Think Tank Business або Звідки гроші в українських аналітичних центрів
Think Tank Business або Звідки гроші в українських аналітичних центрів
Узнав, что я работаю в неправительственном аналитическом центре, многие мои знакомые начинают с восторгом меня расспрашивать. Встречи с политиками и дипломатами, владение сенсационной информацией до того, как она проникает в прессу, написание аналитических записок, публикация статей, выступления по ТВ – все это вписывается в представление многих об "интересной", не "такой, как у всех", работе.
Услышав же, что мы анализируем внешнюю политику Украины, многие становятся более озадаченными.
Что является нашим продуктом и кому он нужен? Кто заказчик и зачем он нам платит? Есть ли на самом деле независимые неправительственные организации? И, наконец, можно ли на этом заработать?
Ниже приводятся ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, которые, я надеюсь, сделают работу украинских аналитических центров более видимой и понятной для украинских граждан.
В Украине правовая форма аналитического центра – английский вариант think tank – не закреплена на законодательном уровне. Поэтому отличить think tank от других общественных организаций можно, только проанализировав его деятельность.
В украинских реалиях неправительственным аналитическим центром может называться независимая неприбыльная организация, которая осуществляет анализ политики в одной или нескольких сферах – экономика, энергетика, юстиция, оборона и так далее. При этом она имеет штат аналитиков, работающих на постоянной основе, и занимается выработкой рекомендаций для тех, кто принимает решения, а также просвещением общества.
В отличие от университетов и институтов, аналитические центры стремятся не только провести анализ проблем политики, но и лоббировать определенные политические решения.
В Украине аналитических центров в "чистом" виде – от силы двадцать. Наверное, среди наиболее известных украинских think tank можно назвать Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Это один из наибольших аналитических центров Украины, как по экспертному составу – более 20 человек, так и по объему годового бюджета – сайт организации декларирует цифру в 4,5 миллиона гривен.
Скептицизм моих собеседников обычно усиливается, когда я говорю о влиянии на тех, кто принимает решения.
Неужели голоса кучки экспертов могут убедить украинских политиков и чиновников провести честные выборы или необходимые экономические реформы, которых страна и так дожидается годами?
И да, и нет. Конечно, было бы наивно ожидать от одного think tank-а переворота в определенной сфере государственной политики. Однако деятельность некоторых аналитических центров все же имеет эффект.
Во-первых, у аналитического центра больше шансов достучаться до тех, кто принимает решения, если проблема, которую они решают, действительно актуальна для государства.
Например, когда Институт мировой политики опубликовал аналитическую записку "Украина в системе ПРО НАТО" в октябре 2011 года, некоторые функционеры даже сокрушались: была бы она представлена парой недель раньше, Виктор Федорович обязательно захватил бы ее в поездку в Завидово, на дачу к российскому президенту. То, что украинские центры активно обсуждают сотрудничество Украины и НАТО в одном из самых болезненных для России вопросов, послужило бы украинскому Президенту дополнительном рычагом влияния в разговоре о газовых делах.
Во-вторых, находя доступ не только к открытым, но и к неофициальным источникам информации – многие чиновники и иностранные дипломаты охотно идут на контакт при условии конфиденциальности, – аналитики нарабатывают репутацию экспертов в определенных вопросах и часто присутствуют в СМИ.
Итак, у них появляется узнаваемость, а значит, – влияние. Некоторые независимые аналитики настолько хорошо разбираются в тонкостях внешней политики Украины, что украинский МИД регулярно приглашает их на неформальные консультации в узком кругу.
В-третьих, даже если к предлагаемой рекомендации не прислушались сейчас, это не значит, что она не будет реализована в будущем. Ее исполнителем может оказаться сам эксперт, который ее разработал.
В Украине немало примеров, когда бывшие аналитики становились чиновниками и наоборот. Экс-министр обороны, депутат ВР Анатолий Гриценко в прошлом – президент Центра Разумкова. Первый заместитель главы АП Ирина Акимова была директором киевского Института экономических исследований и политических консультаций. Экс-вице-премьер по вопросам евроинтеграции Украины Олег Рыбачук сейчас – активист гражданского общества, глава Гражданского экспертного совета при Украинской части комитета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС.
Органы власти в Украине являются бенефициарами аналитических центров – именно на них чаще всего рассчитаны их продукты,– но очень редко – заказчиками.
В подавляющем большинстве случаев независимые исследования в Украине финансируются иностранными донорами, а именно – государственными фондами США и стран-членов Европейского Союза. Исключение составляет приватный фонд Джорджа Сороса, представленный в Украине Международным фондом "Видродження".
Зачем иностранным государствам финансировать какие-то исследования в Украине?
Ответ прост. Европейский Союз и США пытаются обеспечить – на своей границе и в регионе соответственно – функционирующее демократическое государство. Иными словами, представителям ЕС и США не нужно будет трудоустраивать нелегальных мигрантов из Украины, беспокоиться о незаконной торговле оружием и людьми и вести дебаты о предоставлении убежища тому или иному украинцу. Эти страны работают на предупреждение собственных проблем, источником которых может быть Украина.
Людям, не сталкивающимся с третьим сектором, трудно в это поверить, но западные доноры не говорят украинским аналитическим центрам, что именно они должны сделать, и не влияют на результаты анализа и рекомендации.
Сотрудничество аналитического центра и донора происходит в том случае, если их приоритеты совпадают. Например, одни страны-члены ЕС полагают, что приоритетными сферами для реформ в Украине являются местное самоуправление или энергетика. Другие поддерживают исследования в сфере экономики или обороны.
Альтернативная оплата анализа различных сфер политики может исходить от политических сил.
В Германии существует целый ряд аналитических центров, которые предоставляют аналитическую поддержку политическим партиям – например, Фонд Конрада Аденауэра при ХДС или Фонд Фридриха Эберта при Социал-демократах.
Некоторые доноры допускают сотрудничество украинских think tank с политическими силами при условии, что они сохраняют критическое мышление, объективный анализ и остаются верны собственным убеждениям. Впрочем, в украинских политических реалиях соблюдение всех перечисленных пунктов не всегда возможно.
Меня часто спрашивают, есть ли прибыль в неприбыльных организациях. Иными словами – можно ли в аналитическом центре заработать?
Ключевой капитал аналитического центра – это его репутация, которая создается путем объективного профессионального анализа и незаангажированности.
Такая чистая совесть дается нелегко.
Оставаться независимой для организации в Украине возможно, если западные доноры являются практически единственным источником финансирования. А это означает существование от гранта к гранту. Поэтому создавать планы стратегического развития на долгосрочную перспективу для аналитических центров очень трудно. Кроме того, политический контекст может измениться за очень короткий период времени – вспомните Харьковские соглашения между Россией и Украиной.
Размер гранта, в зависимости от сложности и продолжительности проекта, может составлять от 5.000 до 100.000 долларов США. Но в среднем аналитический центр редко может претендовать на грант, превышающий 40-50.000 долларов США.
Около 80% бюджета проекта идет непосредственно на проектные затраты. Примерно одна пятая гранта остается на административные расходы – зарплаты, в том числе и административному персоналу, аренду офиса, телефон, интернет, и так далее. При этом не все доноры любят брать на себя как админрасходы, так и выплату налогов, предусмотренных украинским законодательством.
В среднем ежемесячная зарплата аналитика в неправительственном центре составляет 600-1.200 долларов США. Это позволяет привлекать на работу многих украинцев-выпускников европейских ВУЗов. Такие входят в штат большинства крупных аналитических центров в Украине.
С другой стороны, на этом финансовые преимущества think tank-ов исчерпываются. Средства западных налогоплательщиков не покрывают различные "бонусы" в виде медицинской страховки или перелетов бизнес-классом.
Вместе с тем, работа в think tank-е имеет свои плюсы. Для кого-то это – публичность, для кого-то – владение информацией, для кого-то – влияние на политические процессы.
В сущности, вдохновляет сам факт принадлежности к независимым аналитическим центрам в Украине, так же, как и к независимым СМИ. Это те островки демократии и свободной мысли, которые дают надежду на то, что Украина еще станет полноценным европейским государством.
Содержание статьи является исключительной ответственностью автора и не может трактоваться как официальная позиция Института мировой политики.
Екатерина Зарембо, заместитель директора Института мировой политики, Киев, специально для УП
Коментарі — 0