Алексей Плотников: Пока нет аргументов, чтобы Украина свернула евроинтеграцию
«Благодаря» делу Тимошенко Украина переживает один из самых кризисных периодов в отношениях с Западом в своей независимой истории.
«Благодаря» делу Тимошенко Украина переживает один из самых кризисных периодов в отношениях с Западом в своей независимой истории. Виктор Янукович высказал в интервью зарубежным СМИ несколько жестких заявлений, договорившись до того, что подписание ассоциации с ЕС может быть отложено, и перенес визит в Брюссель, где его, прямо скажем, не ждали.
Зато внешне налаживаются отношения с Россией. Во время встречи Виктора Януковича и Дмитрия Медведева в Донецке прозвучало заявление российского премьера Владимира Путина, что руководители правительств стран СНГ «неожиданно» подписали Договор о свободной торговле в рамках Содружества. А на самой президентской встрече были подписаны некие двусторонние соглашения. Более того, по словам Януковича, в ближайшее время будут расставлены все точки над «і» в многострадальной газовой сфере. Оппозиция заговорила о смене внешнеполитического курса и потребовала отчета Президента перед парламентом.
Регионалы же уверяют, что ничего не изменилось – так, легкие недоразумения с Западом и никакого крена на Восток. Глава подкомитета по вопросам международной экономической политики экономического комитета ВР Алексей Плотников успокаивает, что во внешней политике не будет сделано никаких кардинальных шагов, а значение ЗСТ с СНГ не стоит переоценивать.
После резких высказываний Виктора Януковича в западной прессе, встречи в Донецке украинского и российского президентов и подписания в Петербурге соглашения о ЗСТ с СНГ многие заговорили о смене внешнеполитического курса Украины.
Скажем так – мы продемонстрировали чувство собственного достоинства, но курс не изменился. Никто не вышел из переговоров по ЗСТ с ЕС, никто не отказался от соглашения об ассоциации. Сегодня-завтра первый вице-премьер Клюев находится в Брюсселе именно для завершения работы по ЗСТ с Евросоюзом. По соглашению об ассоциации тоже ничего судьбоносного не произошло. Может быть, кому-то хотелось бы, чтобы Украина внезапно развернулась и хлопнула дверью, но, в принципе, ничего такого не сделано.
Янукович сказал, что Украина может повременить с соглашением об ассоциации…
Повременить – это вопрос третий… У нас ведь и до этого были заявления, что если не будет четко прописана перспектива членства, мы не будем эту ассоциацию подписывать. Это абсолютно нормально и логично. Ну, не в январе она будет подписана, а в марте или летом.
Но вы же в курсе, что скоро выборы в Европарламент, и процесс подписания может застопориться по объективным причинам, даже если стороны достигнут обоюдного согласия.
Мы знаем все эти факторы, но это никак не является сменой курса.
Что конкретно даст соглашение по ЗСТ с СНГ Украине и как это будет кореллировать с подписанием аналогичного соглашения с Евросоюзом?
Это соглашение пока не обнародовано, но там снимаются жесткие ограничительные пошлины, таможенные ограничения и так далее. Режим торговли станет понятным и простым. Теперь не будет ограничительных пошлин для украинских труб, карамели, сыров и прочего. И, конечно, выгодно будет торговать продукцией, если на нее не налагаются ограничительные меры. У нас есть масса предприятий, выпускающих продукцию, которая никогда не сможет пересечь границу Евросоюза. Причины этому – традиции, стандарты, предпочтения и так далее. Но эту продукцию с удовольствием покупают в бывших советских республиках. Так почему же не оживить работу этих предприятий?
Когда были начаты переговоры по этой зоне и правда ли, что Украина торпедировала их все это время?
Украина никогда их не торпедировала, просто не было энтузиазма со стороны России и других стран. По-моему, первый раз что-то подписывали еще при Кравчуке, потом Россия не ратифицировала. Можно сказать, что вялотекущие переговоры шли в течение всей нашей независимости.
Владимир Путин отметил, что подписание соглашения стало неожиданным. Почему это произошло именно на фоне охлаждения наших отношений с Европой?
Это, скорее, совпадение. В принципе, соглашение пытались подписать неоднократно – перед Новым годом, потом месяца два назад, но не пошло. Это соглашение время от времени всплывало. Ну, подписали – и, слава Богу. К тому же, не все страны СНГ его подписали.
Неожиданность еще и в том, что СНГ считается, по сути, мертвой организацией.
Это не возрождение СНГ, а, скорее, нормализация экономических отношений среди его членов. СНГ по-прежнему остается мертвой организацией с политической точки зрения.
Москва неоднократно заявляла, что хочет видеть Украину в Таможенном союзе. Можно считать это соглашение предвестником более глубокой интеграции наших стран?
Никаким предвестником оно не будет, потому что это соглашение охватывает страны СНГ. В Таможенном союзе совершенно другие принципы и методы. Насколько я знаю, в Санкт-Петербурге премьер Украины заявил, что следующий шаг – это подписание ЗСТ с Евросоюзом, поэтому не вижу здесь никакой смены курса.
А вот Виктор Ющенко считает, что подписание этого соглашения закрывает путь в Европу.
Пусть он почитает вчерашние заявления представительства Еврокомиссии, в которых сказано, что одно другому ни в коей мере не противоречит. Право каждого государства – вступать в ЗСТ с любыми другими странами.
Просто смущает, что Россия была готова снять ограничение на украинские товары путем нашего вхождения в ТС, а тут так все просто…
Сейчас с точки зрения каких-то запретительных функций Россия не сможет вводить какие-то преграды для украинской продукции, потому что наши страны стали членами ЗСТ. Вот вам и преимущество подписания этого соглашения.
В чем состоит конкретная экономическая разница между ЗСТ с СНГ и Таможенным союзом?
В Таможенном союзе – общая таможенная политика на внешних границах. То есть члены ТС становятся единым таможенным пространством и они обороняются от внешних факторов на своих границах. А ЗСТ – это просто отсутствие ограничительных пошлин при взаимной торговле. В принципе, это добрая воля подписантов соглашения, которые не устанавливают друг против друга специальные ограничительные меры.
Россия сейчас устами некоторых своих чиновников не скрывает удовлетворения размолвкой Украины с Европой…
Давайте уже называть это злорадством.
...Европейцы же в свою очередь опасаются сближения Украины с Россией. Как будет вести себя в этой ситуации наша страна?
Действительно, может, кто-то и строит модель, что если вдруг так решительно охладятся отношения и дойдет до чего-то непредсказуемого, то Украина развернется в другую сторону. Может, кто-то на это надеется, но каких-то оснований для того, чтобы Украина попала в такое положение, я не вижу. У нас нет состояния войны с Евросоюзом, и никто не свернул евроинтеграцию. А то, что в России кто-то на что-то надеется – это их право. Пока нет таких аргументов, чтобы Украина свернула евроинтеграцию и вошла в Таможенный союз.
А какой термин вы бы применили к сегодняшним отношениям Украины и ЕС?
Это, бесспорно, охлаждение отношений. Что-то застопорилось у нас в отношениях с Европой, но «стопорение» – некрасивый термин.
Это «стопорение» исключительно из-за дела Тимошенко или есть еще какие-то причины?
Давайте не будем анализировать из-за чего, а просто констатируем, что охлаждение есть.
Кто должен первым пойти на уступки в этой ситуации?
Это двусторонние отношения, поэтому две стороны должны принимать решения, как вернуть ситуацию в предыдущее русло. Речь в межгосударственных отношениях не может идти об уступках.
Можно ли говорить, что договор о ЗСТ с ЕС уже согласован и сейчас его тормозят только политические моменты?
Его не тормозят политические моменты. Он отшлифовывается и, если сегодня все будет в порядке, первый вице-премьер вернется с уверенностью, что этот договор готов к парафированию.
Скажется ли нынешняя ситуация на наших отношениях с МВФ?
Нет. Это очень циничная прагматичная организация, которая никогда ни в одной стране не поднимала вопросы демократических свобод, политических факторов и так далее. У них совершенно другая песня.
Не секрет, что Евросоюз сейчас переживает сильный финансовый кризис. Украина пока не интегрирована в должной степени в ЕС, но, тем не менее, как финансовая ситуация там может отразиться на ситуации у нас?
Я не прогнозирую, что будет такой глобальный кризис, как в 2008–2009 годах. Кризисные явления есть, но в отдельных странах и на отдельных рынках. Есть угроза дефлота Греции, есть Португалия с Испанией, Италия пляшет, но сказать, что будут глобальные последствия, я не могу. Что касается гривни, то, в принципе, есть возможность, чтобы курс 8 гривен за доллар, который прописан у нас в бюджете, продержался до конца 2012-го года. Технически это возможно.
Когда, кстати, будет принят бюджет на следующий год?
Сейчас у нас другой Бюджетный кодекс. Думаю, на второй пленарной неделе ноября бюджет будет принят полностью.
Коментарі — 0