Безпечний простір для вашої дитини. Як протидіяти шкільному булінгу

    Чи часто ваші діти розповідають, що хтось з однокласників їх цькує?
    Мовою оригіналу Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.
    • Ольга Адажій

      Дитячий психолог Федерації Крав-мага Україна

    • 7 Листопада, 08:21
    • Розсилка

    Чи часто ваші діти розповідають, що хтось з однокласників їх цькує?

    Мовою оригіналу

    Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?

    Если вы в своей жизни никогда не испытывали систематической травли или другого насилия со стороны человека, у которого больше власти или влияния, то вам может показаться, что буллинг — это мелочь. Тем не менее, в Украине, согласно исследования, проведенного для UNICEF, с буллингом сталкиваются 89% школьников.

    Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.

    Буллинг — это не просто злость и подлость. Это неосознанное агрессивное поведение, возникающее из-за реального или ощущаемого дисбаланса власти. Буллинг имеет тенденцию повторяться и оставляет жертву в состоянии страха и стресса. Похожий эффект буллинг оказывает и на тех, кто оказывается свидетелем происходящего. Если дети поссорились или даже обозвали кого-то, или один раз исключили кого-то «из своей команды», то это не классифицируется как буллинг. Но если в детском коллективе формируется культура безнаказанного насилия, то это может создать у них ощущение дозволенности унижения других.

    Школьная травля – это всегда очень сложный процесс, в котором принимают участие разные стороны: жертвы, обидчики или преследователи, наблюдатели, сочувствующие той или иной стороне. Все они находятся в непрерывном процессе взаимодействия, характер которого во многом обусловлен позицией по отношению к происходящему взрослых и школы. Для нас, родителей, очень важно, чтобы школа для ребенка стала местом его комфортного пребывания, развития личности, обучения выстраиванию социальных связей и дружеских взаимоотношений. Спокойные, дружеские отношения в классе часто оказываются даже важнее качества образования. Однако психологический климат в детских коллективах далек от родительских ожиданий.

    Под школьным насилием понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей и подростков, а также учителей. В этом же значении используется термин «буллинг»: чаще он описывает издевательства со стороны группы сверстников по отношению к ребенку, который не способен защитить себя. Насилие в школе может быть скрыто от глаз. Часто ли ваши дети рассказывают вам о том, что кого-то из одноклассников преследуют, обижают, травят? А между тем треть всех учеников испытывает нечто подобное. Из общего числа случаев насилия над детьми и подростками 19,7% приходится на насилие в школе: в 27,2% случаев – со стороны учителей, в 72,8% случаев – со стороны других учеников.

    Одна из причин распространенности школьной травли – высокий уровень терпимости к насилию и жестокому обращению в нашей культуре. Зачастую само понятие насилия размывается, и к нему причисляются только крайние формы воздействия, приведшие к тяжелым физическим последствиям или смерти человека. А в остальном безнаказанная жестокость в отношении другой личности считается вполне допустимой. Другая причина – мальчишеская субкультура демонстрации превосходства, лидерства на основе физической силы, агрессивности, подчинения более слабых.

    Наиболее распространено в школьной среде эмоциональное или психологическое насилие: оскорбления, грубые, обидные клички и прозвища, зачастую с использованием нецензурных слов, необоснованные обвинения, клевета, угрозы, отказ в общении, полное игнорирование.



    Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься. Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться – от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию. Оскорбления одноклассников, клевета, вымогательство, – чаще это происходит в школах с «душной» атмосферой, где человеческое достоинство не является ценностью, где большинство детей апатичны и разочарованны, где их потребность в признании и понимании не удовлетворена.

    Особенно тяжело ребенку справиться с психологическим насилием со стороны учителя в начальной школе. В это время учитель – самый важный для него взрослый (после родителей), он имеет большое влияние на его становление как личности, на выбор его ценностей. Отношение учителя, его оценочное мнение очень важны для ребенка, и, если учитель оценивает кого-то из ребят как «плохого», дети этому верят и перенимают эту оценку. Его замечания по поводу успеваемости, внешнего вида, игнорирование ребенка приводят к тому, что у ученика появляется страх навсегда остаться «плохим» для учителя и класса. Если учитель плохо относится к ребенку в начальной школе, тот обычно теряет интерес к учебе, с трудом усваивает материал, хуже успевает. Школьник может начать придумывать различные предлоги, чтобы не ходить в школу, или просто категорически отказывается идти на урок, начинает часто простужаться, становится более скрытным, тревожным, плаксивым.

    В идеале ребенок приходит и рассказывает вам о том, что его травят. Но если ребенок об этом не говорит, а вы видите, что он стал грустным, расстроенным, боится чего-то, начните разговор сами. Скажите, что вы замечаете, что что-то не так, опишите детально, какие именно изменения в ребенке вы видите, но не давайте оценок. Никакого сарказма и поучений. Создайте для вашего ребенка безопасное пространство, где он может поделиться чем-то, что его ранит или за что ему стыдно. Задавайте открытые вопросы: «Мне кажется, что ты какой-то грустный в последнее время. Что-то случилось, что расстроило тебя?» или «Ты не хочешь идти в школу в последнее время и даже пытаешься сказаться больным, чтобы остаться дома, когда ты совсем не болен. Если в школе что-то происходит, почему ты не хочешь туда идти, давай поговорим об этом». Для начала пусть ребенок выскажет свои чувства, постарайтесь подбодрить, успокоить его в ответ. Так ребенок будет знать, что может всегда вам все рассказать.

    Самое главное – никогда не оставаться равнодушными к проблемам ребенка, не надеяться, что существует простое решение или что все разрешится само собой...

     Український інститут дослідження екстремізму та Інформаційне агентство «Главком» за підтримки Уповноваженого президента України з прав дитини презентують спеціальний проект з протидії булінгу в школі «Стоп шкільний терор» («Безпечна школа»).
    Ми зібрали найкращих експертів з проблеми насилля у школі: дитячих та шкільних психологів, законодавців, керівників державних структур, що займаються проблемами дитинства, експертів з юриспруденції, науковців та громадських діячів, які поділяться практичними навичками та теоретичними знаннями зі способів протидії булінгу і порадять батькам і дітям, як протидіяти психологічному та фізичному насиллю в школі. Свої життєві історії, пов'язані із знущанням у школі, розкажуть також відомі люди, зірки шоу-бізнесу, політики та звичайні батьки, які змогли знайти рецепти протидії шкільному терору.

    Читайте також: 

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди співпадають з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Дмитро Тимчук
    Дмитро Тимчук

    Народний депутат України (Народний фронт)

    Костянтин Машовець
    Костянтин Машовець

    Координатор групи «Информационное сопротивление»

    Денис Казанський
    Денис Казанський

    Журналіст

    Сергій Грабовський
    Сергій Грабовський

    Політичний аналітик

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ