая международные финансовые организации, в том, что в Украине имеет место рост экономики.
Я уже писал в материале «Бюджет надувают инфляцией»: рост в первом квартале текущего года поступлений в бюджет вызван инфляцией. Следует продолжить тему, поскольку то же самое происходит с основными экономическими показателями.
Согласно официальным данным, за период с января 2014 года в Украине впервые наметился некоторый рост в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Так, в марте по сравнению с февралем 2015 года выпуск промышленной продукции увеличился на 9,6% и достиг 206,8 млрд грн, сельскохозяйственной — на 17,3% (34,8 млрд грн), а строительство возросло на 17,9% (8,3 млрд грн).
Указанные проценты роста весьма впечатляют, но только в том случае, если игнорировать источники такого роста. Прежде всего следует обратить внимание, что объемы выпуска продукции Госслужба статистики учитывает в денежном исчислении, причем в гривнах. Здесь-то, как говорится, собака и порылась!.. Ведь достаточно вздуть цены и тарифы, чтобы показать огромный рост, тогда как в натуральном выражении может иметь место существенное падение реализации товаров, работ и услуг.
Ведь даже невооруженным глазом видно: никакого роста в промышленности, сельском хозяйстве и, тем более, в строительстве не наблюдается. Если на волне обвала гривны и всплеска монетарной инфляции в феврале нынешнего года наблюдался хотя бы скачок реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, когда граждане в панике скупали указанные товары впрок, ожидая дальнейшего роста цен, то в марте—апреле паника улеглась, а некоторые цены даже немного снизились. В целом в Украине происходит дальнейшее сокращение рынка потребительских и промышленных товаров из-за обвального падения платежеспособности граждан, вызванного безработицей, девальвацией, инфляцией. Рост производства в этих условиях выглядит более чем странно и может быть объяснен прежде всего инфляцией.
Тот факт, что причиной роста производственных показателей в значительной мере является повышение цен и тарифов, косвенно подтверждается следующими цифрами. По официальным данным, инфляция в сфере продукции промышленного назначения в марте-2015 по отношению к февралю-2015 составила 10,5%, а по потребительским товарам достигла 10,8%. Таким образом, инфляция сопоставима, как минимум, с величиной роста промышленного производства. Но и это еще не все.
По тем же официальным данным, рост экспорта в марте-2015 по сравнению с февралем-2015 составил скромных 0,4%, что на фоне указанного выше впечатляющего роста производства выглядит крайне странно. Но ничего удивительного нет, поскольку экспорт учитывается уже не в гривнах, а в твердой валюте, преимущественно в долларах.
Итак, повторим еще раз: рост промышленного производства составил около 10%, а сельскохозяйственного — более 17%. В то же время экспорт, весьма значительную долю которого составляет промышленная и сельскохозяйственная продукция, прежде всего металл, зерно и мясо, вырос всего на 0,4%.
Понятно, что подобное объяснение является приближенным. Но все же оно здесь может быть только одно: рост производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве в значительной мере надут внутренними гривневыми ценами, стремительно возросшими в результате девальвации и инфляции.
Но если главной причиной роста производства является рост цен, то до конца нынешнего года следует ожидать впечатляющих достижений в подобном «увеличении производства». К тому же, тот факт, что указанные экономические показатели растут вследствие инфляции, подтверждают отечественные чиновники и эксперты Международного валютного фонда. Недавно заместитель главы Национального банка Дмитрий Сологуб заявил: «В этом году мы вряд ли увидим цифру уровня инфляции меньше 30 процентов». По его мнению, уровень инфляции в марте 2015 года был отражением панических настроений на валютном рынке и, как следствие, потребительской паники, — наряду с ценами на импортные товары росли цены отечественной продукции.
Удорожание импорта, несомненно, имеет огромное значение из-за обвального падения гривны и, соответственно, роста стоимости импортных товаров в гривне. Более того, оно ведет к увеличению цен на отечественную продукцию, поскольку в ее производстве используются импортные сырье, материалы, комплектующие, наконец, энергоносители и горюче-смазочные материалы. Но все же ключевыми здесь являются цены отечественной продукции, которые неизбежно устремляются вслед за ростом курса доллара даже в том случае, когда удельный вес импорта в себестоимости незначительный. Достаточно сказать, что работодатели вынуждены хотя бы минимально повышать номинальную зарплату наемных работников, хотя реальные доходы населения неуклонно сокращаются, ибо номинальный рост доходов все более отстает от реальной инфляции.
Следует отметить: вопреки заявлению заместителя главы Нацбанка Дмитрия Сологуба, виновником девальвации гривны была не только и не столько «паника на валютном рынке», о которой говорит чиновник, сколько кредитно-финансовая политика правительства и Нацбанка. Ее суть состоит в выпуске Кабмином ОВГЗ с их последующей монетизацией Нацбанком, в выдаче рефинансирования Нацбанком, а также в прямом зачислении в бюджет так называемой прибыли НБУ. Эти многомиллиардные суммы оказались на валютном рынке, обваливая курс гривны.
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева подтвердила слова своего подчиненного. По ее мнению, только в марте уровень инфляции в Украине составил 10,8%. В годовом измерении этот показатель равен 45%! При этом в феврале инфляция составила 5,3%.
В этих цифрах, а именно в более чем удвоении инфляции при переходе с февраля на март 2015 года, также отчетливо просматриваются инфляционные причины «невиданного роста производства». Не верить же басням о том, что в марте вдруг выросли физические объемы производства в промышленности, а тем более в строительстве и сельском хозяйстве!
К тому же, инфляция имеет не только монетарный характер из-за девальвации гривны. На это справедливо указал зампредседателя Нацбанка Сологуб, обративший внимание на тот факт, что одной из важнейших причин инфляционного всплеска является катастрофический рост тарифов, который будет продолжаться как в 2015, так и в следующем 2016 году. Можно быть уверенным: с началом фактического действия огромных тарифов на коммуналку, введенных с 1 мая 2015 года, «цифры роста» экономики еще более возрастут и правительство получит очередную возможность отчитаться о повышении макроэкономических показателей.
В целом же представляется, что в 2015 году может повториться ситуация в экономике, имевшая место в 2014 году. Напомним: тогда инфляция составила 24,9%, падение производства — 6,8%, а сокращение объемов промышленной продукции — почти 11%.
На днях Всемирный банк озвучил довольно тревожные прогнозы, которые ставят под огромное сомнение оптимизм по поводу роста производства в марте по отношению к февралю 2015 года. Еще в январе он прогнозировал падение экономики в Украине в 2015 году в размере 2,3%. Однако недавно директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Чимяо Фан в ходе презентации нового экономического обзора и макроэкономического прогноза для Украины в представительстве этого ведомства сообщил, что Всемирный банк ухудшил прогноз падения украинской экономики до 7,5%.
Поскольку подобные прогнозы представляются весьма правдоподобными, особых иллюзий по поводу реального, а не надутого инфляцией роста производства ожидать не следует.
Коментарі — 0