«Океан Ельзи» в Киеве: выходя из берегов
Всеукраинский тур с альбомом «Земля» прибыл на свою конечную станцию — в Киев. Три часа, тридцать песен. Апофеоз, канонада, гранд-финал.
«Я за четыре дня до концерта выключил телефон. Мне звонили друзья, которые хотели попасть во Дворец спорта. Мне нечего было им предложить». Эти слова Святослава Вакарчука идеально объясняют ситуацию вокруг концерта «Океана Ельзи» в Киеве. Уже в августе продавцы в кассах говорили о билетах на 28 сентября в давно прошедшем времени. Так что желающим успеть прыгнуть в последний вагон пришлось отрабатывать планы В и С.
Следующим летом должно хватить на всех. Концерт на НСК «Олимпийский» 21.06.14 в честь двадцатилетия группы — это, похоже, будет новая планка, которую «ОЕ» задаст для отечественных музыкантов. Каких радостей ожидать от июньского бенефиса, мы узнаем в районе Нового года — Вакарчук обещал.
На разговор с прессой перед шоу «ОЕ» выделили минут двадцать. Не до бесед было — саундчек затянулся, график сместился. Но даже этой оперативной летучки хватило, чтобы понять: группа в отличном настроении, в каком и должны находиться люди, объехавшие летом пару десятков городов страны и собравшие около 400 тысяч зрителей. Вакарчук и Милош Елич разбрасывались шутками, два Дениса — Глинин и Дудко — отмалчивались и улыбались, а Владимир Опсеница (он же просто Влад) скромно переваривал внимание к себе как к новому участнику группы. Топ-5 реплик, брошенных «ОЕ», выглядят так:
1. «Спасибо поклонникам, что они нам устроили такой прекрасный тур. Мы — им, а они — нам».
2. «У нас были классные концерты во всех городах, кроме Житомира. Что не так с Житомиром? Мы там не играли».
3. «Мы до сих пор не выпустили концертов на Blu-ray, потому что в Украине не так-то просто добиться хорошего качества звука. Мы фиксируем наши выступления, но пока качество этих записей нас не устраивает».
4. «Влад должен был стать нашим гитаристом еще в 2005 году. Но тогда мы оперативно договорились с Петей Чернявским».
5. «Есть ли у нас ритуалы перед концертом? Вы имеете в виду, убиваем ли мы черных кошек?»
Пока вся пятерка набирала в грудь воздуха перед выходом на сцену, в одном из пабов, находящихся через дорогу от Дворца спорта, назревал флешмоб. Трудолюбивые девушки делали из фотопортретов Вакарчука крупным планом что-то вроде масок для венецианского карнавала и раздавали посетителям. Из динамиков с грохотом вылетали записи акустического альбома «Твій формат». Это был самый изящный маркетинг в мире — вернуться сюда после концерта и обсудить за бокалом-другим впечатления представлялось логичным поступком.
В зале упомянутых масок не наблюдалось. Оно и ясно: к флешмобам надо готовиться серьезнее. Как фан-клуб «ОЕ». Под песню «Бодегіта» над фан-зоной взметнулись десятки рисунков с карикатурными рожицами. Под «З нею» прямо у сцены выросло с полсотни подсолнухов, и это было просто в десятку, учитывая, что текст песни — программный для альбома «Земля». Автору идеи полагается почетная грамота заслуженного фана «ОЕ». А тем чудакам, что нелепо и трогательно покачивали астрами и розами, — приз за волю к победе.
До концерта было объявлено, что задумана акция и на песню «Караван». Нестыковочка вышла: эту вещь с последнего диска «ОЕ» в туре не играли. Похоже, активистам фан-клуба просто очень хотелось, чтобы она прозвучала в Киеве. Как поет Юрий Антонов, мечты сбываются. И не сбываются.
«З нею» — песня, с которой начинались концерты тура во всех городах. Оптимально для старта — вроде и не шлягер, но драйвом накачан порядочно. Еще одно теплое признание Вакарчука в любви к Родине (после «Неба над Дніпром»), которое в Киеве прозвучало уверенно и сочно. Было бы идеально, если бы в эти минуты на головы зрителей обрушился дождь из семян, которые изображены на обложке диска.
Забегая вперед: сет-лист столичного выступления стал почти идеальной копией львовского — минус «Susy», плюс «Сьогодні», и одна рокировка внутри списка. Решение понятное — то, что происходило во Львове, считалось кульминацией докиевской части гастролей. А Вакарчук, как человек с опытом футбольного комментатора, знает, что выигрышный состав не меняют.
Первым приветом от Влада Опсеницы стала «Квітка» — бодро отработав первую часть песни в акустике, он на ходу сменил гитару, перешел на электричество и выдал такое соло, которое и не снилось студийной версии. Разведданные тех, кто бывал на концертах в регионах, включая тур-блогера Open.ua, подтвердились — гитара серба отстраивает живые аранжировки под себя. Почти все самое необычное, что было сыграно «ОЕ» во Дворце спорта, исполнил Влад. И если в «Майже весна» и «Відчуваю» он лишь слегка добавил красок, то игрушечную и уж слишком легковесную (как для уровня Вакарчука-песнописца) «Бодегіту» просто спас.
В принципе, чтобы уяснить себе, что за человек стал новым пятым «океаном», вполне хватило бы двух моментов. Интерлюдии-перехода от песни «Незалежність» к «Холодно», который он утрамбовал такой плотной акустикой, что в ушах звенело от удовольствия, и «Стіни», где бил такой блюз-роковый фонтан, что, казалось, будто в «ОЕ» вселился дух Led Zeppelin. Впрочем, может и вселился.
{7)
К концу первого часа стало ясно, насколько грамотно отработано участие мониторов на заднике и по бокам сцены. Порой они показывали крупным планом лица музыкантов, порой по ним пробегали фрагменты клипов. Иногда они зияли пустыми темными прямоугольниками. Все вовремя.
Кстати, касательно клипов, прокрутка «Там, де нас нема» на большом экране показала, что это видео на сегодня выглядит чуть ли не как арт-хаус в его лучших проявлениях. Особенно выгодно оно смотрится на фоне последних видеоработ группы — «Стріляй» и «Rendez-Vous». При всем уважении к заграничному легионеру Майку Брюсу, это не более чем мастеровитый лубок категории «Б» (в отличие от клипа «Обійми», снятого другим режиссером).
Нынешний Вакарчук тоже заметно отличается от того, что сидел в холодильнике с капустой, но в харизме своей копии 1998 года не уступает ни грамма. У него всегда в кармане самые нужные и точные слова для зала, которые заставляют девушек таять, а молодых людей быть мягче и пушистее. «Кто говорил, что сегодня был холодный день?» — обронит он после четвертого выхода на бис, и вопрос прозвучит как напутствие на будущее. Конечно же, те, кто был вчера в киевском Дворце спорта, будут вспоминать этот день как один из самых теплых в холодной осени 2013-го.
Это он, Вакарчук, представляя музыкантов, назовет Опсеницу Еличем, заставив Милоша угорать со смеху, — одна эта оговорка дает понять, что он потрошит себя на сцене до беспамятства. Это он, Вакарчук, будет открыто подсматривать в сетлист у микрофона, дабы вспомнить, что петь дальше после изматывающего исполнения «Відчуваю». Это он так просто и ясно скажет несколько слов о любви, что одна молодая пара под «911» простоит, застыв в поцелуе, — от первого куплета до последнего аккорда.
Это он, наконец, выйдет к микрофону на исходе третьего часа концерта, когда измочаленная бисами треть публики уже покинет зал и отправится к гардеробу. Выйдет, скажет: «Ну, это уже совсем никуда не годится…» — и спляшет под «Ото була весна» с такими кренделями, что станет страшно за судьбу клавишной установки Милоша.
А ведь так не хватало в конце именно этого, пятого, биса, в который уже мало кто верил и который, возможно, Вакарчуку был нужен даже больше, чем нам. Мелкого хулиганства, напоминания о главном: вокально-инструментальный ансамбль «Океан Ельзи», который так нравится девочкам, — это хлеб украинской поп-музыки, тесто которого настояно на могучих дрожжах рок-культуры ХХ века. Если кто не согласен, приходите 21 июня следующего года на НСК «Олимпийский», там нас и рассудят.
Игорь Панасов
Фото: Анастасия Драган
Коментарі — 0