У чому важливість саміту НАТО у Варшаві
Подібного роду заходи рідко підносять якісь сюрпризи.
Мовою оригіналу:
Западная бизнес-культура не предполагает экспромтов, хотя нельзя исключать их полностью. Все готовится заранее, в том числе и экспромты. Уже за несколько месяцев до начала саммита было сделано достаточно много деклараций по поводу запланированных к обсуждению вопросов и анонсов решений, которые возможно будут приняты на саммите. Вместе с тем, эти документы пока в состоянии проекта и при их обсуждении на саммите могут быть сделаны важные заявления, внесены ключевые поправки. За этим нужно будет внимательно следить, и анализировать уже по результатам.
Из того, что известно на сегодняшний день, предстоит очень серьезный разговор по пересмотру задач НАТО как оборонительного союза в изменившихся условиях. Парадоксально, но факт – сегодняшние новые условия в плане угроз безопасности членам Альянса во многом напоминают ситуацию времен Холодной войны. На первый план снова выходят военные угрозы со стороны России (преемника СССР) и задачи обороны территории стран-членов НАТО. Очень важными будут официальные формулировки по оценке восприятия России, принятые в итоговых документах саммита, поскольку они станут основой развития политики Альянса на ближайшие годы.
Скорее всего, получат дальнейшее развитие два ключевых направления стратегии Альянса по отношению к России, а именно – «сдерживание» и «диалог». Политика сдерживания пришла на смену партнерству. При этом будут предприниматься дальнейшие попытки поддержки каналов диалога, как способа сохранения возможного уровня взаимного доверия сторон, предупреждения нарастания конфронтации, в том числе в результате непредвиденных военных инцидентов. Интрига состоит в балансе между приоритетами сдерживания и диалога.
Чем это важно для Украины? К сожалению, Украина оказалась в положении «буферной зоны» между Россией и НАТО и одним из элементов российской агрессии стала прокси-война России с НАТО и США, как основным противником. Соответственно, сохраняется угроза использования Россией украинской территории в качестве полигона для демонстрации силы и агрессивных намерений по отношению к НАТО, США, Европе, Западу. От баланса между действиями НАТО по сдерживанию и налаживанию диалога с Россией во многом будут зависеть желание и возможности реализации планов кремлевских стратегов. Я искренне надеюсь, что преобладает позиция тех лидеров Альянса, которые понимают, что конструктивный диалог с российской властью сегодня возможен лишь с позиции силы.
НАТО уже не может оставаться в стороне от угрозы безопасности Альянса, исходящей от агрессивного поведения России по отношению к соседним странам. Логично ожидать того, что Альянс и дальше будет наращивать усилия по оказанию помощи Украине, особенно в сфере оборонной реформы. Возможно, будут какие-то новые инициативы о предоставлении Украине не только консультативной, финансовой и технической помощи, но и оборонительных вооружений отдельными странами. Такие действия являются элементами политики сдерживания и можно заранее предвидеть вербальную реакцию России на следующем раунде «диалога» с НАТО. Но на характер последующих практических действий Кремля, как и на готовность к диалогу и компромиссам, решающее влияние будет иметь готовность НАТО продемонстрировать приверженность ключевым ценностям и принципам, заложенным в основу Вашингтонского договора. Есть надежды, что именно таким будет основной мотив итоговой декларации саммита НАТО в Варшаве.
С чем Украина едет на саммит НАТО? Уже известно, что «украинский кризис« займет особое место, как в повестке дня саммита, так и во время заседания Комиссии Украина-НАТО (КУН). Кстати, сам факт проведения КУН в Варшаве как единственной встречи такого уровня со страной-партнером лишний раз подчеркивает особое внимание НАТО к Украине. Несомненно, наших партнеров будут интересовать дальнейшие планы Киева по урегулированию конфликта. В ходе саммита президенту Порошенко, очевидно, предстоит выслушать не только слова поддержки, но и ответить на неудобные вопросы по общей «стратегии» урегулированию конфликта на Востоке Украины и по выполнению Минских соглашений, в частности.
При наличии общего консенсуса относительно того, кто является главным нарушителем Минских соглашений, остается также ряд очень серьезных претензий к украинской стороне, касающихся принятых в Минске обязательств. Не будем говорить о том, насколько эти обязательства реалистичны или опасны для Украины, особенно в части внесения изменений в Конституцию и проведения выборов до момента передачи контроля над границей. Но это, к сожалению то, под чем президент Порошенко подписался в феврале 2015 года.
Один из главных вопросов – выборы на Донбассе. Нельзя не согласиться с аргументами, что выборы невозможны при отсутствии необходимого уровня безопасности, приемлемого минимума соблюдения требований украинского законодательства и стандартов ОБСЕ. Но удастся ли Президенту убедительно объяснить, почему не принимается сам закон о выборах? Именно это является одной из основных претензий к Украине по выполнению Минских соглашений. Наличие такого закона не угрожает немедленным проведением выборов. Более того, соответствующее качество выверенного до запятых закона, с максимально четко прописанными условиями вступления в силу и предостережениями по поводу безопасности, соблюдения норм украинского и международных стандартов, может стать надежным предохранителем проведения выборов на территории ОРДЛО по российскому проекту.
Абсолютно логично, что наши партнеры будут ставить эти вопросы, даже если понимают опасность выполнения подобных обязательств для национальной безопасности Украины. От того, насколько аргументированно Порошенко сможет на них ответить, думаю, будет во многом зависеть сохранение западной коалиции, благодаря которой Украине удается избежать полного поражения в конфликте с Россией.
Что касается кардинальных изменений в формате двусторонних отношений Украины с НАТО, то тут не следует ожидать сенсаций. Надеюсь, что украинская сторона не будет поднимать вопрос предоставления ПДЧ, хотя эта тема интенсивно дискутируется в некоторых экспертных кругах. Почему нельзя и не стоит поднимать этот вопрос? Во-первых, НАТО не готов к положительному ответу. Во-вторых, это не принесет никакого позитива в наши двусторонние отношения исходя из сегодняшних геополитических реалий. В среднесрочной перспективе Годовая Национальная программа останется основным форматом сотрудничества Украина-НАТО.
По имеющейся информации, планируется обсуждение основных положений недавно утвержденного Стратегического оборонного бюллетеня (СОБ) – «продукта» совместной работы со специалистами НАТО. Это действительно первый подобный документ, когда участие зарубежных советников кардинально отличалось от традиционного формата. Раньше наши партнеры по НАТО получали уже практически готовый проект, и им оставалось сделать какие-то замечания, которые уже не могли существенно повлиять на суть окончательного продукта. В работу над СОБ группа экспертов НАТО была вовлечена с самого начала и до конца и, благодаря этому, он обладает гораздо большей конкретикой, отображает стандарты и подходы НАТО к планированию. Ключевым отличием СОБ является четкое определение приоритетов. Именно эти приоритеты послужат ориентиром для наших партнеров в качестве определения направлений сотрудничества с Украиной на ближайшие 3-5 лет.
Кстати, еще одним важным решением саммита должен стать Комплексный пакет помощи Украине, которая также будет направляться на совместно разработанные в СОБ приоритетные направления.
В заключении, хотел бы еще раз подчеркнуть, что предстоящий саммит НАТО в Варшаве должен стать неординарным событием. Итоговые решения саммита будут иметь долгосрочные последствия для региональной и глобальной безопасности. Задача Украины – сделать все возможное, чтобы в этих решениях прямо или косвенно были отображены наши интересы, а также максимально эффективно использовать их при дальнейшем сотрудничестве с Альянсом, отстаивая собственные интересы с максимально возможным пониманием и учетом интересов партнеров.
Джерело: Сегодня
Коментарі — 0