Путін, як і Гітлер у 1942 році, покладає надії на дипломатію
На Заході зараз багато хто починає говорити про збереження обличчя Путіна
Мовою оригіналу
Совершенно очевидно, что новейшее оружие, передаваемое западными странами Украине, сможет остановить наступление российской армии и обратить ее вспять. Это будет трудная и кровопролитная война, но в ее исходе нет сомнения, как, после отражения первого наступления Вермахта в России и вступления в войну США в декабре 1941 не было сомнений, что военная машина стран Оси обречена на поражение. Перелом в войне наступил во второй половине 1942, а все последующее стало затянувшимся концом гитлеровской коалиции.
Однако, у Гитлера в 1942, как и у Путина сейчас остается надежда на благополучный, пусть и не победоносный исход войны. Эта надежда – дипломатическая. Германия проводила постоянные дипломатические зондажи, надеясь расколоть антигитлеровскую коалицию, уговорить англо-саксонские демократии выйти из войны, обещая в качестве платы немалые уступки. Как известно, антигитлеровская коалиция осталась незыблемой и это привело мир к победе над тоталитаризмом и милитаризмом Германо-Австрии, Италии, Японии, Венгрии.
А вот в 1938-начале 1939 г. было иначе. Демократический мир пошел на сговор с агрессором. Согласился на аншлюс Австрии, на раздел Чехословакии, на оккупацию Италией Албании, готов был предоставить сражавшуюся с японцами китайскую армию Чан Кайши самой себе – и в результате та самая война. Главные бенефициары 1938-39 гг. – Германо-Австрия, Венгрия, Италия, Япония оказались в конечном счете главными жертвами своих же агрессивных режимов, поддерживаемых народами этих стран. Но между этим «конечным счетом» и сладостными успехами побед, бескровных или легких, пролегли шесть лет страшнейшей войны, унесшей жизни 80 миллионов людей и лишивших физической и умственной полноценности еще 136 миллионов раненных, контуженных, пораженных лучевой болезнью и морально раздавленных лагерями и потерей близких, принудительным трудом, изнасилованиями...
Среди жертв оказались и умиротворители – Великобритания, Франция, и искавшие своих выгод СССР и США, и так умиротворенные Германо-Австрия, Япония, Венгрия, Италия. Из жертв равнодушия и умиротворения больше всех пострадал Китай, существенно меньше – Чехословакия.
Путь отхода от принципов гуманизма и человечности ради сиюминутных выгод мира оказался непродуктивным. Большая война разразилась в Европе через 10 месяцев после Мюнхенского сговора и приобрела мировой характер через три года. Даже для Гитлера и Муссолини, ликовавших в Мюнхене, успехи закончились через четыре года, а вскоре им пришлось заканчивать и счеты с жизнью.
Для Путина ныне остается казалось бы то же эффективное дипломатическое оружие – раскол антипутинской коалиции дипломатическими методами и экономическим давлением (нефть, зерно и т.п.). И многие на Западе начинают говорить о «сохранении лица» российского диктатора, о необходимости мира скорейшего и беспринципного, о новом территориальном разделе Украины, об усталости от войны, которая идет не на их территории, а на земле многострадальной Украины. Такие разговоры только что звучали в Давосе, их подпитывают экспертные оценки и некоторые влиятельные СМИ.
Говорящие так, а среди них я вижу представителей и держав умиротворителей, и держав умиротворенных Мюнхеном, должны вспомнить то прошлое и ту цену за политическую близорукость, которую всем пришлось заплатить в 1939-45 гг.
В ответ на радостные слова настоящего джентельмена и доброго человека Невилла Чемберлена – «Я привез мир нашему поколению», англичане услышали суровую отповедь Черчилля – «Вы согласились на позор – Вы получили его, теперь Вы получите войну». Не подавший в отставку 10 мая 1940 г. Чемберлен, а сэр Уинстон Черчилль принял эту войну и выиграл ее. Но какой ценой!
Слова великого британца, победителя нацизма, должны набатно звучать над сегодняшним миром. Они актуальны как никогда.
Коментарі — 0